Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
Социализации обучающихся
В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно-нравственное развитие» человека используются в контексте образования:
· воспитание – составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности;
· духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
· воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
· освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
· вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
· овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст.1);
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I, ст.2);
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст.7);
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст.8);
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст.17).
Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.):
«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
...демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
…недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
…сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (Ст. 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияперечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24).
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
· обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
· включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
· основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
· учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.
Для стимулирования размышлений участников образовательных отношений могут быть использованы варианты уклада школьной жизни, список которых не является исчерпывающим, а позволяет выделить некоторые из модельных укладов:
гимназический(образование осуществляется как восхождение к культурному эталону, симметричному, гармоничному, путем репродуктивных методов, метода примера, систематических тренировок, прямого стимулирования (поощрения, наказания, соревнования), в воспитаннике ценятся дисциплинированность, взаимоотношения «педагог – воспитанник» носят императивный характер);
лицейский(образование осуществляется как упорядоченное и спонтанное решение изобретательских задач в эвристической среде, сочетающее учебно-познавательную деятельность с творчеством (художественным, научным, техническим, социальным, экзистенциальным), общение носит демократический характер открытой дискуссии равных собеседников, подчинено решению изобретательской задачи; воспитание происходит продуктивными методами (проект, исследовательская деятельность, сократическая беседа, дискуссия и т.п.);
клубный (образование осуществляется как свободное время препровождение в общности людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, в учебно-познавательной деятельности стихийно возникают проекты, направленные на удовлетворение спонтанно возникшего интереса; отношения основаны на общности интересов детей и взрослых, характеризуются атмосферой дружелюбия и доверия, правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность, ограничения носят рамочный характер; структура социальных ролей педагогов и обучающихся включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению);
военный(образование осуществляется как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности; воспитание осуществляется методом инициации (испытание и посвящения), объяснительно-иллюстративным и методом учебной практики; имитация (военная игра) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника (социальные роли командира и подчиненного);
производственный(образование как сочетание решения учебно-воспитательных задач с задачами материального воспроизводства; обучение носит характер обеспечения повышения качества выпускаемой продукции; методами воспитания являются инструктаж, материальное и моральное поощрение за производственные достижения; подобие жизнедеятельности производственной организации задает социальные роли педагогов и обучающихся – руководитель участка и подчиненный работник, техник, инженер и рабочий).
Основными направлениями деятельности образовательной организациипо духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:
· обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, формирование готовности и способности вести переговоры, противостоять негативным воздействиям социальной среды);
· формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности);
· включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации (приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством);
· формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
· формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
· формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
· формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни; формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
· формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
· формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися(по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по обеспечению принятия обучающимися ценности Человека и человечности, формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания предусматривает:
- формирование во внеурочной деятельности «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;
- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;
- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров.
В решении задач обеспечения принятия обучающимися ценности Человека и человечности целесообразно использование потенциала уроков предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», совместных дел и мероприятий внеурочной деятельности, Интернет-ресурсов, роль организатора в этой работе призван сыграть классный руководитель.
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству предполагает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к Отечеству, который обеспечивается в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий), в составе коллектива ученического класса, организатором здесь выступает классный руководитель и педагоги школы.
Включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации может быть осуществляться в школе (приобщение обучающихся к школьным традициям, участие в ученическом самоуправлении), в деятельности детско-юношеских организаций и движений, в школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в военно-патриотических объединениях, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общественными организациями и объединениями, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).
Включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации предусматривает следующие этапы:
· авансирование положительного восприятия школьниками предстоящей социальной деятельности – обеспечение социальных ожиданий обучающихся, связанных с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов;
· информирование обучающихся о пространстве предстоящей социальной деятельности, способах взаимодействия с различными социальными субъектами, возможностях самореализации в нем; статусных и функциональных характеристиках социальных ролей;
· обучение школьников социальному взаимодействию, информирование обучающихся о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов;
· организация планирования обучающимися собственного участия в социальной деятельности, исходя из индивидуальных особенностей, опробование индивидуальной стратегии участия в социальной деятельности;
· содействие обучающимся в осознания внутренних (собственных) ресурсов и внешних ресурсов (ресурсов среды), обеспечивающих успешное участие школьника в социальной деятельности;
· демонстрация вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности;
· обеспечение проблематизации школьников по характеру их участия в социальной деятельности, содействие обучающимся в определении ими собственных целей участия в социальной деятельности;
· содействие школьникам в проектировании и планировании собственного участия в социальной деятельности.
Этапы включения обучающихся в сферу общественной самоорганизации могут выстраиваться в логике технологии коллективно-творческой деятельности: поиск объектов общей заботы, коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка мероприятия, коллективное проведение, коллективный анализ.
При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов.
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах). Деятельность по этому направлению включает сотрудничество с предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); различные интернет-активности обучающихся.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также на различные формы внеурочной деятельности.
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся может быть возложена на уроки предметной областей «Филология», «Искусство», а также на различные формы внеурочной деятельности.
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, может быть возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», различные формы внеурочной деятельности.