Недочеты в применении педали, наиболее часто встречающиеся у учащихся.

Формирование начального навыка педализации на специальных упражнениях.

В течение первого года обучения детям трудно справляться удовлетворительно с педалью даже тогда, когда их ноги достают до нее.Приступать к изучению педализации следует лишь после того, как ученикуже получил известную пианистическую подготовку, начал приучаться«слушать себя» и овладел в известной степени навыком исполнения legato.Практически это бывает обычно не раньше второго класса.Вначале следует показать, как нажимается педаль. Движение вниз ивверх должно быть бесшумным. В качестве первого упражнения можнопредложить ребенку извлечь полнозвучный аккорд и послушать его домомента затухания, затем вновь воспроизвести точно так же этот аккорд иподхватить его педалью. Путем сравнения становится особенно заметным,что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть. Послеэтого можно перейти к упражнению в связывании при помощи педалиотдельных звуков. Но теперь рука снимается, и звучание продлевается припомощи одной педали. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременнос этим педаль поднимается, затем вновь опускается, и оба звука связываютсядруг с другом. Связывание звуков при помощи запаздывающей педалитребует непрерывного слухового контроля – особенно в момент их слияния:необходимо вовремя «подхватить» новый звук педалью, не дав емунаслоиться на предыдущий.

Начинать обучение педализации следует на пьесах, где эффекты звучания тесно связаны с педализацией и где необходимость использования педали не случайна, более или менее постоянна. Словом, на пьесах, исполнение которых без педали не представляет художественного интереса. На первых этапах обучения ученик средних способностей не может охватить все сразу: точность текста, ритма, качество звука, педаль. Поэтому пьесу нужно изучать сначала без педали. С музыкальными, быстро воспринимающими детьми, которые умеют вслушиваться в фортепианное звучание, можно разбирать пьесу сразу с педалью. Тогда из первого знакомства ученик получит воображение о характере музыки и колорите звучания, которое без сомнения заинтересует и захватит ученика. Постепенно ученику можно давать все большую возможность в самостоятельном применении педали. Объяснив педаль начальных фраз и самых сложных мест, нужно предложить ученику самостоятельно разметить педаль. Потом проверить и объяснить все поправки. В применении педали много зависит от музыкальной интуиции ученика, и элементарного развития муз. Слуха. В поисках желаемого звучания ученик в идеале должен пробовать и находить сам , что подскажет его интуиция.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Термин«нажать педаль вместе со звуком» (одновременно) не идентичен понятию «прямая педаль», хотя бы потому, что прямая педальво многих случаях берется не вместе со звукоизвлечением, а после него. Синкопированная педаль противоположна прямой педали; она не разделяет, а соединяет музыкальные построения как в мелодическом, гармоническом, так и в ритмическом отношениях и является по существу связующей педалью. Данная педаль усиливает тяготение к следующему музыкальному моменту - к сильной части такта, к следующему аккорду или следующему звуку мелодии. Синкопированная педаль еще более усиливает и подчеркивает певучесть и связность этих элементов. Людвиг Риман считает, что «каждый аккорд задерживается педалью до момента вступления следующего аккорда. Не может произойти беззвучного разделения, так как при поднятии педали вступает новое звучание.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Недочеты в применении педали, наиболее часто встречающиеся у учащихся.

Недостаточно быстрая смена педали, неиспользование самых мелких «мазков» педали. Некоторые ученики нажимают педаль не плавно, с шумом, резко, хлопают сверху, держат ногу очень высоко, отнимают ее от лапки. Ставят ногу или очень далеко, глубоко, или, наоборот, держат ногу на краю лапки, и, поэтому, нога может соскальзывать. Слишком много берут педали, глубокую педаль, когда звук плывет, звучание смазано, нечистое, неотчетливое. Некоторые учащиеся забывают ставить ногу на педаль в начале исполнения сразу, если педаль не требуется, а, потом, где - нибудь в середине пьесы, спохватываются, и, тогда, ищут, а где же педаль и вспоминают, что нужно ее взять.

Руки пианиста непрерывно живут исполняемой музыкой. Точно так же и нога, управляющая педалью, одновременно с руками участвует в рождении звукового образа. До конца движения ноги уловить невозможно. Движения эти слиты со слуховым приказом (пианист должен контролировать слухом применение в произведении правой педали). В какой момент нажать и снять педаль, как глубоко нажать – эти тонкости нельзя рассчитать до конца. Для тонкого управления ими нужно тонкое понимание музыки (необходимо знание композиторского стиля), знание своего инструмента, «чуткое ухо». «Применением педали должен всегда управлять слух» (высказывание И. Гофмана). Для мастерства педализации должна быть воспитана быстрота и точная реакция и слуха, и движений ноги на художественную цель. Если движения ноги на педаль неуловимы в подробностях, это не означает, что акт педализации целиком не поддается осознанию. Шопен, единственный композитор, тщательно записывающий педализацию. Но, и он пишет педаль только в легко обозримых сознанием случаях. Рядом с его педальными указаниями пустоты. Это не означает, что в таких случаях Шопен предлагает играть без педали. Просто, педализация слишком тонка и зависит от того, что делают руки. Воспитанное ухо сумеет дать верный приказ ноге и руке. Нельзя точно отрегулировать гамму педальных оттенков, ровно, как и гамму динамических нюансов. Точная запись учитывает только момент нажатия, а глубина нажатия уже выпадает из поля зрения. С педагогической точки зрения точная запись педали порочна, так как лишает ученика инициативы. Особенно вредно то, что точная запись сосредотачивает внимание на движениях ноги, приучает ногу следовать за приказом зрения, а не слуха. Конечно, для памяти невнимательным ученикам возможно вписывать в ноты педальную идею. Ни заучивать, ни переучивать педаль нельзя. Смысл педализации нужно понимать, а незапоминать. Выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию – неверно! Нужно сразу ею пользоваться при разборе. Потом от нее следует отказаться в рабочем порядке на время. Если ученик привыкнет играть без педали, то эта привычка не педализировать может укорениться, и он обнаружит, что ноги окажутся помехой для пальцев.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 По опыту педагогической работы, с юными пианистами начинать следует с запаздывающей педали. После прямой педали тяжелее усваивается запаздывающая педаль. Внимание ученика важно направить на слушание педального звучания, а не механизм движения. В педализации приучаем ученика не просто услышать педальную расцветку, а чистое педальное звучание, бесшумное движение педального механизма, который вернее постигается на приеме запаздывающей педали. Учащиеся младших классов с большими сложностями осваивают запаздывающую педаль, поскольку руки и ноги работают вразнобой. Прямая педаль для них проще, но только при редком ее использовании. При частой смене (частом употреблении на фортепиано) прямая педаль выходит у них плохо. Вот педагоги и учат младшеклассников в основном запаздывающей педали до такой степени, что прямая педаль порой вообще не употребляется. На мой взгляд, это серьезная методическая ошибка. Музыкант должен одинаково свободно владеть как прямой, так и запаздывающей педалью.

Методика обучения на фп предлагает различные упражнения для начинающего пианиста на применение запаздывающей педали… С прямой педалью проще по применению по механике, т.к.одновременно и синхронно с рукой нужно отжимать педаль, но в произведениях чаще необходимо педализировать с запаздванием (т.е. ипользовавть запаздывание педали). У Е. Гнесиной есть легкий и понятный «Маленький педальный этюд» на прямую педаль.
Прямая педаль употребляется главным образом в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмичную опору фразы (применение т.н. «ритмической педали».). Ритмическая педаль способствует выделению опорного тона, особенно в танцевальной музыке (вальсы, танцы). Но, не только момент нажатия способствует выделению опорного тона, но, и момент снятия, разрывающий ткань, разделяющий опорные точки и подчеркивающие их значение. Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев является неглубокой, но всегда прямая. Если мелодия начинается из затакта, то педаль нужно брать не одновременно, а почти одновременно со звуком на сильной доле такта, так, чтобы педалью не захватить последний затактовый звук ( все Вальсы исполняются с применением прямой педали: связать бас и аккорд на вторую долю а насчёт третьей доли могут быть варианты снятия (поднятия педальной лапки ногой, движение наверх).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 Применение полупедали и постепенного снятия педали.

В репертуаре ДМШ встречаются и такие произведения, которые требуют применения уже более тонких приемов педализации: полупедали, постепенного снятия педали. Действие полупедали основано на том, что басовые звуки затухают медленнее высоких. Поэтому, если при исполнении фигурации, идущей снизу вверх, после появления неаккордовых звуков сделать небольшое движение ногой, — чуть приподняв от пола, а затем вновь опустив педаль, — то нередко оказывается возможным сохранить звучание баса и приглушить гармонически чуждые звуки. Поднимать педальную лапку в этих случаях надо лишь настолько, чтобы демпферы на мгновение слегка коснулись струн. Поэтому движение ноги должно быть быстрым и очень незначительным.
При ознакомлении учащихся с полупедалью им необходимо рассказать о больших выразительных возможностях этого приема. Они должны знать, что искусное его применение позволяет играть на одном басу различные гармонические сочетания и придает исполнению большую насыщенность, певучесть и красочность звучания.

Работу над полупедалью, как и над запаздывающей педалью, полезно начать с подготовительных упражнений. В качестве первого упражнения можно рекомендовать следующее: берется на педали в басу октава forte и на этом фоне исполняются рр различные аккорды двумя руками (например, параллельные секстаккорды). При появлении гармонической «грязи» звучность подчищается полупедалью, а бас удерживается возможно дольше. Владеть этой педалью значит овладеть педализацией.

Во многих случаях для «прочищения» звучности целесообразно использовать прием постепенного снятия педали. Прием постепенного снятия педали, так же как и полупедали, требует от исполнителя очень тонкого ощущения степени глубины нажатия педальной лапки. Обращаем внимание на необходимость развития техники педализации в этом отношении. Ученик должен знать не только когда, но и как нажимается и снимается педаль.

Наши рекомендации