У педагогическихи научно-педагогических работников? 9 страница
ными для восстановления давностного срока. Это решает сам суд. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров», а также правовых позиций Верховного Суда Украины по рассмотрению судами отдельных категорий гражданских дел (раздел 4. Трудовое право п. 1,2) сроки обращения в суд применяются независимо от заявления сторон. В каждом конкретном случае необходимо проверять и анализировать причину пропуска этих сроков, а также в решении указывать мотивы того, почему сроки восстанавливаются или почему сроки подлежат восстановлению. Если срок пропущен без уважительных причин, то по этому основанию может быть отказано в удовлетворении исковых требований.
Во время судебного разбирательства трудового спора суд рассматривает его по общим правилам гражданского процесса. При этом содержание процесса по данному конкретному делу определяют нормы материального трудового права (о трудовом договоре, заработной плате и т.д.). Содержание процессуальных правоотношений в данном деле составляют процессуальные права и обязанности участников этих процессуальных правоотношений и их реализация, то есть возможность и обязанность совершать процессуальные действия по мере развития судебного процесса по трудовому спору.
Компетенция, правомочия суда в области трудовых споров определяются не только кругом споров, подведомственных суду, но также и тем, что при рассмотрении спора суд может по своей инициативе привлечь на сторону ответчика третье лицо, виновное в грубом нарушении трудового законодательства, и взыскать с него материальный ущерб, понесенный предприятием (организацией, учреждением) (ст. 237 КЗоТ Украины и ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Украины).
Законодательство Украины, а также руководящие постановления Пленума Верховного Суда Украины по трудовым делам обязывают суды обеспечить полное и всестороннее исследование всех обстоятельств каждого трудового дела, выявлять причины возникновения трудовых споров и нарушения трудового законодательства, вскрывать недостатки в деятельности отдельных предприятий, учреждений и способствовать их устранению путем вынесения соответствующих частных определений.
При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подведомственность суду данного спора. Он единолично решает вопрос о принятии или отказе в принятии заявления к рассмотрению.
Судья единолично отказывает в принятии заявления к рассмотрению в случаях, когда:
а) имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же спору;
б) вопрос о споре не подведомствен вообще суду или же данный спор территориально не подсуден этому суду.
Исковое заявление подается в суд согласно ст.ст. 118, 119,120 ГПК Украины в письменной форме, в соответствии с теми реквизитами, которые указаны в этой статье. К заявлению должны быть приложены необходимые документы.
Иски по трудовым делам вправе предъявлять от имени заинтересованных работников и профсоюзные органы. Они могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов рабочих и служащих, даже когда иск заявлен самим работником.
Эти представители вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, давать объяснения, приводить доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и совершать другие, предусмотренные законом, процессуальные действия.
Истцы — работники и выступающие от их имени профсоюзные органы — по всем трудовым делам освобождаются от уплаты государственной пошлины и других судебных расходов. Если иск работника удовлетворяется, то судебные расходы, в том числе государственная пошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе работнику в иске судебные расходы ни с одной стороны не взыскиваются . В случаях, когда истцом является предприятие (учреждение), с него взыскиваются судебные издержки (по спору о материальной ответственности работника).
Суд решает трудовой спор в соответствии с обстоятельствами дела и законодательством. В решении он указывает, какие требования, на каком основании, в каком размере и в отношении какого ответчика подлежат удовлетворению или в каких отказано.
Только работник-истец может изменить свои исковые требования в суде, увеличить или уменьшить их, изменить предмет и основания иска, отказаться от иска. Если же меняются и предмет, и основания иска одновременно, то это ведет уже к заявлению совершенно нового иска. Разрешение трудового спора в суде может окончиться и мировым соглашением (ст. 175 ГПК). О принятии отказа истца от иска по трудовому делу или утверждении мирового соглашения спорящих сторон трудового правоотношения суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу. Но предварительно суд должен проверить условия мирового соглашения, чтобы они не нарушали трудовое законодательство, были ясны и определенны, не нарушали трудовые права работников и интересы предприятий (учреждений).
Определение об утверждении мирового соглашения или об отказе в этом выносится судом в совещательной комнате после обсуждения вопроса о законности соглашения. Условия утверждаемого судом мирового соглашения должны быть изложены четко и определенно, чтобы не было неясностей при его исполнении.
По каждому трудовому спору решения суда должны быть законными и обоснованными. Решение является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права со ссылкой на эти нормы. Решение является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Выводы о фактических обстоятельствах дела в решении мотивируются предусмотренными законом средствами доказывания — объяснением сторон и других участвующих в деле лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами и т. д. Особенно четко суды обязаны излагать резолютивную часть решения, чтобы при его исполнении не возникало неясностей или споров.
С 1 сентября 2005 г. вступил в законную силу Кодекс административного судоустройства Украины (КАС), поэтому особенности рассмотрения трудовых споров государственных служащих регулируются на основании этого Кодекса путем подачи административного иска в административный суд. Форма и содержание административного иска регулируются ст.ст. 105, 106 КАС.
При этом в соответствии со ст. 99 КАС устанавливается срок исковой давности 1год.
^ Что следует понимать под коллективными трудовыми спорами и каков порядок их разрешения?
Развитие социального партнерства в Украине предполагает достижение согласия между работниками и собственниками. Развитие демократических и цивилизованных способов разрешения возникающих конфликтов требуют законодательного урегулирования коллективных трудовых споров.
Международное сообщество уделяет большое внимание осуществлению взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров, возникших между ними. Так, в 1949 г. МОТ приняла Конвенцию № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров. Затем была принята Конвенция МОТ № 154 и Рекомендация № 163 (1981 г.) «О коллективных переговорах», которые предусматривают порядок разрешения разногласий (споров) при ведении коллективных переговоров. В 1951 г. МОТ приняла
специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров — Рекомендацию № 92 «О добровольном примирении и арбитраже».
В Украине правовые и организационные основы функционирования системы мер по разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов) были определены Законом Украины от 3 марта 1998 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Этот закон позволяет исключить стихийность в вопросах рассмотрения коллективных трудовых споров и направлен на предупреждение коллективных трудовых споров. Закон детально регламентирует порядок проведения забастовки, предусматривает процедуру ее объявления и правовые последствия незаконной забастовки.
В правовом государстве никакие проблемы не должны решаться спозиции силы. Формирование правового государства неразрывно связано с укреплением гарантий социально-трудовых прав и совершенствованием порядка разрешения коллективных трудовых споров.
Легальное понятие коллективных трудовых споров дано в ст. 2 Закона Украины от 3 марта 1998 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективный трудовой спор (конфликт) — это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений по вопросам: а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта; б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения; в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; г) невыполнения требований законодательства о труде.
Таким образом, в данном понятии подчеркнуто, что сами разногласия по установлению или выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях — еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегулированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, который должен разрешиться примирительными процедурами.
на отраслевом, территориальном уровнях— наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) либо административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения или другие, уполномоченные этими наемными работниками, органы и собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы либо представители;
На национальном уровне — наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения, или другие, уполномоченные наемными работниками, органы и собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы (представители) на территории большинства административно-территориальных единиц Украины, предусмотренных частью второй статьи 133 Конституции Украины.
Уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единственным полномочным представителем наемных работников до момента прекращения такого спора (конфликта).