Методика изучения поведения старших школьников в ситуации конфликта

Имя/фамилия одноклассника______________________________

8. Уходит из ситуации
9. Обзывается
10. Пытается вызвать ревность
11. Отбирает у другого какие-нибудь веши
12. Пытается отомстить любым способом
13. Сдерживает злость
14. Уговаривает других не связываться с этим человеком
15. Постепенно разрешает проблему
16. Пытается вызвать зависть
17. Делает замечания по поводу внешности человека
18. Рассказывает другим людям о сложившейся ситуации
19. Старается не показать другим, что злится
20. Обсуждает возникшую ситуацию
21. Дерется руками или ногами
22. Посылает к черту
23. Делает подножки

Инструкция: Обведи кружочком цифру, которая соответствует твоему мнению: 0 — «никогда»; 1 — «иногда»; 2 — «довольно часто»; 3 — «очень часто».

1. Пытается вывести другого из себя
2. Пытается выставить другого дураком
3. Сплетничает, злословит
4. В отместку распространяет лживые слухи
5. Долгое время распространяет клевету
6. Заводит других друзей
7. Осыпает бранью и ругательствами

МЕТОДИКА

Ключ:

косвенная агрессия: пункты I. 3, 4. 5, 10, 14, 16; прямая физическая агрессия: пункты 11, 12, 21, 23; прямая вербальная агрессия: пункты 2, 7, 9,17, 22; избегание: пункты 6, 8, 13, 15, 18, 19, 20.

Боязнь быть отвергнутым

(методика Р. С. Немова, модификация для подростков А. Г. Грецова)

Инструкция: Методика включает 32 утвержде­ния. Нужно оценить, применимо ли каждое из них к тебе. Те, что приме­нимы, отмечай знаком «+», что не­применимы — знаком «—». Оцепить следует все утверждения, ничего не пропуская; даже если затрудняешь­ся ответить точно, дай тот ответ, ко­торый представляется более прав­доподобным.

Перечень утверждений

1. Я стесняюсь идти в малознакомую компанию.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми, склонными к критике.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если я попрошу знакомого пойти со мной куда-либо, а он отка­жется, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и переспрошу его.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно говорить людям «нет».

13. Я все равно могу получить удовольствие от вечеринки, даже если понимаю, что одет немодно.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

14. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

15. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

16. Я редко противоречу людям, так как боюсь их задеть, обидеть.

17. Мне часто кажется, что незнакомые люди относятся ко мне кри­тически.

18. Когда мне предстоит идти в незнакомую компанию, я предпочитаю брать с собой друга.

19. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику. ,

20. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

21. Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.

22. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выска­зался в мой адрес.

23. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

24. Меня очень легко обидеть, даже если это незаметно со стороны.

25. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

26. Когда мне нужно за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

27. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.

28. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

29. Если в транспорте я сижу, когда кто-то стоит, то мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

30. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в бесе­ду, чем остаюсь в стороне.

31. Я стесняюсь напоминать, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, взятую на время.

Обработка результатов

Методика включает две шкалы. Оценка результатов по ним про­изводится в соответствии с приведенным ниже «ключом». Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в один балл, после чего под-считываются суммы баллов по каждой шкале в отдельности.

Шкала «Стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6 +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Шкала «Боязнь быть отвергнутым»: +1,+2, +3,+4, -5 -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Таблица, приведенная ниже, позволит оценить, насколько высо­кими следует считать результаты, полученные но каждой из этих шкал.

Уровень Шкала «Стремление к людям» Шкала «Боязнь быть отвергнутым»
Низкий 0-8 0-8
Ниже среднего У \о 9-15
Средний 16-20 16-20
Выше среднего 21-25 21-26
Высокий 26-30 27-32

Интерпретация результатов

Возможны следующие типичные сочетания результатов по этим двум шкалам.

1.Высокий уровень развития мотива стремление к людям», сочетающийся с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Человек, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стрем­лением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, ко­гда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

2.Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетающийся с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отверг­нутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с окру­жающими, испытывая от этого в основном положительные эмоции

3.Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к лю­дям». Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, на­против, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4.Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание ха­рактеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмо­ций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определенного о воз­можном поведении человека и его переживаниях, связанных с челове­ческими отношениями, на основе этой методики утверждать нельзя.

В заключение отметим, что наиболее характерным для уверенных в себе людей сочетанием оказывается такое, при котором «стремление к людям» развито сильно, а «боязнь быть отвергнутым» -- не вы­ше среднего.

Опросник «Идеальный одноклассник»

(М.М.Кравцовой)

Инструкция: Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.

Вопросы:

1. Я думаю, что идеальный одноклассник — это...

2. Я думаю, что идеальная одноклассница — это...

3. Этот одноклассник вам неприятен, потому что он...

4. Эта одноклассница вам неприятна, потому что она...

Примеры наиболее часто встречающихся ответов на вопрос о том, чем неприятен этот одноклассник или одноклассница. Неприятен одноклассник(ца), если он (она):

—злой, агрессивный, драчун;

—жадный;

—безобразничает, балуется, шалит, плохо себя ведет на уроках;

—ругается, обзывается, дразнится;

—ябеда;

—часто плачет, обидчивый;

—хочет всегда командовать, наглый, воображала, считает себя самой-самой, считает, что он крутой;

—нервный, несдержанный, никогда не сидит спокойно;

—слабый;

—грязный;

—некрасивый;

—толстый;

—все время всхлипывает, шмыгает носом;

—чавкает, когда ест;

—ходит с грязными, растрепанными волосами;

— все время у меня списывает;

— не понимает шуток;

— ни с кем не дружит;

— что-то бормочет;

— ленивый;

— мстительный;

— кривляка;

— играет без правил;

— плутоватый;

— строит из себя шута;

— вредный, противный;

— все время витает в облаках;

— хвастливый;

— ненормально все понимает;

— надоедливый, назойливый

— злорадный.

Комментарии

Как показывает анализ работ, сверстников, как в мальчиках, так и в девочках, в первую очередь отталкивают: агрессия по от­ношению к окружающим (дерется, обзывает), нарушение дис­циплины (мешает на уроке, кривляется), неопрятный внешний вид, то есть любое несоответствие ребенка стандартам группы.

Опросник «Обстановка в классе»

(М.М.Кравцовой)

Инструкция: Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?

2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?

3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?

4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?

5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?

Наши рекомендации