Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Примерные вопросы к экзамену
Вопросы для самоконтроля к разделу «Основы педагогики высшей школы»
1. Современное развитие образования в России и за рубежом. Болонский процесс.
2. Основные концепции развития педагогики высшей школы.
3. Объект, предмет и задачи педагогики высшей школы.
4. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса в вузе.
5. Понятие и сущность содержания образования как фундамента базовой культуры личности.
6. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции.
8. Учебные планы, их виды. Учебные программы и их функции. Виды учебных программ. Принципы построения и структура учебной программы.
9. Основные парадигмы образования.
10. Перспективы развития содержания высшего профессионального образования.
11. Закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения.
12. Принципы обучения, их классификация и краткая характеристика.
13. Характеристика процесса обучения как целостной системы.
14. Функции обучения и их единство.
15. Двусторонний и личностный характер обучения.
16. Учение как познавательная деятельность студентов в целостном процессе
обучения.
17. Контроль и оценка учебных достижений студентов.
18. Педагогическая технология обучения: сущность, специфика и принципы
19. Технологии традиционного обучения.
20. Технологии инновационного обучения
21. Технологии модульного обучения.
22. Специфика воспитательной работы в вузе. Современные концепции и программы воспитания.
23. Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания.
24. Понятие воспитательной системы вуза, её сущность и предназначение.
Компоненты воспитательной системы.
25. Организационные формы внеаудиторной работы со студентами.
Вопросы для самоконтроля к разделу «Основы психологии высшего образования»
1. Общее понятие о психологии как науке, исторический обзор становления предмета психологической науки.
2. Основные направления современной психологической науки.
3. Становление психологии высшей школы в историческом аспекте. Место и роль психологии высшего образования.
4. Основные отрасли и направления в психологической науке.
5. Общее понятие о психологии высшего образования. Объект, предмет, задачи, функции и понятийный аппарат психологии высшего образования.
6. Уровни развития психики. Сознание и рефлексивность.
7. Взаимосвязь и взаимозависимость познавательных и эмоциональных процессов в структуре психического акта.
8. Представление о субъекте (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Студенты как субъект образования.
9. Понятие установки. Роль установки студентов в успешном образовании.
10. Мотивация и обучение. Изучение мотивации студентов в образовании.
11. Понятие личности в психологии, современная интерпретация
12.. Типология личности.
13. Условия развития личности в высшем образовании (А.С.Запесоцкий и др.).
14.Виды и роль идентификации студентов с образовательной ситуацией в развитии личности.
15.Психологические основания процесса обучения, в том числе, в высшей школе.
16.Специфика возрастных особенностей мотивирования, преподнесения
информации, организации учебной деятельности, проверки результатов обучения.
17.Специфика индивидуальных особенностей мотивирования, преподнесения информации, организации учебной деятельности, проверки результатов обучения
18. Представление о взаимосвязи значения и смысла в построении психического образа.
19. Виды взаимоотношения значения и смысла в структуре понимания
(В.П.Зинченко).
20.Понятие взаимодействия, коммуникации в высшем образовании.
22.Значение «субъективной модели условий» взаимодействия. Роль установок и стратегии педагога в педагогическом взаимодействии со студентами в процессе обучения.
23.Ошибки и стереотипы педагогической стратегии, затрудняющие эффективное взаимодействие.
24.Роль доверия в ситуации взаимодействия в педагогическом процессе и пути его реализации.
25. Конфликт и способы его разрешения в образовательном процессе
Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Основная учебная литература
1 Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. – 288 с.
http://old.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=20289
2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. 497 с.
http://old.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=32559
3. Козьяков, Р.В. Психология и педагогика : учебник / Р.В. Козьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - Ч. 2. Педагогика. - 727 с. - ISBN 978-5-4458-4896-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214209 (14.04.2015).
Дополнительная литература
1. Ермаков, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Ермаков. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 302 с. - ISBN 978-5-374-00168-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90708 (14.04.2015)
2. Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал / Российская академия образования, Издательский Дом Российской академии образования, Федеральное государственное научное учреждение «Институт социализации и образования», Московский психолого-социальный университет и др. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2014. - № 3(35). - 208 с. - ISSN 2072-2516; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258014 (15.04.2015).
3. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой
педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
http://old.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=9118
4. Сериков В.В.Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. – 448 с. http://old.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=35359
5. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. Рекомендовано Учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. – 304 с.
http://old.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=9705