Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого, большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1) умении ощущать движения мышц;
2) достаточной эластичности мышц;
3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны.
Причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
— недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
— снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
— недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
— недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) ограничивают объем движений;
— недостаточная сила мышц снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму
Письмо — сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под — над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируютсятехнические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучения. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.