Глава v. социальные гарантии реализации прав граждан 3 страница

Предприятия общественного питания обязаны организовать питание в образовательном учреждении.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда, питания и отдыха обучающихся, воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

Комментарий к статье 52

§ 1. Статья 52 устанавливает общие права и обязанности родителей в образовательных отношениях, представляющих своих несовершеннолетних детей.

В этой статье отражены интересы семьи в образовании, представленные в виде прав и обязанностей и ответственности.

§ 2. Лица, заменяющие родителей, - это лица, наделенные правами родителей, опекуны, попечители.

§ 3. Родители (лица, их заменяющие) несовершеннолетних имеют право ознакомиться с содержанием и ходом образовательного процесса, а также с оценками успеваемости их (либо опекаемых ими) детей.

Образовательное учреждение обязано беспрепятственно предоставить им такую возможность, включая по их желанию и беседу с педагогами.

§ 4. Формой отношений образовательного учреждения и родителей, представляющих детей, является договор на образование.

Этот договор целесообразно подписывать также и детям, начиная с возраста поступления в образовательное учреждение начального общего образования.

§ 5. Родители обязаны знать и выполнять устав образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, договор на образование, учебную программу.

Кроме того, родители прежде всего обязаны знать и соблюдать права детей, установленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Государства - участники Конвенции обязались обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9); обеспечивать ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, уделять взглядам должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12); обеспечивать права и обязанности родителей и опекунов руководить ребенком в осуществлении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (ст. 14); обеспечивать честь и репутацию ребенка (ст. 16); обеспечивать доступ к материалам из национальных и международных источников (ст. 17); обеспечивать одинаковую ответственность обоими родителями за воспитание и развитие ребенка (ст. 18); защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке (ст. 19); обеспечивать ребенку полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); обеспечивать право ребенка на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 28, 31); защищать ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования, либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32); защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) и др.

Родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Процедура реализации права простая: родители подают заявление в школу своего микрорайона.

Родители имеют право:

выбирать образовательные учреждения в своем населенном пункте;

защищать законные интересы и права ребенка в образовательном учреждении, обращаясь в суд, органы управления образованием, в прокуратуру;

принимать участие в управлении образовательным учреждением. Они могут входить в совет образовательного учреждения в соответствии со ст. 35 Закона об образовании, давать предложения и замечания администрации образовательного учреждения, участвовать в работе общего собрания образовательного учреждения.

Образовательное учреждение имеет право требовать от родителей выполнения устава образовательного учреждения.

Образовательное учреждение обязано:

вести учет семей, которые дают образование ребенку в семье;

предоставить родителям возможность ознакомления с уставом образовательного учреждения;

извещать родителей об общих собраниях, их решениях;

предоставлять слово родителям на общем собраний;

рассматривать предложения и жалобы родителей;

проверить уровень подготовки ребенка при зачислении в образовательное учреждение, проведя его аттестацию.

Образовательное учреждение имеет право отказать в приеме ребенка при полной заполненности всех классов и групп по нормативам.

Комментарий к статье 53

§ 1. Статья регулирует трудовые отношения в сфере образования в части дополнительных условий реализации права на педагогический труд и устанавливает меры защиты обучающихся от насилия и других вредных воздействий, которые могут быть вызваны расстройством здоровья и (или) моральной деградацией педагога.

§ 2. Под педагогической деятельностью в Законе понимается деятельность работников в образовательных учреждениях, непосредственно направленная на обучение и (или) воспитание граждан.

§ 3. В настоящее время в законодательных и подзаконных актах перечень заболеваний, при которых педагогическая деятельность запрещена, не сформулирован. На практике к ним обычно относят либо тяжелые инфекционные заболевания (например, туберкулез), либо психические заболевания, сопровождающиеся тяжелыми расстройствами умственной деятельности или повышенной агрессивностью. Как правило, такие заболевания приводят к длительной временной нетрудоспособности, превышающей сроки, установленные ч. 5 ст. 33 КЗоТ (четыре месяца в году без перерыва). На этом основании обычно и производится увольнение.

§ 4. При приеме на работу работник обязан уведомить администрацию о своем образовательном цензе с предъявлением соответствующих документов.

В Типовом положении об общеобразовательном учреждении (1994 г.) в п. 67 установлено, что работники общеобразовательных учреждений должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик, в которых и установлен образовательный ценз.

В Типовом положении об учреждении начального профессионального образования (1994 г.) в п. 46, 48 записано, что на должности педагогического и инженерно - педагогического персонала могут быть приняты, как правило, лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую установленным квалифицированным требованиям данного профиля и подтверждаемые аттестатами, дипломами об образовании, либо документами о повышении специальной производственной, предметной или психолого - педагогической квалификации.

§ 5. На основании ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься профессиональной деятельностью, занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься педагогической деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания.

Комментарий к статье 54

§ 1. На работников образовательных учреждений распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата и должностной оклад выплачиваются им за выполнение функциональных обязанностей и работ. Должностной оклад принимаемого на работу по контракту максимальными размерами не ограничивается, но в то же время не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности законодательством РФ. Должностной оклад, установленный контрактом, можно увеличить или уменьшить (до минимального должностного оклада) в зависимости от качества работы преподавателя. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада заранее оговариваются в контракте.

Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, в том числе и педагогической (преподавательской) работы сверх установленных норм, оплачивается по дополнительному договору. В отдельных случаях деятельность подобного рода запрещается. Так, в частности, в бюджетных образовательных учреждениях дополнительные платные образовательные услуги не могут быть оказаны в рамках основной образовательной деятельности. В противном случае средства, заработанные такой деятельностью, изымаются учредителем (см. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597[14].

Определение педагогическим работникам бюджетных образовательных учреждений минимальных ставок заработной платы и должностных окладов, превышающих по своему размеру уровень средней заработной платы в Российской Федерации, возможно только с принятием специальных решений Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ. Внебюджетные образовательные учреждения и организации могут устанавливать подобные минимальные ставки заработной платы и должностные оклады по собственной инициативе.

Исходя из имеющихся средств, внебюджетные образовательные учреждения вправе устанавливать работникам размер средней ставки заработной платы, превышающий уровень средней заработной платы, существующей в Российской Федерации (см. п. 3 ст. 54 Закона).

Средняя заработная плата педагогических работников бюджетных образовательных учреждений повышается до такого же уровня путем: а) принятия правовых решений о вводе денежных доплат и надбавок стимулирующего характера; б) распространения действия правовых решений о тех или иных льготах, преимуществах.

В частности, с 1 июня 1994 г. работникам, занимающим штатные должности в государственных высших учебных заведениях, помимо должностных окладов устанавливаются доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Эти доплаты введены с целью нормализации финансового обеспечения ученых России Постановлением Правительства РФ «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов - корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» от 6 июля 1994 г. N 807.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О материальной поддержке профессорско - преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 9 сентября 1994 г. с 1 января 1995 г. в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выплачиваются надбавки в размере 60 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента.

С 1 сентября 1994 г. осуществляется доплата за ученые степени доктора и кандидата наук (соответственно в размере пяти и трех минимальных окладов) работникам образовательных учреждений федерального подчинения в системе повышения квалификации. Эти правовые предписания исполняются на практике в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук» от 26 сентября 1994 г.

Образовательные учреждения (как бюджетные, так и внебюджетные) самостоятельно утверждают форму и систему оплаты труда, точнее, обладают правом выбора одного из следующих двух вариантов определения заработной платы: установление должностных окладов или ввод почасовой оплаты труда. Должностные оклады выплачиваются штатным сотрудникам. Привлекаемые для преподавания в учреждениях, организациях, на предприятиях работники трудятся, как правило, на условиях почасовой оплаты. Должностные оклады являются фиксированной величиной, соответствующей тому или иному разряду. В свою очередь, разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника, закрепленной законодательным путем, в частности, в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785.

В этом приложении речь идет об основных должностях служащих отраслей бюджетной сферы, разряды оплаты труда которых образуют так называемую Единую тарифную сетку.

Раздел, посвященный образованию, условно подразделяется на две части.

В одной из них установлены разряды оплаты труда в зависимости от категории работников различных видов образовательных учреждений, например, внешкольных, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, колледжей и др.

Другую часть образуют категории работников и соответствующие им разряды оплаты труда только высших учебных заведений.

При всем сходстве принципов оплаты труда педагогических работников разного рода между ними есть и существенное различие.

Диапазон разрядов оплаты труда профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых работникам остальных образовательных учреждений.

Как в той, так и в другой группе образовательных учреждений выделяются их руководители: директор, ректор, заведующий, руководитель структурного подразделения. Чаще всего им присваиваются предельно допустимые для работников того или иного вида образовательных учреждений разряды оплаты труда.

В общей сложности диапазон разрядов оплаты труда в области образования колеблется от одного до восемнадцати[15].

Тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливается в официальном порядке и может периодически (как правило, один раз в квартал) повышаться с принятием правительственного решения. Тарифные ставки (оклады) других разрядов (2 - 18) рассчитываются посредством умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

Соотношение разрядов и тарифных коэффициентов установлено в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» от 24 августа 1995 г.. Для него характерен рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. Иными словами, чем выше разряд, присвоенный работнику образовательного учреждения, тем больше его тарифный коэффициент. Соблюдение данной пропорции при определении конкретного должностного оклада является важной правовой гарантией для работника. Она не допускает установления промежуточного оклада, поскольку основная заработная плата рассчитывается только исходя из рассматриваемых параметров.

Разряды оплаты труда работников устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями. В сфере образования существуют свои квалификационные требования по каждой категории работников, разработанные тем или иным министерством или ведомством Российской Федерации и утвержденные по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в приложении N 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ «О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы» от 14 ноября 1992 г. N 108.

Смысл принятия данного нормативного правового акта состоит в том, чтобы показать специфику складывающихся в области высшего образования отношений, продемонстрировать необходимость наличия у соответствующих работников специальной подготовки.

Основным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование. Оно обязательно для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя - стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.

В рассматриваемом правовом акте проводится также распределение по должностям. Различаются должности, на которые зачисление производится независимо от стажа научно - педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.) или с его учетом в обязательном порядке. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает стаж научно - педагогической деятельности не менее 3 лет.

По самым высоким разрядам (14 - 17), как правило, принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.

В порядке исключения высокие разряды могут быть присвоены высококвалифицированным специалистам, не имеющим ученого звания и не обладающим ученой степенью.

Повышенные требования предъявляются к руководящему составу вузов и их структурных подразделений. Так, должность ректора 17 разряда предполагает наличие ученого звания или ученой степени. Ректору устанавливается 18 разряд только в том случае, если ему присвоены и ученое звание, и ученая степень.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от должностей профессорско - преподавательского состава на руководящие должности вуза в порядке исключения работники не принимаются. Это требование относится не только к руководителям учебных и хозяйственных структур, но и к главным специалистам: главному бухгалтеру, главному инженеру, юрисконсульту, главному энергетику (механику).

В примечании к Квалификационным требованиям уточняется порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза. Это сводится к тому, что доплаты и надбавки к его должностному окладу (до заключения контракта) определяются органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.

В остальном в примечании кратко излагаются некоторые условия оплаты труда, общие для работников всех образовательных учреждений. В частности, говорится о самостоятельном выборе форм и оснований дополнительной заработной платы (надбавок и доплат), определяются условия заключения контрактов и введения почасовой оплаты труда, еще раз уточняется порядок принятия на работу сотрудников в порядке исключения[16].

Аттестация работников образовательных учреждений, за исключением работников высших учебных заведений, производится в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 и Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646[17].

Тарифно - квалификационные характеристики (требования) по указанным должностям в совокупности представляют собой многоцелевой правовой документ. Они используются при составлении положений о структурных подразделениях образовательного учреждения.

Ими детализируется порядок приема и оформления на работу соответствующих лиц.

Большое значение данные тарифно - квалификационные характеристики имеют для организации трудового процесса в образовательном учреждении. В них приводятся наименования должностей работников образования, которые могут быть обозначены в штатном расписании. Права и обязанности работников составлены по каждой должности в отдельности. Такой же порядок должен соблюдаться и при разработке образовательным учреждением должностных инструкций.

При аттестации работников особое значение имеют требования, предъявляемые к конкретным должностям. Каждая группа такого рода требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».

В разделе «Должностные обязанности» указаны основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему ту или иную должность.

Раздел «Должен знать» содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы (по специальности или педагогическом).

Рассматриваемые тарифно - квалификационные характеристики допускают принятие на педагогическую работу лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, в порядке исключения.

По должностям главных специалистов образовательных учреждений (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно - квалификационные характеристики не приведены. Их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно - квалификационных характеристик, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 30.

Здесь же содержится перечень условий оплаты труда руководителей и специалистов образовательного учреждения, имеющих почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель».

Некоторые квалификационные требования включены в указанный правовой документ в интересах охраны прав обучающихся (воспитанников). В нем, в частности, говорится о том, что оформлению лица на должность руководителя учреждения (структурного подразделения) или приему на работу специалиста (учителя, преподавателя и т.д.) должна предшествовать проверка его знаний Конституции РФ, законов РФ, решений Правительства РФ и органов управления образованием, Конвенции о правах ребенка.

Тарифно - квалификационные требования особо подчеркивают творческий характер педагогической деятельности, составляющей предмет трудового договора (контракта) работников образования с образовательным учреждением. В большинстве своем этим работникам полагается знать не только педагогику, но и достижения современной психолого - педагогической науки и практики; психологию личности; основы физиологии; теорию и методы управления образовательными системами, а также основы других наук. Подобные знания необходимы при создании благоприятных условий усвоения обучающимися (воспитанниками) учебных дисциплин. Они важны также при проведении культурно - просветительских и оздоровительных мероприятий, оснащении мастерских, учебных лабораторий, кабинетов наглядными пособиями, техническими средствами обучения и прочее.

Однако решающее значение в процессе присвоения работнику образования соответствующего разряда имеют все же такие квалификационные признаки, как специальная подготовка (высшее профессиональное или среднее профессиональное образование) и стаж педагогической деятельности.

В общей сложности диапазон разрядов работников образования колеблется от 7 до 16.

Ставки почасовой оплаты труда образовательные учреждения устанавливают, как правило, самостоятельно. При этом ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из должностного оклада штатного преподавателя и коэффициентов, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, выглядят следующим образом:

Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда Единой тарифной сетки, устанавливаемого Правительством РФ, и данных коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.

В ставки почасовой оплаты включена оплата за отпуск.

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания типа «Народный учитель», устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.

Ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением данных коэффициентов, вводятся в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений, организаций и предприятий, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников.

Оплата труда членов жюри конкурсов и смотра, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03 - 0,04.

§ 2. В рассматриваемой статье говорится также о праве образовательных учреждений применять меры материального стимулирования по своему выбору. Одной из таких мер является выдвижение работников или подготовленных ими научно - практических работ на соискание премий, учрежденных Президентом РФ и Правительством РФ.

На данный момент существуют:

15 премий Президента РФ работникам образования - лауреатам конкурса «Учитель года России»[18];

15 ежегодных премий Президента РФ в области образования[19];

15 ежегодных премий Правительства РФ в области образования[20].

Указанные премии объединяет прежде всего то, что деятельность конкурсантов или выполненные ими работы должны быть направлены на достижение определенных общественно полезных целей.

Предметом конкурса могут быть авторские программы, учебные пособия, научные труды и т.д., опубликованные в печати и использованные в педагогической деятельности.

Непременным условием возникновения отношений между организаторами и участниками конкурса является соблюдение порядка представления работников образования или их работ на соискание премий.

При этом важно иметь в виду, что порядок выдвижения работников или работ на соискание различных премий неодинаков.

Работы и другие необходимые материалы на соискание премий Президента РФ в области образования направляются в Правительство РФ ежегодно не позднее 31 марта. Помимо работ в Правительство РФ направляются: письмо о выдвижении работы на соискание премии; коллегиальное решение образовательного учреждения о выдвижении работника на соискание премии, справка о творческом вкладе авторов выдвигаемой работы, анкетные сведения о каждом из авторов. Указанные документы заверяются выдвигающей стороной.

Работы, материалы и документы кандидатов на соискание премии Правительства РФ в области образования направляются ежегодно в Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования не позднее 1 мая. Выдвижение работ и кандидатов на соискание данных премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение. Причем выдвижение на соискание правительственных премий работ и кандидатов, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования, не допускается. Коллектив, представляемый на соискание премии, должен состоять лишь из основных авторов, чей творческий вклад был решающим, и не должен превышать 10 человек.

Необходимо также отметить, что включение в состав коллектива соискателей премий как Президента РФ, так и Правительства РФ в области образования лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.

Выполнение всех перечисленных выше указаний создает предпосылки для рассмотрения деятельности участников конкурса или представленных на конкурс работ компетентными органами. В случае признания лица победителем, а также при вынесении другого положительного решения, у кандидатов на соискание премий Президента РФ и Правительства РФ возникает право требовать выплаты награды. Размер существующих в области образования денежных наград различен.

Для лауреатов конкурса «Учитель года России» на основе месячной тарифной ставки (оклада) 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы устанавливаются 15 премий, распределяемых в следующем порядке: победителю - одна премия в размере шести тарифных ставок; финалистам - четыре премии в размере пяти тарифных ставок каждая; лауреатам - десять премий в размере четырех тарифных ставок каждая.

Лицам, которым присуждена премия Президента РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 600-кратного минимального размера оплаты труда.

Лицам, получившим премию Правительства РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 400-кратного минимального размера оплаты труда.

Организационная работа по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования координируется специально созданным Советом. Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования объявляет о проведении конкурсов, определяет требования по оформлению представленных работ и материалов, осуществляет их прием и рассмотрение, подготавливает предложения по присуждению премий и т.д.[21]

Присуждение премий в области образования производится:

лауреатам конкурса «Учитель года России» - распоряжениями Президента РФ;

лицам, удостоенным премии Президента РФ в области образования, - указами Президента РФ;

лицам, удостоенным премии Правительства РФ в области образования, - решениями Правительства РФ.

Комментарий к статье 55

§ 1. В прежней редакции п. 8 ст. 55 Закона об образовании была установлена ежемесячная компенсация педагогическим работникам только образовательных учреждений независимо от организационно - правовых форм собственности для обеспечения книгоиздательской продукцией в размере 10% должностного оклада (заработной платы).

Наши рекомендации