Национальное своеобразие воспитания
Семинарское занятие № 10
Задачи занятия:
· Усвоить понятия «среда», «национальные ценности», «культура межнационального и межэтнического общения», «принцип народности в воспитании», «патриотическое воспитание», «интернациональное воспитание», «многокультурное образование», «толерантность», «культуросообразная среда», «диалог культур».
· Раскрыть пути и способы учёта и реализации национальных и региональных традиций в процессе воспитания.
· Выявить принципы и основные средства формирования культуры межнационального и межэтнического общения.
· Научиться разрабатывать программы воспитательной деятельности с учётом этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся.
План занятия:
Занятие проводится в форме семинара с элементами практикума по следующим вопросам:
1) Теоретические основы организации процесса воспитания с учётом национального фактора.
2) Учёт национальных и региональных традиций в процессе воспитания.
3) Формирование культуры межнационального и межэтнического общения.
Рекомендации по подготовке к занятию:
1. При подготовке к занятию следует обратить внимание на актуальность проблемы учёта национального фактора при организации воспитательного процесса, ответив на вопрос: почему данная проблема в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, в нашем регионе?
Далее целесообразно проследить эволюцию взглядов на проблему учёта национального фактора в процессе воспитания. В середине XIX – XX в. её предполагалось решать на основе принципа народности, разработанного К.Д. Ушинским. Сущность принципа народности состоит в том, что школа и воспитание в каждой стране должны строиться, прежде всего, в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны; именно это в первую очередь определяет формы и содержание развития школьной системы, и потому механический перенос её с одной национальной почвы на другую обречён на неудачу. При этом К.Д. Ушинский стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. В советский период (1917 – 1991 годы) интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну. В 70-80-е годы XX века в социологических исследованиях рассматривалась проблема культуры межнациональных отношений, однако воспитательный аспект данной проблемы практически не затрагивался.
В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учёта национального фактора в процессе воспитания.
Теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев). Основное понятие данной теории – толерантность. Именно формирование толерантности, терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы и т.д. является, согласно теории многокультурного образования, главным условием внутренней свободы человека и внешних возможностей для самореализации. В рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учёта этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания, подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп, в которой реализуются демократические нормы и права человека.
Культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская). Основные понятия – культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных людей (например, в сфере искусства), и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъектные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможности народа и отдельного человека. Национальная культура включает, таким образом, специфическое отношение к окружающему миру, широкий круг социально-бытовых и трудовых явлений, сферы искусства и религии, отношение к своей и чужим этническим общностям. В центре культуры и её проблем находится человек как представитель определённой культурной общности. Культура, включающая общечеловеческий, общенациональный, региональный, личностный аспекты, рассматривается как важнейший фактор развития человека. Главным средством воспитания становится создание особой среды (совокупности внешних условий), наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определённой национальной культуры. Создание такой культуросообразной среды исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Освоение способов такого взаимодействия – важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приёмы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.
Аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиян). Основное понятие - ценности. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира. Человек рассматривается в ней как высшая ценность. Аксиологическая концепция утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя определённой этнической группы. Традиционно ценности делят на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), включающие в свою очередь ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. При организации воспитательной работы с учётом национальной специфики можно предложить следующую иерархию ценностей:
· общечеловеческие ценности;
· общенациональные ценности;
· местные ценности;
· традиционные ценности определённого воспитательного учреждения;
· личные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.
Эти концепции тесно связаны друг с другом. Так, общенациональные ценности соотносятся с понятием национальной культуры и включают отношения к миру и человеку, нравственные, религиозные, эстетические ценности.
2. Рассматривая второй вопрос, следует отметить, что национальный фактор играет огромную роль в процессе формирования и проявления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных качеств человека. Под его воздействием развивается совершенно своеобразный индивид с присущим только его «этническому типу» умом, чувствами, волей, способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Этнопсихологические и этнокультурные особенности определяют:
· своеобразие форм и способов воспитательных воздействий;
· продолжительность воспитательных воздействий;
· соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы;
· характер предъявления педагогических требований и т.д.
Особенно велика роль в организации воспитательного процесса национальных традиций. Следует раскрыть сущность этих понятий, привести примеры традиций в области воспитания у разных этнических общностей, показать, насколько велика их роль в воспитании детей, в какой степени люди придерживаются их. Многие нюансы воспитательной работы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у представителей различных этнических групп, установками и стереотипами, закреплёнными всем ходом исторического и культурного развития. Необходимо обратить внимание на то, что в различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации массовых мероприятий, в том числе и воспитательного характера, широко применяются методы и приёмы религиозного воспитания.
Проявления этнопсихологических и этнокультурных особенностей, в том числе национальных и религиозных традиций, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому целесообразно охарактеризовать систему воспитательной работы с учётом национальных и региональных традиций. Необходимо показать специфику педагогической диагностики, направленной на изучение представителей различных этнических общностей, перечислить диагностируемые параметры. Компоненты «целеполагание» и «средства воспитания» рассматриваются в форме обсуждения таблицы, предварительно заполненной студентами (см. табл 2).
Таблица 2