Детей дошкольного возраста.

консультация для воспитателей

Подготовила:

Бакуменко Т.Н.

воспитатель МОУ

«Начальная школа –

детский сад № 18»

г. Губкин, 2008 год.

Основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей ( рисование, лепка, конструирование и др.). по мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования – модели начинают чаще использоваться в познании окружающего. В течении трёх лет я углубленно работала по теме « Освоение свойств и отношений предметов посредством модели и моделирования через познавательное развитие детей дошкольного возраста ». Для этого поставила перед собой следующие задачи: 1) изучить литературу современных педагогов; 2) работать над созданием развивающей среды в группе; 3) составить перспективный план; 4) разработать этапы работы с детьми; 5) осуществить работу с родителями по ознакомлению их с этой темой.

Для решения поставленных задач я изучила научные работы многих современных исследователей: Е.А.Агаевой, Л.А.Венгер, С.А.Лебедевой, Н.Г.Салминой, Е.Е.Сапоговой, О.В.Суворовой, А.М.Вербенец. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач программы « Детство ». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические задачи через освоение развивающей среды, содержательное общение со взрослыми. Ребенок – исследователь, экспериментатор, « открывающий » отношения и связи окружающего мира. Развитие умений использовать модели и моделирование в познании, этапность в становлении познания посредством модели, организация разнообразных форм работы с детьми, предусматривающих совместное с педагогом и самостоятельное моделирование поможет детям овладеть моделью как средством « открывающим» путь к познанию предметов, явлений, связей окружающего мира. Задача развития самостоятельности ставиться мною в разных видах деятельности. При этом я пользуюсь средствами, помогающими детям планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами. Дети активно познают предметные эталоны, овладевают умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Освоение свойств и отношений предметов – сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира. Для этого в группе я с учетом индивидуальных особенностей детей сделала интересные дидактические игры: «Отгадки», «Какая крона у дерева?», «Общее свойство», «Найди семейку», «Что чем узнаем?», «Говорящий кубик», схемы – модели для обследования и описания различных знакомых предметов, явлений живой и неживой природы.

На первом этапе работы, целью которого является накопление опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения, я использовала игры типа «Отгадки» ( ребенку предлагается карта – полоска с выложенными на ней обозначениями: две-три – в начале освоения; пять-семь – на последующих этапах. Необходимо рассмотреть обозначения, выбрать предмет, обладающий данными свойствами из нескольких предложенных. Например, на карточке – полоске обозначены – круг (круглая форма), красное пятно

( цвет ), пружина ( упругий ). Из предложенных предметов – мяч, книга, машина, шишка – подходит мяч. ). Сопоставление в играх модели и реальных предметов дает возможность детям успешно различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений. Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обеспечивает успешность усвоения детьми связи « реальность – модель ». Вариативность игры, необычность форм, забавные обозначения свойств вызывают эмоциональный интерес у детей к игре, желание самостоятельно рассматривать предметы, выделять свойства. Игра позволила оптимально учитывать особенности освоения признаков предметов посредством модели. Успешность установления связи «реальность - модель» зависит от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняет черты подобия предмету, дети затрудняются установить связь. Так, при рассмотрении машин игрушечной и настоящей дети сумели выделить как отличные, так и общие черты. При рассмотрении менее сходных предмета и модели количество выделяемых различий сократилось.

Второй этап работы направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель. При этом дети осваивают модель как средство измерения отношений. Они с увлечением участвуют в играх типа « Что чем узнаем? » ( ребенку задается свойство, показывается карточка – обозначения анализаторов ( глаз, ухо, рука, нос, язык ), предлагается выбрать карточку с обозначением свойства и сказать, чем он узнал данное свойство. например, мы узнаем цвет глазами, твердость ( изображение «кирпичика») – рукой. При неверном выборе предлагается исследовать предмет). «Расчлененность» модели, наличие элементов – заместителей позволили расширить действия детей при исследовании модели, повысить самостоятельность и интерес к установлению отношений. Часть детей самостоятельно измеряла соотношение, предлагала использовать дополнительные средства – положить карандаш, палочку, «чтобы лучше было видно различия». Действия с элементами модели позволили детям увидеть и практически «почувствовать» отношения предметов.

Наглядность модели позволила детям самостоятельно осваивать свойства и отношения предметов. Одна из особенностей игр с моделями – эмоциональное отношение детей к содержанию, реальному и модельному. Дети вносили свой эмоциональный опыт в содержание модели, дополняя её, создавали образы. При описании предмета они выделяли значимое для них содержание. тношения предметов.озволили детям увидеть и практически "ьзовать дополнительные средства - положить

Целью третьего этапа работы было развитие у детей умений использовать модель в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности для обобщения, схематизации представлений. Осваивались игры типа « Найди семейку », « Общее свойство »( детям предлагают произвольно выбрать две-три карточки с тремя делениями: первое деление – изображение предмета, растения и т.п.; второе – обозначение свойств, которыми данный предмет обладает ( например, круг –круглая форма, гиря – тяжесть ); третье деление – для накладывания другой карточки, где изображен предмет, также обладающий данным свойством.). применяя модели, дети успешно выделяли общее-различное в предметах, «удерживали» основание для сравнения, упорядочивали и группировали предметы.

Для повышения интереса к играм я «награждала» детей за верный ответ – фишкой (бумажным цветком или звёздочкой). В ходе освоения игр придумывала совместно с детьми новые варианты игр, условные обозначения свойств и отношений, видоизменяли модели. Большая часть детей эмоционально – образно воспринимали модель и познаваемые свойства и отношения. Такие дети чаще, чем остальные пытались поиграть с элементами модели, внести образ в модель и содержание, дополнить представления эмоциональным опытом.

Последовательность игр, усложнение их содержания, вариативность форм проведения, разнообразие используемых моделей дают возможность детям осваивать различные функции модели – как средства познания, фиксации, контроля, оценки правильности выполнения задания. Игры с моделями представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями моделей. Дети с интересом участвуют в обследовании « привычных » предметов, придумывают новые варианты обозначения свойств. Интерес детей к играм, успешность их использования обеспечили возможность обогащения предметно-развивающей среды играми, позволяющими расширить опыт познания свойств и отношений.

Для более полного усвоения детьми материала, я предложила родителям поиграть дома в дидактические игры вместе с детьми. Описание этих игр я включила в консультацию для родителей « Как помочь ребенку в освоении свойств и отношений предметов посредством модели и моделирования ». Для того чтобы родители могли видеть результаты совместного труда, я в родительском уголке оформила рубрику « Чему мы научились сегодня », где регулярно пишу о детских достижениях.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели. Вариативность форм проведения игр с моделями позволяют:

1) последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста, развивать умения осваивать содержание, моделировать;

2) использовать разнообразные виды моделей (по отражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;

3) накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно-развивающей среды;

4) повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлений мира.

Муниципальное образовательное учреждение Приложение № 4

«Начальная школа – детский сад №18».

Как помочь ребенку в

Наши рекомендации