Г) педагогическая деятельность

§ преподавание управленческих дисциплин;

§ разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

Каждая из профессиональных задач представляет собой комплекс профессиональных функций (квалификационных требований к специалисту организаций, обладающих квалификацией магистр менеджмента). Профессиональные функции определяются направленностью специализации магистерской программы.

Виды деятельности, задачи деятельности и квалификационные требования приводятся в следующем порядке:

Вид деятельности

Задача 1 деятельности

Профессиональная функция 1 задачи 1

Профессиональная функция 2 задачи 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Задача 2 деятельности

Профессиональная функция 1 задачи 2

Профессиональная функция 2 задачи 2

. . . . . . . . . . . . . . . . .. . .

Логика определения соответствия видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Соответствие профессиональных задач и профессиональных компетенций

Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи Профессиональная функция Профессиональные компетенции
1.Организационно-управленческая деятельность
1.1.Управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями 1.1.1. Контроллинг логистических процессов в цепях поставок; ПК-25
1.1.2. Управление деятельностью структурных подразделений служб логистики и УЦП предприятий: транспортных, складских, информационных, аналитических, подразделений по управлению запасами, заказами, сервисом. ПК-1 ПК-18
1.1.3. Внедрение элементов систем управления качеством логистического сервиса на предприятиях различного профиля ПК-19
1.2. Разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений 1.2.1 Разработка логистической стратегии организации ПК-2 ПК-7 ПК-23
1.2.2. Разработка сбалансированной системы показателей логистики и системы KPI. ПК-7 ПК-23 ПК-25
1.3. Использование современных методов управления корпоративными финансами для решения стратегических задач 1.3.1. Использование логистического подхода к управлению финансами и денежными запасами ПК-6
1.3.2. Учет фактора разновременности в процессе сравнения величин финансовых потоков ПК-3
1.4. Разработка программ организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию 1.4.1. Планирование логистической деятельности организации ПК-4 ПК-18
1.4.2. Исследование факторов, влияющих на эффективность логистики ПК-15 ПК-20

Продолжение таблицы 1

Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи Профессиональная функция Профессиональные компетенции
2. Аналитическая деятельность
2.1. Поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений 2.1.1. Компьютерная реализация комплекса моделей субъектов и объектов управления в логистической системе; ПК-24
2.1.2. Сбор и анализ исходной информации для проведения экспертизы и аудита вида деятельности в различных функциональных областях логистики и УЦП ПК-8
2.1.3. Участие в разработке программ и методик обследования предприятий при реализации логистических проектов ПК-6 ПК-20
2.2. Анализ существующих форм организации управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию 2.2.1. Анализ эффективности функционирования персонала служб логистики и логистических инфраструктурных подразделений предприятий различных отраслей экономики ПК-5 ПК-8 ПК-20 ПК-25
2.2.2. Анализ существующих логистических бизнес-процессов ПК-5 ПК-8 ПК-16 ПК-17
2.2.3. Подготовка аналитических материалов для подготовки управленческих решений в логистике ПК-8 ПК-20
2.3. Анализ и моделирование процессов управления 2.3.1. Моделирование процессов принятия логистических решений; ПК-15 ПК-22 ПК-24
2.3.2. Разработка логистических процессов в функциональных областях организаций бизнеса. ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 ПК-21    

Продолжение таблицы 1

Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи Профессиональная функция Профессиональные компетенции
3. Научно-исследовательская деятельность
3.1.Выявление и формулирование актуальных научных проблем 3.1.1. Сбор и предварительная обработка логистической информации на основе отечественной и зарубежной периодики, учебной литературы, монографий и данных Интернета; ПК-9
3.1.2. Формулирование актуальной проблемы в сфере логистики предприятий разных профилей деятельности; ПК-10
3.2. Разработка программ, методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов 3.2.1. Формирование программы исследования ПК-11
3.2.2.Проектирование цепей поставок и их элементов ПК-21
3.2.3.Разработка предложений по оптимизации систем поддержки принятия логистических решений и информационной поддержки логистики предприятий ПК-24
3.2.4.Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций ПК-12
3.3 Разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов 3.3.1. Расчет и оптимизация параметров основных логистических бизнес-процессов предприятий ПК-15 ПК-22
3.3.2. Разработка алгоритмов внедрения аналитического инструментария логистики на предприятии ПК-22
4. Педагогическая деятельность
4.1. Преподавание управленческих дисциплин ПК-13
4.2. Разработка образовательных программ и учебно-методических материалов ПК-14

В таблице 2 представлено распределение компетенций, соответствие выпускника которым проверяется в ходе проведения итоговой государственной аттестации, видам государственных испытаний.

Таблица 2 – Распределение компетенций по видам итоговых испытаний

Номер компетенций Вид аттестационных испытаний выпускника Примечание
Государственный экзамен Защита ВКР
ОК-1; ОК-2 - - Промежуточная аттестация
ОК-3; ОК-4 + +  
ОК-5, ОК-6 - + ОК-5 только, если защита ВКР на иностранном языке
ПК-1 – ПК-4 + -  
ПК-5 – ПК-7; ПК-15 – ПК-25 + +  
ПК-8 – ПК-12 - +  
ПК-13, ПК-14 - - Промежуточная аттестация

На основе сопоставления таблиц 1 и 2 можно сделать заключение, что при защите выпускной квалификационной работы проверяется соответствие выпускника требованиям (компетенциям), которые отражают профессиональные функции по аналитической и научно-исследовательской деятельности. Определение компетенций, соответствующих профессиональным функциям магистра менеджмента с учетом специализации программы по видам профессиональной деятельности позволяет определить требования к выпускной квалификационной работе магистра менеджмента (специализированная программа «Логистика»).

Когнитивной основой всех компетенций являются научные знания, однако наиболее сильно этот аспект проявляется в подготовке магистров, что обеспечивает способность этих специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.

Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности магистра вытекают из соответствующих компетенций. Для магистра по направлению подготовки 080200 – Менеджмент характерными являются: деятельность по проектированию систем управления; деятельность в области организации хозяйственных взаимоотношений с предприятиями-потребителями и поставщиками; проектно-экономическая; аналитическая; научно-исследовательская и педагогическая.

Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской или специалиста, то магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готовы бакалавр и специалист.

Как следует из приведенного перечня видов и обобщенных задач деятельности, магистр получает образование более высокого качества (уровня), что должно предоставлять ему по сравнению с бакалавром и специалистом дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), принимать необходимые решения и т. п.

2 ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДРУГИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Выбор и утверждение направления исследования

Подготовка к написанию магистерской диссертации начинается с первых дней обучения в магистратуре. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации приведены на рисунке 1.

При зачислении студента для обучения в магистратуре ему, распоряжением по выпускающей кафедре, утверждается научный руководитель. Руководителем должен быть профессор или доцент, имеющий право руководства аспирантами.

В течение первых трех месяцев (сентябрь, октябрь и ноябрь) обучения в магистратуре магистрант готовится к утверждению направления исследования, которое обсуждается и утверждается на заседании кафедры в ноябре.

После утверждения направления исследования магистрант готовится к утверждению темы и плана диссертационного исследования.

Процесс подготовки состоит в изучении библиографии по направлению исследования и подготовке препринта доклада. Комиссия, которая состоит из преподавателей, ведущих дисциплины магистерской подготовки, заслушивает доклад в весеннем


Этапы выполнения и защиты магистерской диссертации Учебный год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Специализированная программа подготовки магистра I курс
1. Утверждение научного руководителя                        
2. Выбор направления исследования                        
3. Утверждение направления научного исследования                    
4. Сбор материала и составление библиографического списка по направлению научного исследования                    
5. Научно-исследовательская работа и подготовка препринта доклада по направлению исследованию                    
6. Доклад на заседании кафедры и выбор темы магистерской диссертации                    
Специализированная программа подготовки магистра II курс
7. Обоснование и утверждение темы и плана магистерской диссертации                      
8. Работа над магистерской диссертацией                      
9. Предварительная аттестация магистра по ходу работы над магистерской диссертацией                      
10. Представление магистерской диссертации научному руководителю для отзыва и получение рецензии у рецензента                      
11. Предварительное представление магистерской диссертации комиссии                      
12. Получение допуска к защите у комиссии                      
13. Защита магистерской диссертации                      
                                       

Рисунок – 1. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации
студентами-магистрантами

семестре первого года обучении (апрель). Кроме того, магистрант готовит статьи в сборник научных трудов, выступает с докладом на конференции. Все эти виды работ учитываются при подведении итогов научно-исследовательской практики, в процессе которой магистр собирает материал для своей будущей работы.

Выбор темы и составление плана магистерской диссертации магистерской диссертации

Начало второго года обучения посвящено обоснованию темы исследования. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и сформированный в соответствии с задачами исследования. Это предмет изучения, отраженный в утвержденном направлении исследования ставший содержанием магистерской диссертации.

Магистранту предоставляется право выбора темы диссертации, из списка тем, предложенных кафедрой, или предложение своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Примерный перечень типовых тем ВКР приведен в Приложении 1. Перечень типовых тем, рекомендуемых на конкретный учебный год, может отличаться от приведенного в Приложении 1, поскольку он периодически обновляется.

План магистерской диссертации разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и является продолжением разработанной темы диссертационного исследования, т.е. замысла предполагаемого научного исследования.

Тема и план магистерской диссертационной работы должны обсуждаться на заседании кафедры и утверждаться в начале октября (второй год магистерской подготовки). Далее темы магистерских диссертаций утверждаются приказом по университету.

Руководитель выпускной квалификационной работы магистранта (научный руководитель) принимает участие в разработке плана будущей диссертации, а также ведет с ее автором и другую работу, в частности:

- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

- оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;

- устанавливает сроки и включает в план заседания кафедры промежуточную аттестацию;

- дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а так же заключение о готовности работы в целом.

На заседании кафедры утверждается комиссия, которая проводит промежуточную аттестацию магистранта, определяет степень готовности диссертации и, в последующем, дает соответствующий допуск к защите, который утверждается заведующим кафедрой.

Наши рекомендации