Г) педагогическая деятельность
§ преподавание управленческих дисциплин;
§ разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.
Каждая из профессиональных задач представляет собой комплекс профессиональных функций (квалификационных требований к специалисту организаций, обладающих квалификацией магистр менеджмента). Профессиональные функции определяются направленностью специализации магистерской программы.
Виды деятельности, задачи деятельности и квалификационные требования приводятся в следующем порядке:
Вид деятельности
Задача 1 деятельности
Профессиональная функция 1 задачи 1
Профессиональная функция 2 задачи 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задача 2 деятельности
Профессиональная функция 1 задачи 2
Профессиональная функция 2 задачи 2
. . . . . . . . . . . . . . . . .. . .
Логика определения соответствия видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Соответствие профессиональных задач и профессиональных компетенций
Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи | Профессиональная функция | Профессиональные компетенции |
1.Организационно-управленческая деятельность | ||
1.1.Управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями | 1.1.1. Контроллинг логистических процессов в цепях поставок; | ПК-25 |
1.1.2. Управление деятельностью структурных подразделений служб логистики и УЦП предприятий: транспортных, складских, информационных, аналитических, подразделений по управлению запасами, заказами, сервисом. | ПК-1 ПК-18 | |
1.1.3. Внедрение элементов систем управления качеством логистического сервиса на предприятиях различного профиля | ПК-19 | |
1.2. Разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений | 1.2.1 Разработка логистической стратегии организации | ПК-2 ПК-7 ПК-23 |
1.2.2. Разработка сбалансированной системы показателей логистики и системы KPI. | ПК-7 ПК-23 ПК-25 | |
1.3. Использование современных методов управления корпоративными финансами для решения стратегических задач | 1.3.1. Использование логистического подхода к управлению финансами и денежными запасами | ПК-6 |
1.3.2. Учет фактора разновременности в процессе сравнения величин финансовых потоков | ПК-3 | |
1.4. Разработка программ организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | 1.4.1. Планирование логистической деятельности организации | ПК-4 ПК-18 |
1.4.2. Исследование факторов, влияющих на эффективность логистики | ПК-15 ПК-20 |
Продолжение таблицы 1
Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи | Профессиональная функция | Профессиональные компетенции |
2. Аналитическая деятельность | ||
2.1. Поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений | 2.1.1. Компьютерная реализация комплекса моделей субъектов и объектов управления в логистической системе; | ПК-24 |
2.1.2. Сбор и анализ исходной информации для проведения экспертизы и аудита вида деятельности в различных функциональных областях логистики и УЦП | ПК-8 | |
2.1.3. Участие в разработке программ и методик обследования предприятий при реализации логистических проектов | ПК-6 ПК-20 | |
2.2. Анализ существующих форм организации управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию | 2.2.1. Анализ эффективности функционирования персонала служб логистики и логистических инфраструктурных подразделений предприятий различных отраслей экономики | ПК-5 ПК-8 ПК-20 ПК-25 |
2.2.2. Анализ существующих логистических бизнес-процессов | ПК-5 ПК-8 ПК-16 ПК-17 | |
2.2.3. Подготовка аналитических материалов для подготовки управленческих решений в логистике | ПК-8 ПК-20 | |
2.3. Анализ и моделирование процессов управления | 2.3.1. Моделирование процессов принятия логистических решений; | ПК-15 ПК-22 ПК-24 |
2.3.2. Разработка логистических процессов в функциональных областях организаций бизнеса. | ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 ПК-21 |
Продолжение таблицы 1
Вид профессиональной деятельности. Профессиональные задачи | Профессиональная функция | Профессиональные компетенции |
3. Научно-исследовательская деятельность | ||
3.1.Выявление и формулирование актуальных научных проблем | 3.1.1. Сбор и предварительная обработка логистической информации на основе отечественной и зарубежной периодики, учебной литературы, монографий и данных Интернета; | ПК-9 |
3.1.2. Формулирование актуальной проблемы в сфере логистики предприятий разных профилей деятельности; | ПК-10 | |
3.2. Разработка программ, методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов | 3.2.1. Формирование программы исследования | ПК-11 |
3.2.2.Проектирование цепей поставок и их элементов | ПК-21 | |
3.2.3.Разработка предложений по оптимизации систем поддержки принятия логистических решений и информационной поддержки логистики предприятий | ПК-24 | |
3.2.4.Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций | ПК-12 | |
3.3 Разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов | 3.3.1. Расчет и оптимизация параметров основных логистических бизнес-процессов предприятий | ПК-15 ПК-22 |
3.3.2. Разработка алгоритмов внедрения аналитического инструментария логистики на предприятии | ПК-22 | |
4. Педагогическая деятельность | ||
4.1. Преподавание управленческих дисциплин | ПК-13 | |
4.2. Разработка образовательных программ и учебно-методических материалов | ПК-14 |
В таблице 2 представлено распределение компетенций, соответствие выпускника которым проверяется в ходе проведения итоговой государственной аттестации, видам государственных испытаний.
Таблица 2 – Распределение компетенций по видам итоговых испытаний
Номер компетенций | Вид аттестационных испытаний выпускника | Примечание | |
Государственный экзамен | Защита ВКР | ||
ОК-1; ОК-2 | - | - | Промежуточная аттестация |
ОК-3; ОК-4 | + | + | |
ОК-5, ОК-6 | - | + | ОК-5 только, если защита ВКР на иностранном языке |
ПК-1 – ПК-4 | + | - | |
ПК-5 – ПК-7; ПК-15 – ПК-25 | + | + | |
ПК-8 – ПК-12 | - | + | |
ПК-13, ПК-14 | - | - | Промежуточная аттестация |
На основе сопоставления таблиц 1 и 2 можно сделать заключение, что при защите выпускной квалификационной работы проверяется соответствие выпускника требованиям (компетенциям), которые отражают профессиональные функции по аналитической и научно-исследовательской деятельности. Определение компетенций, соответствующих профессиональным функциям магистра менеджмента с учетом специализации программы по видам профессиональной деятельности позволяет определить требования к выпускной квалификационной работе магистра менеджмента (специализированная программа «Логистика»).
Когнитивной основой всех компетенций являются научные знания, однако наиболее сильно этот аспект проявляется в подготовке магистров, что обеспечивает способность этих специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.
Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности магистра вытекают из соответствующих компетенций. Для магистра по направлению подготовки 080200 – Менеджмент характерными являются: деятельность по проектированию систем управления; деятельность в области организации хозяйственных взаимоотношений с предприятиями-потребителями и поставщиками; проектно-экономическая; аналитическая; научно-исследовательская и педагогическая.
Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской или специалиста, то магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готовы бакалавр и специалист.
Как следует из приведенного перечня видов и обобщенных задач деятельности, магистр получает образование более высокого качества (уровня), что должно предоставлять ему по сравнению с бакалавром и специалистом дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), принимать необходимые решения и т. п.
2 ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ДРУГИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Выбор и утверждение направления исследования
Подготовка к написанию магистерской диссертации начинается с первых дней обучения в магистратуре. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации приведены на рисунке 1.
При зачислении студента для обучения в магистратуре ему, распоряжением по выпускающей кафедре, утверждается научный руководитель. Руководителем должен быть профессор или доцент, имеющий право руководства аспирантами.
В течение первых трех месяцев (сентябрь, октябрь и ноябрь) обучения в магистратуре магистрант готовится к утверждению направления исследования, которое обсуждается и утверждается на заседании кафедры в ноябре.
После утверждения направления исследования магистрант готовится к утверждению темы и плана диссертационного исследования.
Процесс подготовки состоит в изучении библиографии по направлению исследования и подготовке препринта доклада. Комиссия, которая состоит из преподавателей, ведущих дисциплины магистерской подготовки, заслушивает доклад в весеннем
Этапы выполнения и защиты магистерской диссертации | Учебный год | ||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | ||||||||||
Специализированная программа подготовки магистра I курс | |||||||||||||||||||
1. Утверждение научного руководителя | |||||||||||||||||||
2. Выбор направления исследования | |||||||||||||||||||
3. Утверждение направления научного исследования | |||||||||||||||||||
4. Сбор материала и составление библиографического списка по направлению научного исследования | |||||||||||||||||||
5. Научно-исследовательская работа и подготовка препринта доклада по направлению исследованию | |||||||||||||||||||
6. Доклад на заседании кафедры и выбор темы магистерской диссертации | |||||||||||||||||||
Специализированная программа подготовки магистра II курс | |||||||||||||||||||
7. Обоснование и утверждение темы и плана магистерской диссертации | |||||||||||||||||||
8. Работа над магистерской диссертацией | |||||||||||||||||||
9. Предварительная аттестация магистра по ходу работы над магистерской диссертацией | |||||||||||||||||||
10. Представление магистерской диссертации научному руководителю для отзыва и получение рецензии у рецензента | |||||||||||||||||||
11. Предварительное представление магистерской диссертации комиссии | |||||||||||||||||||
12. Получение допуска к защите у комиссии | |||||||||||||||||||
13. Защита магистерской диссертации | |||||||||||||||||||
Рисунок – 1. Этапы и календарный план выполнения и защиты магистерской диссертации
студентами-магистрантами
семестре первого года обучении (апрель). Кроме того, магистрант готовит статьи в сборник научных трудов, выступает с докладом на конференции. Все эти виды работ учитываются при подведении итогов научно-исследовательской практики, в процессе которой магистр собирает материал для своей будущей работы.
Выбор темы и составление плана магистерской диссертации магистерской диссертации
Начало второго года обучения посвящено обоснованию темы исследования. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и сформированный в соответствии с задачами исследования. Это предмет изучения, отраженный в утвержденном направлении исследования ставший содержанием магистерской диссертации.
Магистранту предоставляется право выбора темы диссертации, из списка тем, предложенных кафедрой, или предложение своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Примерный перечень типовых тем ВКР приведен в Приложении 1. Перечень типовых тем, рекомендуемых на конкретный учебный год, может отличаться от приведенного в Приложении 1, поскольку он периодически обновляется.
План магистерской диссертации разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и является продолжением разработанной темы диссертационного исследования, т.е. замысла предполагаемого научного исследования.
Тема и план магистерской диссертационной работы должны обсуждаться на заседании кафедры и утверждаться в начале октября (второй год магистерской подготовки). Далее темы магистерских диссертаций утверждаются приказом по университету.
Руководитель выпускной квалификационной работы магистранта (научный руководитель) принимает участие в разработке плана будущей диссертации, а также ведет с ее автором и другую работу, в частности:
- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
- проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
- оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;
- устанавливает сроки и включает в план заседания кафедры промежуточную аттестацию;
- дает согласие на представление диссертации к защите.
Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а так же заключение о готовности работы в целом.
На заседании кафедры утверждается комиссия, которая проводит промежуточную аттестацию магистранта, определяет степень готовности диссертации и, в последующем, дает соответствующий допуск к защите, который утверждается заведующим кафедрой.