Великий Очаг Духовного Света 7 страница

Часто считают, что дисциплина идёт вразрез со свободой воли, но суть в том, куда направлена свободная воля, можно ли сетовать на её подавление.

Человек, стремящийся к прогрессу, неизбежно приходит к пониманию необходимости самодисциплины, без которой никакой духовный прогресс невозможен.

«Дисциплина духа есть неизбежная ступень на пути восхождения его по лестнице жизни. Надо овладеть своей личностью и подчинить её цели эволюции Индивидуальности»(11).

«Самодисциплина, накладываемая на себя учеником, добровольна. Импульс её утвердить исходит из сознания самого ученика. Никто не понуждает, никто не заставляет, но огненно устремлённое сердце самостоятельно приходит к осознанию неизбежности этой самодисциплины. (...) Дисциплина духа, ведущая к овладению собою, проявляется во всех мелочах жизни. Именно маломалейшее имеет большое значение. Улыбка, слова, жесты, мимолётные мысли и отношение к ним — всё подлежит строжайшему контролю»(12).

«Самодисциплина всегда хороша, но она особенно ценна и глубока по значению, когда проявляется наедине. И для людей, но главным образом для самого человека имеет она свой особый смысл. Невежество полагает, что, оставаясь наедине, оно может вести себя как угодно. Но ведь всё видит Пространство и всё запечатлевает явно и тяжко»(13).

Пространство видит и хранит,

Пространство слышит и запомнит —

Свидетель вечный сотворит

Вам памятник нерукотворный...

Н.Д.Спирина. Капли

Одним из способов утверждения самодисциплины издавна являлись так называемые обеты, нарушение которых считалось тяжким грехом.

«Обеты самого различного свойства были одобрены разными учениями. Каждый обет очень полезен со стороны дисциплины. Люди трудно верят, насколько подобные упражнения дисциплины нужны для будущих достижений. Обет сокращает много тропинок распущенности. Такая неразборчивая, безответственная распущенность даёт самые плачевные последствия в Тонком Мире. Она подобна детской игре с Огнём. Нужно помнить всегда об опасности распущенности. Начать отучаться от распущенности лишь в Тонком Мире и трудно, и болезненно. Тут (на земле. — Н.С.) лучше всего испытать себя разными полезными обетами. Люди впадают часто в смешное положение, когда усиленно дают обеты лишь при опасности. Лучше понимали древние, когда давали обеты в честь самого Высшего, усиливая тем восторженное и торжественное настроение. Это было не суеверие, не сделка с Высшими Силами, но порыв духа, нашедшего ещё одно освобождение»(14).

Е.И.Рерих писала: «Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Вел[иких] Учителей, но для того, чтобы ученик мог, таким образом, вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи»(15).

В книге Община сказано: «Дисциплина свободы отличает Наши общины. Не только дух дисциплинирован, но и качество внешних действий»(16). «Суровый распорядок жизни некоторых монастырей прошлого и настоящего времени очень поучителен»(17). Если дисциплина возможна в монастыре, то до какой-то степени возможно дисциплинировать себя и в обыденной жизни и не разрешать себе распущенности и своеволия. Так называемые хорошие манеры есть тоже один из видов самодисциплины, когда человек не позволяет себе кричать на других, хамить, прерывать другого на полуслове, опаздывать, заставляя себя ждать, не выполнять обещаний и тому подобное.

«В дисциплине духа нуждается человечество, но она должна быть добровольной, и в этом вся трудность»(18). К примеру, возьмём брак. Человек выходит замуж или женится по своей воле, но дальше от него требуется дисциплина в создавшейся после его выбора семье. Дисциплина родителей заключается в заботе о детях, которых они произвели на свет.

В воспитании детей важно не слепое подчинение детей приказам родителей, а понимание — для чего те или иные действия допустимы или недопустимы, хороши или дурны. Ребёнок может подчиниться приказу родителей из страха перед наказанием, но от этого он лучше не станет. Другое дело, когда он понимает, почему ему указывается то или иное. Тогда он будет подчиняться сознательно указаниям родителей без применения насилия с их стороны. Детям нередко кажется, что их свободная воля угнетается взрослыми, но это происходит обычно тогда, когда дети совершают вредные для себя и других поступки, не понимая их вреда. Также и во всей жизни не страх перед наказанием, но понимание результатов от совершения тех или иных поступков должно присутствовать в сознании.

Таким образом, дисциплина вытекает из сознательного понимания причинно-следственной связи поступков и их результатов. Учение призывает нас к сознательному бытию, а не к слепому подчинению тем или иным канонам. Только таким образом сформируется сознательная человеческая личность. Е.И.Рерих об этом говорит: «...Каждая дисциплина, в конце концов, сводится к самодисциплине. Ибо дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может»(19).

В книге «Мир Огненный» сказано: «Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только лёгкою, но даже неощутимою»(20).

«Нужно понимать дисциплину как организованное свободное сотрудничество. Среди приёмов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение. Но пока притаится где-то принуждение, не может быть разумного сотрудничества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудничества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину как Указ»(21).

Мы создали в городе Новосибирске Сибирское Рериховское Общество, и это налагает на создателей и участников его определённую дисциплину во взаимоотношениях. Недопустимо сегодня вступить добровольно в коллектив сотрудников и стремиться вместе с ними к намеченной цели, а завтра — пренебрегать их мнением и проявлять своеволие, идущее вразрез с общим выбором цели и задач, поставленных при создании Общества.

Этому закону свободной воли подчинены все наши дела, как малые, так и большие.

Мы зовём к Высотам за Собою!

Ты свободен в выборе своём:

Если хочешь — следуй за Звездою,

Если нет — иди

своим

путём.

Н.Д.Спирина. Капли

28 сентября 2003 г.

КРАЖИ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Учение Живой Этики восстаёт против краж, как действий, недопустимых и несовместимых с нею. Одна из десяти заповедей Моисея гласит: «Не укради!»

Кражи могут быть весьма различными, и люди иногда не догадываются, что их действия по существу являются кражами. Такие недопустимые действия относятся также и к категории, которую можно назвать кражею времени.

Когда мы договариваемся о встрече и опаздываем, ждущий нас теряет даром время, так как при этом не может заняться чем-то другим. Бывает также, что о чём-то не очень существенном говорят часами, в то время, когда можно было бы ограничиться обсуждением каких-то незначительных явлений буквально минутами. Такие поступки относятся к отсутствию качества соизмеримости.

Экономия времени, своего и чужого, должна войти в состав наук, изучаемых последователями Живой Этики со всею тщательностью и непредубеждённостью.

Кража времени, о которой мы в данный момент говорим, является также и кражей наших сил. Человек явно устаёт, как от своего многословия, так и от многословия собеседника. «Болтливость есть не что иное, как распущенность психической энергии, вызывающая её утечку и расточение»(1), — говорится в «Гранях Агни Йоги».

Начать нужно, как обычно, с себя. Собираясь о чём-то поговорить, что-то обсудить или на чём-то настоять, мы должны постараться сделать это в максимально сжатой форме. И часто бывает, что короткое, но концентрированное высказывание имеет большее воздействие, чем длинная речь. Тексты Учения Живой Этики изобилуют такими примерами. Умение говорить кратко требует находчивости. Об этом в книге «Зов» сказано: «Находчивы будьте — теряется много времени»(2).

В «Гранях Агни Йоги» на эту же тему говорится: «Если каждое сказанное слово требует известной затраты энергии, то можно представить себе, как опустошают сокровищницу свою болтливые люди. Поистине являются они расточителями Агни. Потому надо сократить многословие. Надо вдесятеро сократить все официальные речи и доклады. Надо научиться вкладывать больше содержания в краткие, отточенные слова. Надо вообще людям научиться понимать ценность произносимых слов и устранить празднословие; когда-то оно считалось грехом, и не напрасно»(3).

У Апостола Матфея осуждение многословия грозно выражено в словах: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»(4). А в одной из молитв при обращении к Богу звучит просьба: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то есть «не дай мне».

Учитель говорит в книге «Озарение»: «Кто имел преимущество слышать Говор Наш, может засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие определительные. В трёхминутное время надо уметь дать выпукло содержание трёхчасовой речи.

Говорю это, не боясь негодования адвокатов и проповедников.

Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Менее всего можно красть время вашего брата. Украсть без смысла время — то же, что и кража идей»(5).

Е.И.Рерих высказывается на эту же тему так: «...Всё может быть восполнено, лишь утрата времени невозвратима...»(6)

Об этом же бережливом отношении ко времени Апостол Павел говорит: «...Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем...»(7)

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Среди земных возвышенных мыслей полезно порою подумать о том, всё ли делается, что возможно, всё ли время отдаётся самому нужному, не теряются ли драгоценные часы понапрасну?»(8)

Также и Н.К.Рерих стремился обратить внимание людей на значимость времени и его экономию: «Когда весь мир содрогается в смущениях и в судорогах, тогда особенно невыносимо всякое пустословие. Времени так мало. Не хватает мгновений на выражение самого нужного, самого значительного и неотложного. И эти драгоценнейшие неповторимые часы безумно растрачиваются на загромождающее пространство пустословие. Нередко так любят позорное пустословие, что называют его отдыхом. При этом говорится: ''Не всё же толковать о серьёзном, просто поболтаем''. А вдумайтесь в это поверхностное выражение ''поболтать'', и вы увидите, что оно не может в существе своём успокаивать, а будет вести к раздражению»(9), то есть к утомлению, хотя вначале и не замечаемому.

В книге «Озарение» говорится об этом же так: «...Если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе, остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности. Со многими людьми эта дисциплина необходима»(10).

В Записях Б.Н.Абрамова на эту тему говорится так: «Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения качества сдержанности и молчаливости. Самые, казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости. Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли, что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры?

А вы помолчите и посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот — улучшит и принесёт желаемые следствия»(11).

«Если в домашнем быту утверждён контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Очень неполезно убеждение, что надо говорить ''из вежливости''. Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью. Пусть уж лучше говорит собеседник, если не может себя удержать от слов излишних. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется созвучие. И тогда оно благодетельно. Сдержанность речи — особенно ценное качество йога. Люди страдают многословием. А за слова приходится отвечать. Мудрое собеседование не есть болтливость. Оно плодоносно, если не допущено явление исчерпанности»(12).

О людях, болтающих попусту, появилось презрительное определительное «трепач», и образовался глагол «трепаться». В «Гранях Агни Йоги» говорится о болтунах: «...Слова ничто — при сердце молчащем. И вообще слов надо поменьше, люди очень много говорят. И чем больше говорят, тем меньше делают, так как энергия, нужная при делании, растрачивается в словах. Не может болтун быть хорошим работником, как не может дырявый паровой котёл дать рабочий пар. Ученики должны понимать ценность молчаливой сдержанности»(13).

А под конец прочитаю вам сатирический стих на эту тему мало известного у нас русского поэта в эмиграции, печатавшегося в зарубежной русской прессе прошлого века под псевдонимом Дон Аминадо. Называется стих «Жуткий гость».

Бойтесь многоговорящих,

Бойтесь в гости приходящих,

Словно бабочки летящих

На далёкий огонёк.

Бойтесь дома вас заставших,

На минутку забежавших,

Поболтать... и проболтавших

Не минутку, а часок!

Так бывает... Вечер... Сыро...

На столе кусочек сыра,

Чай дымится. Жаждет мира

Ваша бедная душа.

Жизнь прошла, и на отлёте...

Вы чудес уже не ждёте.

Вам покойно. Вы жуёте,

Не волнуясь, не спеша.

Вдруг, внушая чувство дрожи,

На рыдания похожий,

Ваш звонок звенит в прихожей,

Как набат и как навет!..

Что случилось?! Выстрел?! Драма?!

Пневматичка?! Телеграмма?!

Щёлк замка... Пред вами дама... —

Икс, иль Игрек, или Зет?!

Ах! и ах! и, по статуту,

Сорок тысяч слов в минуту,

И каюк! Конец уюту,

И мечте, и тишине.

Щёлкнет сумочкою. Сядет.

Губки ружем напомадит.

И сейчас же... как заладит!..

Как берёста на огне.

Как пойдёт трещать трещоткой,

Стрекотать визгливой глоткой,

Оттесняя торс ваш кроткий

Окончательно к стене!..

Всех обложит, всё расскажет,

Повенчает, размарьяжит[20],

Выжмет, выварит, увяжет,

Выпьет чаю чашек пять,

На часы в испуге взглянет,

Ахнет, охнет, сядет, встанет,

И как вкопанная станет

И останется стоять...

...Не опасен гость сидящий,

А опасен гость стоящий!

Это самый настоящий,

Самый жуткий в мире гость.

Он, держа вас час за часом

И гудя альтом иль басом,

Вырвет пуговицу с мясом

И обгложет вашу кость!

Бойтесь! Будьте суеверней!

Час осенний, час вечерний

Полон злых и острых терний

По значенью своему.

Посему мечтать — мечтайте,

В чашке ложечкой болтайте,

Но огня... не зажигайте,

Но дверей... не отворяйте!

Ни за что! и никому!..

26 октября 2003 г.

О картинах Н.К.Рериха

Настала пора приближения Новой Эпохи, когда сознание людей необходимо насытить этим понятием, данным нам в великих символах, воплощённых в картинах Н.К.Рериха; через его искусство приобщить людей к великому понятию Шамбалы.

На Восходе, 2001, № 12

«Церковь Сергия». 1935 – 1936

Храм как молитва стоит на высоком холме среди снегов России. Он устремляется ввысь и доходит до дальних миров и общается с ними в победном слиянии Космической Любви, для которой не существует расстояний.

Перед Восходом, 1999, № 12

«Матерь Мира». 1924

Матерь Мира — это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров.

Перед Восходом, 1999, № 12

«Часовня Сергия на перепутье». 1937

Солнце не стоит на месте — оно или восходит, или заходит. Но у нас оно восходит, потому что мы идём к новому, небывалому Будущему, к Эпохе Света, которую мы ждали тысячелетия.

На Восходе, 2000, № 7

«Добрые травы» («Василиса»). 1941

На этой картине мы видим образ прекрасной женщины, собирающей добрые травы для близких и далёких; сердце женщины, сердце матери заботится о здоровье всех; и выражена эта забота в трудах Василисы Прекрасной и Премудрой, знающей, какие именно целебные травы людям потребны.

На Восходе, 2000, № 10

«Sancta Protectrix»

(«Святая Покровительница»). 1933

Sancta Protectrix — Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания — символизирует космический материнский подвиг Женского Начала.

На Восходе, 2001, № 4

«Христос в пустыне». 1933

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

На Восходе, 2001, № 4

«София-Премудрость». 1932

На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.

На Восходе, 2001, № 4

«Чинтамани». 1935 – 1936

Великая эпоха приближается! Белый конь несёт полыхающий огнями Камень Счастья, суждённый всем народам Земли. Ожидания сбываются; легенды претворяются в жизнь. Наполнимся радостью ожидания Грядущего!

На Восходе, 2001, № 12

«Оттуда». 1936

Оттуда, из-за дальних великих священных гор, через гремящий поток идёт прекрасная женщина и благоговейно несёт в молитвенно сложенных руках весть о Священной стране, откуда она была послана благовестить о грядущей Эпохе спасения и возрождения нашей планеты.

На Восходе, 2002, № 1

«Знамя Грядущего».

Сюита «Майтрейя» («Красный всадник»). 1925

Устремление в будущее — основная нота творчества Н.К.Рериха. «Нет прошлого, есть свет будущего — им идите» (Листы Сада М., Озарение, 1–IX–13). И об этом Свете благоговейно слушающим местным жителям вдохновенно повествует лама, устремляя их в грядущую Эпоху добра и света, к которой нужно подготовить людей, чтобы её достойно принять и претворить в жизнь.

На Восходе, 2002, № 2

«Ведущая». 1924

Та, которая ведёт,

Знает: Небо нас зовёт.

Путь один – вперёд и вверх.

Назначает человек

Сам себе свою судьбу;

И вступает он в борьбу

С ветхой личностью в себе,

Побеждая в той борьбе

Иллюзорный мир земной,

Мир никчёмный и пустой.

Н.Д.Спирина

Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича ''Та, которая ведёт'' (''Ведущая''). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги». Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

На Восходе, 2002, № 3

«Сострадание». 1935 – 1936

Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя. «Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание» (Грани Агни Йоги, VIII, 530).

На Восходе, 2002, № 6

«Зороастр». 1931

У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Евангелие от Луки, 12: 49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.

Рукою щедрой Проливаешь Свет

Высоких несказуемых планет

На мрак земной — и будет побеждён,

И навсегда с Земли исчезнет он.

На Восходе, 2003, № 3

О картинах С.Н.Рериха

«Священная флейта». 1968

У Святослава Рериха имеется пять картин, посвящённых божественному пастушку Кришне. Из этой серии мы даём одну картину, где Кришна сидит на красной земле под оранжевым деревом Бугенвиллея. А по синему небу плывёт сказочное белое облако. Перед Кришной растёт куст агавы, а за ним слушает, как заворожённый, неземную музыку буйвол.

«В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря: ''Кришна — Бог''. Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали — ''Он играл и очаровывал диких зверей''. Малыш настаивал — ''значит, Кришна знал и язык животных''» (Надземное, 664).

На Восходе, 2001, № 10

«И мы приближаемся». 1967

О приближении к новому миру необычайно выразительно рассказывает картина С.Н.Рериха «И мы приближаемся». Мимо мрачных окаменелостей прошлого к виднеющимся за ними зовущим сияющим далям приближается ладья с прозревающими грядущую светлую эру на планете Земля.

На Восходе, 2002, № 11

«Розы». 1938

На нашем жизненном пути постараемся нигде не пройти мимо красоты, которой наполнена и переполнена Вселенная, построенная по её законам. И чем больше мы будем замечать её, тем духовно богаче будем становиться. Многие привыкают к явлению цветов и смотрят на них равнодушно, но если мы поразимся красотой, заключённой в каждом цветке, наше бытие станет неизмеримо богаче и радостнее. Восторг духа питает нашу сущность, без него она стареет и увядает. А ведь рядом с нами находится постоянная возможность притока этой жизненной силы в виде цветов. Для этого не требуется их изобилие, каждый цветок, стоящий на нашем рабочем столе, уже может вдохновить нас на радостный труд во имя прекрасного. Поставим его на наш рабочий стол.

На Восходе, 2003, № 2

ПРИМЕЧАНИЯ

СВИДЕТЕЛЬНИЦА

1Беспредельность. 317.

2Надземное. 11.

3Там же. 755.

4Там же. 289.

5Там же. 264.

6Там же. 295.

7Беспредельность. 201.

8Надземное. 529.

9Там же. 138.

10Там же. 165.

11Там же. 595.

12Там же. 174.

13Там же. 438.

14Там же.

15Там же. 363.

16Там же. 324.

17Там же. 500.

18Там же. 363.

19Там же.

20Там же. 99.

21Там же. 350.

22Там же. 309.

23Там же. 465.

24Там же. 472.

25Там же.

26Там же. 479.

27Там же. 249.

28Там же. 468.

29Там же. 385.

30Там же. 66.

31Там же. 305.

32Там же. 515.

33Там же. 305.

34Там же. 122.

35Там же.

36Там же.

37Там же. 286.

38Там же. 288.

39Там же. 135.

40Там же. 425.

41Там же. 426.

42Там же. 42.

43Там же.

44Там же. 35.

45Там же. 146.

46Там же. 159.

47Там же. 150.

48Там же. 153.

49Там же. 160.

50Там же. 161.

51Там же. 67.

52Там же. 40.

53Там же. 581.

54Там же. 114.

55Там же. 111.

56Там же.

57Там же. 55.

58Там же.

59Там же. 231.

60Там же. 578.

61Беспредельность. 523.

62Мир Огненный. I. 10.

О ВЕЛИКОЙ ЖЕРТВЕ

1Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии Е.П.Блаватской. Т. I.

Новосибирск, 1991. С. 265–266.

2Агни Йога. 211.

3Листы Сада Мории. Зов. 14.01.1921.

Наши рекомендации