Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.

Характеристика песенного репертуара

Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения — основные требо­вания к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает реше­нию воспитательных задач, расширению представлений, углубле­нию чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интере­сам и потребностям детей.

Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре[18] с учетом голосовых возможностей дошкольников. Например, пев­ческий диапазон детей 6—7 лет расположен, как это указывается в программе, в пределах ре первой октавы — до второй октавы. Ноты до первой и ре второй октав помещены в скобках, т. е. они

Стр. 88

употребляютсякак проходящие и должны звучать редко. В песне «Встречай май»В. Герчикнота ре второй октаны звучит всего один раз:

[Весело]

Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений. - student2.ru

Значит, песня написана в удобной для детского исполнения тесси­туре.

Если мелодия первых тактов располагается на предельно вы­соких звуках детского диапазона, например таких:

Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений. - student2.ru

то можно говорить о неудобной для пения тесситуре.

Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся песни, основанные преимущественно на устойчивых звуках лада (I, III, V ступенях). Это можно проследить в песне «Елочка» М. Красева:

[Не очень скоро]

Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений. - student2.ru

В этом мелодическом движении только два неустойчивых зву­ка (IV и II ступени в предпоследнем такте).

Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от разме­ра музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.

Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкаль­ные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвертых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила зву­чания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в опре­деленной последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться от­дельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упраж­нения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Стр. 89

Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музы­кального воплощения.

2. Литературный текст: общая оценка художественных ка­честв, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наибо­лее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразитель­ность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.

Проанализируем по этой схеме, например, русскую народную попевку «Пе­тушок» в обработке М. Красева.

Русская народная попевка спокойного, колыбельного характера. Слова на­родные, простые, с образными эпитетами («золотой гребешок», «шелкова бородушка»). Есть обращение «Петушок-петушок»у вопрос: «Что ты рано встаешь?» Мелодия напевная, имеет равномерное движение (изображает «укачивание»), построена на удобных интервалах (большая секунда, чистая кварта). Диапа­зон — ми-ля первой октавы, тесситура удобная. Размер 4. ритмический рису­нок повторяется в каждом такте (две восьмые, четвертная). Фортепианное сопровождение изобразительного характера, в музыкальном вступлении и заключе­нии звучит «пение петушка». Структура песни (форма) — одночастная.

Предварительное ознакомление помогает педагогу понять со­держание песни, выразительно ее исполнить, продумать последова­тельность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слит­ному пению. Особенности каждой песни придают этим упражне­ниям своеобразный характер. Например, работая над звукообра­зованием при разучивании песни «До свиданья, детский сад» Ю. Слонова, педагог стремится научить детей напевному, протяж­ному звучанию, а в песне «Будем в армии служить» Ю. Чичкова — легкому, подвижному пению. Так песня становится средством освое­ния певческих навыков.

Выбирая песни, педагог предусматривает возможность даль­нейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки и др.

Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает зада­чам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Стр. 90

Наши рекомендации