Раздел 5. Эволюция университетов в среднее века

Античный период не закончился взятием Рима, ибо параллельно в Восточной Римской империи остались функционировать известные высшие школы в Константинополе, Александрии, Афинах, Антиохии, Анкаре, Эфесе, некоторые из которых сохранились и после отхода части византийских земель к арабам. Но в Западной Европе после ее захвата варварами практически исчезла грамотность и в дальнейшем пришлось заново возрождать всю просветительскую систему.
Посему часто возникновение европейских университетов начинают рассматривать с раннего средневековья, приписывая державному гению Карла Великого выдвижение идеи всеобщего образования и свершение первой «культурной революции». Ведь более чем за десять лет до официального объявления созданной им в 800 г. грандиозной империи знаменитым капитулярием, названным Т.Грановским «великой хартией европейской цивилизации», он декларировал повсеместное создание монастырских школ. С принятием христианства по этому же пути пойдет и Киевская Русь, добившаяся поголовной грамотности населения.
Первый же университет в Западной Европе -- Болонский, -- с которого возникла эпидемия распространения высших школ, как в Италии, так и за ее пределами, появился только в 1088 году. Речь шла, прежде всего, о восстановлении античных традиций в просвещении, начавшемся, конечно, с Эмилии-Романьи и ее центра, Болоньи, находящейся вблизи от Равенны, подхватившей после раздела Римской империи державный скипетр Рима. Сравнительно быстрое развитие городов способствовало созданию благоприятного климата для функционирования университетов как факторов формирования государственных структур и социальных институтов. Вот почему такое превалирующее значение имели гуманитарные факультеты, связанные, прежде всего, с юриспруденцией. Кроме этого, вплоть до изобретения книгопечатания именно университетская кафедра была зачастую единственным источником культурной информации, а библиотеки, по сути, являлись коллективной памятью многих поколений, создавая благоприятную среду для свободомыслия.
На виртуальном графике глоссарии средневековых университетов XII--XIII века дают почти вертикальный всплеск. Уже в Болонском университете к началу XIII века обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы, а у знаменитого профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади.[2]
Затем в одной только Италии высшие школы возникают как грибы после дождя: Модена (1182), Реджио (1188), Виченца (1204), Ареццо (1215), Падуя (1222), Неаполь (1224), Римская курия (1244 -- 45), Сиена (1246), Пьяченца (1248). Несколько позже университеты появляются в Риме (1303), Перудже (1308), Тревизо (1318), Пизе (1348), Флоренции (1349). Достаточно высокой была концентрация университетских центров и на прилегающих к Италии землях, калькирующих территорию Священной Римской империи. Стараниями трех последовательно сменявших друг друга императоров Оттонов, последний из которых умер в 1002 г., идея возрождения античных имперских государств во многом поддерживалась, как и во времена Карла Великого, активным развитием просвещения на уровне монастырских школ. Особенно это касалось Германии и Франции, где в 1200 г. был основан Парижский университет с особым статусом независимости от духовных и светских властей, подтвержденным указом французского короля и буллой папы Иннокентия III. Точно так же в борьбе за автономию проходило становление в Англии Оксфордского, а с 1209 г. и отделившегося от него Кембриджского университетов. Наконец, к наиболее престижным, задававшим тон остальным университетам Европы следует также отнести Саламанкский, основанный в 1227 г.
Фактически средневековые университеты были профессиональными цехами зарождавшейся с началом развития капитализма интеллигенции, активно востребованной растущими городами. Это принципиально отличало их от фактически гуманитарных кружков античности, когда не существовало необходимости в массовой подготовке выпускников вследствие глобального доминирования сельского хозяйства. Городская же культурная среда, подпитывавшая новый тип высшей школы, не только формировалась в координатах разделения векторов светской и духовной власти, сформированной в рамках новой универсальной религии -- христианства, но и становления производственных цехов.
Татаро-монгольское нашествие с 40-х годов XIII века несколько затормозило первичный шквал образования европейских университетов, новый пик, возникновения которых приходится на середину следующего века. При этом обескровленные Столетней войной (1337--1453 гг.) Англия и Франция оказываются несколько на периферии этого процесса, уступая лидерство Центральной Европе, особенно Германии. Последняя входила в состав Священной Римской империи, включавшей не только немецкие земли, но и чешские. Смещение ренессансных тенденций на Восток Европы при отсутствии сильной централизованной власти, обусловившей, в частности, раздробление Германии на множество самостоятельных княжеств, нуждавшихся в поддержании престижа, обусловило высокую кучность вновь образованных университетов: Пражского (1348), Краковского (1364), Венского и Женевского (1365), Гейдельбергского (1386), Кельнского (1388), Будского (1389), Эрфуртского (1390), Лейпцигского (1409), Ростокского (1419).
Следующий этап развития просвещения наблюдается с изобретением Гуттенбергом в середине XV в. книгопечатания, многократным тиражированием, способствовавшим распространению знаний и расширению интеллектуального кругозора личности. На карту университетских городов Европы накладываются плотной сеткой центры типографской печати и практически сразу -- очаги библиотек нового типа, в частности, таких известных, как флорентийская, основанная в 1441 г. Козимо Медичи, и Ватиканская, созданная девятью годами позже папой Николаем V.
К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов. Именно в это время университеты постепенно освобождаются от цеховой структуры -- ведь в средние века термин «universitas» означал не столько совокупность наук, сколько всякую корпорацию людей, объединенных общими интересами и независимым правовым статусом. С этого времени начнет формироваться современное представление об университете как об академическом учебном заведении, аккумулирующем в своем ведомстве фундаментальные науки различных направлений в противоположность «институтам», ориентированным на узкую специализацию. Однако последние образуются только в XIХ веке. А до этого, начиная с XV столетия, будет происходить отмирание схоластических направлений университетского образования и постепенное, особенно в век Просвещения, привлечение новейших достижений естествознания. При этом не только возникают новые университеты -- в Мадриде (1508), Кенигсберге (1544), Вильнюсе (1579), Эдинбурге (1583), Галле (1694), Геттингене (1737), Москве (1755), Штутгарте (1781), Дерпте -- Тарту (1802), Казани (1804), Харькове (1805), Берлине (1810), Варшаве (1818), Санкт-Петербурге (1819), Киеве (1834), Бухаресте (1864), -- но и изменяется их структура, ориентированная на практические нужды общества.
Одной из жертв этих процессов стала и Киево-Могилянская академия, возникшая в 1632 году на базе ранее существовавших школ Киево-Богоявленского братства и Киево-Печерской лавры первоначально как коллегия, а в 1701 г. получившая свой окончательный статус. С присоединением Украины к России она фактически была обескровлена, хотя и выполнила свою миссию первого учебного заведения не только на украинских, но и российских землях, подготовив несколько поколений элитарных кадров.
Вместе с тем активное развитие мануфактурного производства, банковского дела и торговли вызвало явный крен высших школ в прагматику. К концу 17-ого века мировоззрение многих ученых, казалось бы, наиболее подготовленных к восприятию всей совокупной человеческой мудрости, оказалось все чаще ограниченным сферой узкоспециальных знаний. Научно-технический авангардизм тяжестью своих доспехов стал заслонять человеческий облик общества, лишая культуру прежних приоритетов.

Вывод

Представляет интерес анализ возможностей развития классического университетского образования в будущем. Сейчас мы являемся свидетелями движения к постиндустриальному, в существенной мере информационному обществу, когда происходит замена таких категорий, как "труд" и "капитал", соответственно на категории "знание" и "информация" (Э. Тоффлер).

Классические университеты:

· Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь повышает их роль как координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.

· Усиливаются как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи решения крупных комплексных проблем, в частности, регионального и отраслевого уровня, требующих привлечения, что принципиально важно, новых подходов из сферы точных наук, в частности математики. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.

· Стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов.

· В рамках процессов глобализации усиливают свою роль как центры международного сотрудничества, получая при этом и новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.

В целом, конечно, существуют большие сложности при совмещении исследовательского характера деятельности классического университета и его региональной миссии, но, вероятно, в этом и кроется одна из возможностей сохранения основных принципов классического университетского образования.

Список литературы

1. «О признаках классического университета» В.П.Прокопьев Университетское управление. 2000. №2(13).С.35-39.

2. «Классические университеты: современность и перспективы» Г.В.Майер, М.Д. Бабанский Университетское управление. 2000. №2(13).С.20-21.

3. «Классический университет как научно-образовательное учреждение» Е.А.Памятных Университетское управление. 2005. № 6(39).С. 52-56.

4. «Качество образования в стратегии управления классическим университетом» А.Ю.Деревнина, Г.Ф.Шафранов-Куцев Университетское управление. 2002. № 2(21).

5. «Рейтинг ВУЗов от Министерства образования и науки Украины» http://almamater.com.ua/modules/smartsection/item.php?itemid=26&page=0

6. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003

Наши рекомендации