Подготовительные упражнения для овладения приемами выведения из равновесия и приведения в положение лежа 1 страница

1. Специально-подготовительные упражнения для самостраховки.

Падение с опорой на руки. Упражнения для падения с опорой на ладони, с поворотом в падении на 180°.

Падение с опорой на ноги (при приземлении на стопы). Прыжок в длину с места на две ноги (то же на одну ногу); прыжок в длину с разбега с приземлением на две (одну) ноги; прыжок с высоты (скамейка, стул, гимнастическая стенка) с приземлением на две или одну ногу; прыжок с приземлением на широко расставленные ноги.

Падение с приземлением на колени. Из стойки прыжком встать на колени и вернуться в и.п.; кувырок назад на колени; передвижение (ходьба) на коленях; то же с захватом голеней сзади (за стопы).

Падение с приземлением на ягодицы. Из приседа прыжком вынести ноги вперед и сесть, прыжком вернуться в и.п.

Падение с приземлением на туловище. Падение на бок. Группировки на боку. Перекат на другой бок через лопатки, приподнимая таз. Из положения сидя: падая назад и в сторону, выполнить самостраховку. То же выполняется из положения упор присев.

Падение на спину. Перекаты на спине в положении группировки. Из положения сидя (упора присев, полуприседа, стойки) падение назад с выполнением элементов самостраховки. После кувырка вперед занять положение группировки на спине.

Падение на живот. Лежа на животе: захватить, прогибаясь, голени; перекаты с груди на бедра и обратно (то же с боку на бок).

2.Специально-подготовительные упражнения для бросков.

Упражнения для выведения из равновесия. Стоя лицом к партнеру, упираясь ладонями в ладони, попеременно сгибать и разгибать руки с поворотом туловища. С захватом друг друга за кисть или запястье попеременно тянуть за руку, одной рукой преодолевая, другой уступая партнеру.

Упражнения для подножек. Выпады в сторону, то же в движении, прыжком. Передвижение вперед с выпадами в сторону (для задней подножки).

Содержание технико-тактической подготовки

Формирование основ тактического мастерства на этапе начальной подготовки осуществляется одновременно с процессом изучения базовой техники каратэ.

Тактическая подготовка предполагает теоретическое и практическое изучение и совершенствование возможных вариантов поединка с учетом сложившейся ситуации. Однако на данном этапе подготовки юные спортсмены еще не имеют достаточного объема знаний в этой области и не способны эффективно решать тактические задачи.

Для овладения тактикой действий может использоваться вся совокупность словесных, наглядных и практических методов подготовки. В группах начальной подготовки широко используется игровой метод. Регулярное применение игровых заданий позволяет эффективно усваивать многообразные способы маневрирования в различных направлениях, развивает реакцию и координационные способности, побуждает занимающихся к творческому отношению к занятиям и проявлению сознательности и активности.

Изучая базовую технику каратэ, юный спортсмен должен получать достаточно полную информацию не только о рациональной структуре движений, но и о тактическом предназначении приемов и действий. Осваивая таким образом базовый арсенал атакующих и защитных приемов и действий, юный спортсмен формирует у себя способность предвидеть результаты своих действий и не будет выполнять их бездумно.

При включении в учебно-тренировочный процесс упражнений с условным противником (мишени, манекены) необходимо активно развивать у занимающихся дистанционные, временные, ритмические характеристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-двигательные и кинематические ощущения.

При выполнении обусловленных учебных заданий с партнером отрабатываются такие важные тактические качества, как чувство момента для начала своих действий, быстрота и точность двигательных реакций, дифференцировка дистанционных, временных, мышечно-двигательных параметров взаимодействий. Задания должны быть разнообразными и по мере усвоения их необходимо усложнять.

Необусловленные задания (в которых партнер выступает как соперник) могут применяться не ранее, чем будут освоены не только основные атакующие приемы и действия, но и приемы защиты от них. Практика показывает, что дозированно эти задания могут включаться в тренировочный процесс после 3‑4 месяцев технической подготовки.

Во всех технико-тактических упражнениях юный спортсмен обязан не только выяснять, как противник готовит атаку, какие использует финты, как защищается и т. д., но и должен учиться делать быстрые выводы из своих наблюдений, применять разумные и правильные контрдействия.

Планируя участие юных спортсменов в первых соревнованиях, тренер должен ставить перед учеником посильные тактические задачи, решение которых возможно за счет хорошо освоенных приемов и действий.

Выступая на первых соревнованиях, юные спортсмены, как правило, еще не владеют способами создания выгодных ситуаций для проведения атакующих действий за счет финтов, угроз, ложных вызовов, повторных атак и т. д. Поэтому тренер должен нацеливать учеников преимущественно на использование благоприятных статических и динамических ситуаций, возникающих в ходе боя. К таким ситуациям обычно относят неустойчивое положение противника, открытую стойку, технические ошибки при выполнении отдельных приемов и т. д. Подобный подход формирует у юного спортсмена способности быстро воспринимать, адекватно осознавать и анализировать боевые ситуации, принимать решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уровнем подготовленности.

Важным является также разбор и анализ тактической деятельности в условиях соревнований. Ученики должны рассказывать тренеру о своих психических ощущениях во время подготовки к бою и в его процессе, какие трудности помешали им выполнить задание или отдельные запрограммированные действия и т. д. Учитывая психическую ранимость детей, необходимо проводить подобный разбор соревновательных поединков в доверительной форме, без чрезмерной критики и упреков.

Примерные планы-графики распределения нагрузки учебно-тренировочных заданий для освоения базовой техники каратэ приведены в таблицах 11‑13, 23, 24. Знаком «+» отмечены упражнения в фазе активного разучивания; знаком «*» ‑ периоды фонового повторения упражнений. Примеры построения технико-тактических комбинаций обозначены знаком «**» и приведены в разделе 4.2.2.2.

В таблице 11 приведен вариант последовательного освоения техники кумитэ, а затем ката. В таблице 12 ‑ вариант параллельного освоения техники.

Таблица 11

Примерный план-график распределения нагрузки учебно-тренировочных
заданий для освоения базовой техники каратэ
(для групп начальной подготовки 1-го года обучения)

Основное содержание учебно-тренировочных заданий   Месяцы
Техника стоек и передвижений (кумитэ)
Упражнения для изучения боевой стойки и передвижений шагом: шаг-подшаг, выпад СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
Упражнения для освоения передвижений скачком: шаг-подшаг, выпад СПУ   + + * * * * * * * * *
ОУЗП     + * * * * * * * * *
Упражнения для сочетания приемов и передвижений: шаг-подшаг, выпад СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП   + + * * * * * * * * *

Продолжение таблицы 11

Основное содержание учебно-тренировочных заданий   Месяцы
Упражнения для совершенствования техники передвижений в сочетании с изучаемыми приемами и действиями СПУ     + * * * * * * * * *
ОУЗП     + + * * * * * * * *
НУЗП       + + * * * * * * *
Техника стоек и передвижений (ката)
Упражнения для изучения стоек: дзэнкуцу-дати, сико-дати, мото-дати, нэкоаси-дати СПУ         + * * * * * * *
СУЗ           + * * * * * *
Упражнения для изучения передвижения в стойках: дзэнкуцу-дати, сико-дати, мото-дати, нэкоаси-дати вперед, назад, разворот СПУ         + * * * * * * *
СУЗ           + * * * * * *
Упражнения для сочетания приемов и передвижений СПУ           + * * * * * *
СУЗ             + * * * * *
Техника ударов руками (кумитэ)
Упражнения для освоения прямого удара дальней рукой в верхний сектор СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
УС   + + * * * * * * * * *
Упражнения для освоения прямого удара передней рукой в верхний сектор СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
УС     + * * * * * * * * *
Упражнения для освоения повторных, двойных ударов в верхний сектор СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
УС     + * * * * * * * * *
Тактические варианты применения прямых ударов в верхний сектор (одиночных, повторных, двойных) СПУ     + * * * * * * * * *
ОУЗП       + * * * * * * * *
НУЗП         + * * * * * * *
Упражнения для освоения прямого удара дальней рукой в средний сектор СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
УС     + * * * * * * * * *
Упражнения для освоения повторных ударов в средний сектор СПУ     + * * * * * * * * *
ОУЗП       + * * * * * * * *
УС         + * * * * * * *
Тактические варианты применения одиночных и повторных прямых ударов в верхний и средний сектора СПУ       + * * * * * * * *
ОУЗП       + + * * * * * * *
НУЗП         + + * * * * * *
Техника ударов руками (ката)
Упражнения для освоения ударов тёку-цуки СПУ         + * * * * * * *
СУЗ           + * * * * * *
Упражнения для освоения удара ой-цуки СПУ         + * * * * * * *
СУЗ           + * * * * * *
Упражнения для освоения удара гяку-цуки СПУ             + * * * * *
СУЗ               + * * * *
Упражнения для освоения двойных и повторных ударов: тёку-цуки, ой-цуки, гяку-цуки СПУ               + * * * *
СУЗ                 + * * *
УС                 + + * *
Техника ударов ногами (кумитэ)
Упражнения для освоения прямого удара дальней ногой вперед в средний сектор СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП + + * * * * * * * * * *
УС     + * * * * * * * * *
                                                           

Продолжение таблицы 11

Основное содержание учебно-тренировочных заданий   Месяцы
Упражнения для освоения кругового удара внутрь дальней ногой в средний сектор СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП   + + * * * * * * * * *
УС       + * * * * * * * *
Упражнения для освоения кругового удара внутрь дальней ногой в верхний сектор СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП   + + * * * * * * * * *
УС       + * * * * * * * *
Упражнения для освоения кругового удара внутрь передней ногой в верхний сектор СПУ     + * * * * * * * * *
ОУЗП     + + * * * * * * * *
УС         + * * * * * * *
Упражнения для освоения двойного и повторного кругового ударов внутрь в верхний и средний сектора СПУ     + * * * * * * * * *
ОУЗП       + + * * * * * * *
УС         + * * * * * * *
Упражнения для освоения тактических вариантов применения прямых, круговых ударов ногами СПУ       + * * * * * * * *
ОУЗП       + + * * * * * * *
НУЗП         + + * * * * * *
Техника ударов ногами (ката)
Упражнения для освоения удара маэ-гэри СПУ           + * * * * * *
СУЗ             + * * * * *
Упражнения для освоения удара кидзами маэ-гэри СПУ           + * * * * * *
СУЗ             + * * * * *
Техника защиты (кумитэ)
Упражнения для освоения базовых приемов защиты от прямых ударов руками в верхний сектор: отбивы, отходы СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП   + * * * * * * * * * *
НУЗП     + * * * * * * * * *
Упражнения для освоения базовых приемов защиты от прямых ударов руками в средний сектор: отбивы, отходы СПУ + * * * * * * * * * * *
ОУЗП   + * * * * * * * * * *
НУЗП     + * * * * * * * * *
Упражнения для освоения базовых приемов защиты от прямых ударов ногами в средний сектор: отбивы, отходы СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП     + * * * * * * * * *
НУЗП       + * * * * * * * *
Упражнения для освоения базовых приемов защиты от круговых ударов ногой внутрь в средний сектор: отбивы, отходы СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП     + * * * * * * * * *
НУЗП       + * * * * * * * *
Упражнения для освоения базовых приемов защиты от круговых ударов ногами внутрь в верхний сектор: отбивы, отходы СПУ   + * * * * * * * * * *
ОУЗП     + + * * * * * * * *
НУЗП       + + * * * * * * *
Техника защиты (ката)
Упражнения для освоения блока агэ-укэ СПУ         + * * * * * * *
ОУЗП           + * * * * * *
Упражнения для освоения блока гэдан-барай СПУ         + * * * * * * *
ОУЗП           + * * * * * *
Упражнения для освоения блока сото-укэ СПУ         + * * * * * * *
ОУЗП           + * * * * * *
Упражнения для освоения блока йоко-укэ СПУ         + * * * * * * *
ОУЗП           + * * * * * *
                                           

Продолжение таблицы 11

Наши рекомендации