Этапы взаимодействия | Содержание взаимодействия | Ответственность сторон |
I этап. Открытие | Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка. | Семья. Родители.Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи-знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения. В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада. Детский сад. Педагоги.Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи-знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности воспитания в семьях будущих воспитанников. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми (или подбирают другую модель адаптации, возможную для сложившихся в семье и детском саду условий). |
II этап. Согласование | Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании; согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. | Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают в себе способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей. Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей. |
III этап. Оформление договора о сотрудничестве | Оформление договора о сотрудничестве детского сада (в лице заведующего) и родителей в воспитании ребенка | Семья. Родители. Изучают текст договора; уточняют формулировки пунктов договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляют договор подписью. Детский сад (в лице заведующего) .Готовит текст договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляет договор подписью и печатью учреждения. |
IV этап. Созидание образа События | Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития. | Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействиядетского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы. Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействиядетского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
V этап. Воплощение образа События | Развитие взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); отслеживание и оценка получаемых результатов в ходе реализации программы и плана взаимодействия; поддержка родителей в проблемном поле воспитания детей. | Семья. Родители.Взаимодействуют с педагогическим коллективом детского сада и другими семьями на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; обращаются за поддержкой специалистов в проблемных ситуациях воспитания детей. Детский сад. Педагоги. Осуществляют разнообразное по формам взаимодействие с семьями воспитанников на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; отслеживают и оценивают получаемые результаты, поддерживают родителей в проблемных ситуациях воспитания детей. |
VI этап.Осознание совместно пройденного пути | Анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга. | Семья. Родители. Получают предложение педагогического коллектива принять участие в анализе и оценке результатов взаимодействия с детским садом, уточняют смысл этой деятельности и принимают решение об участии в рефлексии. Детский сад. Педагоги.Выбирают и предлагают семье наиболее оптимальные, с точки зрения возможностей и способностей воспитывающих взрослых и детей, формы и способы рефлексии (собрание – встреча, презентация семейных достижений и пр.). Итоговые собрания-встречи лучше проводить в конце учебного года, накануне важного для семьи события: перехода в другую возрастную группу. |
VII этап. Благодарение | Формы выражения благодарности могут быть разнообразные и включать: благодарственные письма; объявление благодарности, опубликованное в местной газете или представленное на сайте детского сада; поздравительные открытки; специально организованный концерт Благодарения, силами семьи и детского сада, в ходе которого прозвучат слова благодарности матери и отцу, бабушке и дедушке, воспитателям и другим воспитывающим взрослым. | Важно поблагодарить каждого родителя, причем за любое усилие, приложенное в воспитании Благородного Гражданина, поскольку Благодарение исключает осуждение и направляет душевные силы в сторону развития. |