Ценностные ориентиры содержания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 41 имени Эриха Кестнера
Приморского района
Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор гимназии № 41
Протокол № ___ от _________ _________ Т.Б.Кухарская
Приказ _____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
Дополнительной деятельности
« Школа развития речи»
Класс
На 2016-2017 учебный год
Составила:
Учитель начальных классов
Смирнова Наталия Анатольевна
Санкт-Петербург
Содержание
Паспорт рабочей программы 3 стр.
Пояснительная записка4 стр.
Ø Содержание программы 6 стр.
Ø Планируемые результаты 5 стр
Учебно-методического обеспечение 8 стр.
Календарно-тематическое планирование 9 стр.
Лист внесения изменений 11 стр.
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа по дополнительной деятельности « Школа развития речи» |
Категория обучающихся | Учащиеся 2-э класса ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 32 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» для 2 класса составлена в соответствии:
- с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников;
- требованиями основной образовательной программы ОУ и на основании учебного плана ГБОУ гимназии №41 имени Эриха Кестнера;
- программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельного подхода в обучении, разработана для занятий с учащимися 2 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения даны основные направления работы по развитию речи и прямо говорится в программе, что « направления работы по развитию речи включают, как обязательную составную часть, работу по предупреждению и устранению речевых ошибок». В этой связи особое значение приобретает работа по ознакомлению учащихся с условиями использования лексических и грамматических средств языка в конкретной речевой ситуации.
Культура речи – как устной, так и письменной, к сожалению, остается низкой. Об этом свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые встречаются в повседневной устной и письменной речи учащихся. Поэтому главной задачей учителя является развитие речи младшего школьника – процесса сложного, творческого, который невозможен без эмоций, без увлеченности.
Основным средством коммуникации является речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового образования. Это особенно важно в начальной школе, так как психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, дети в этом возрасте отличаются бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Основная задача занятий развития речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Большое внимание при проведении занятий развития речи следует уделять различным формам работы с текстом: формировать умение составлять устный или письменный текст, редактировать его, выверять орфографию. Преобладание на первоначальном этапе устных упражнений достигается за счет умения пересказать прочитанное, составить рассказы по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.
Дети должны овладеть различными языковыми средствами. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. А ведь именно творческая работа требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося.
Ценностные ориентиры содержания
Коммуникативно-познавательная направленность Программы и реализуемый в ней системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка и осмысление способов функционирования этих языковых единиц устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Эстетическая и духовно-нравственная деятельность Программы нацелена на развитие художественно- эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
Культура речевого общения Программы ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Обучение развитию речи на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.
Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к русскому языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты
· осознавать роль речи в жизни людей;
· оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
· объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты
· соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
· реализовывать простое высказывание на заданную тему;
· ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
· самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
· учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
· делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты
· различать устное и письменное общение;
· различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
· уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
· анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
· продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
· распознавать и вести этикетный диалог;
· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
· находить по абзацным отступам смысловые части текста;
· выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
· осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
· выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
· сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
· сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
· оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
К концу второго класса учащиеся получат возможность научиться:
· определять разновидности речи: разговорную, научную, официально-деловую и художественную речь, признаки текста и его отличие от набора предложений;
· составлять предложения по сюжетным картинкам, рассказ по вопросам учителя на определенную тему;
· устно составлять рассказ по данному началу, подобрать заголовок к данному тексту, написать изложение под руководством учителя;
· под руководством учителя составлять и записывать небольшие рассказы о своих играх, работе, друзьях, семье.
Содержание программы
В число основных содержательных линий Программы входят:
- усвоение литературного языка;
- овладение чтением и письмом;
- совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.
Виды речи. Речь бывает внешняя и внутренняя.
Внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую.
Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.
Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению, изложению или записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложение и целые фрагменты текста первоначально в уме, т.е. на уровне внутренней речи. Важно, чтобы учащийся, начиная писать предложение, в уме подготовил его целиком и знал, как его закончит.
Если внутренняя речь – это речь для себя, то внешняя – для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.
Виды речевой деятельности включают в себя все виды как в изучении русского языка, так и в изучении литературного чтения: слушание; говорение; чтение как вслух, так и про себя; работа с разными видами текст; работа с художественным произведением; работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.; культура письменной речи; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность.
Цель первых занятий по программе — раскрытие перед детьми основных функций речи. Учащиеся осознают, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, средством передачи определенной информации.
Учащиеся знакомятся с формами речи: устной и письменной, учатся отличать устную речь от озвученной письменной, устную (письменную) от внутренней; определять темп устного высказывания, громкость речи; оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения; оценивать поведение собеседника во время разговора, использование мимики, жестов. Дети учатся умению слушать собеседника, умению вести себя во время разговора.
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке, начинают понимать, что не любое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других, приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Учащиеся знакомятся с толковым словарем, учатся объяснять непонятные слова, употреблять слова в точном соответствии с их значением.
Учащиеся знакомятся с разновидностями речи, которые как бы обслуживают ту или иную сферу деятельности, общения людей: сферу бытового общения — разговорная речь, сферу науки — научная речь, сферу официально-деловых отношений — официально-деловая, сферу искусства слова — художественная.
Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.
Составляемый рассказ или его изложение постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность их выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, уточняется последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.
Изучая тему, учащиеся знакомятся с такими основными признаками текста, как тематическое единство, заголовок, основная мысль текста. У учащихся формируется умение отличать текст от группы предложений, умение формулировать тему текста, умение его озаглавливать, составлять ответ на вопрос учителя.
Предлагаются следующие виды работ: восстановление деформированного текста, восстановление текста с пропущенными словами, изложение текста по вопросам к каждому предложению, составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам, составление рассказа по просмотренному видеофильму или мультфильму.
Важно, обсуждая с детьми прочитанное, вводить работу над пословицами, загадками, поговорками, фразеологизмами. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей жемчужинами родного языка, развивают мышление, сообразительность. На уроках используются пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему.
Обучая учащихся составлению изложений, необходимо формировать умения делить текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять главную мысль текста и отражать его в заголовке, выделять части текста при записи, связно излагать текст, писать текст в соответствии с планом. Анализируя работы, надо исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении, точно определять слова в тексте.
Предлагаются следующие виды работ: изложение по обобщенным вопросам, изложение текста по опорным словам, изложение по вопросам и по опорным словам, восстановление деформированного текста по серии картинок, изложение по коллективно составленному плану и по опорным словам.