Дальнейший рост и совершенствование системы подготовки певцов в нашей стране
В заключение раздела послевоенного периода развития вокального искусства в стране хочется отметить то внимание, которое государство оказывает советским людям в деле "их йо-кального и музыкального воспитания. В своей политике в отношении искусства Партия и Правительство руководствуются ленинским лозунгом — искусство принадлежит народу. Широкая сеть музыкальных школ, курсов музыкального образования, училищ и консерваторий, наличие во многих из них вечерних и заочных отделений, бесплатное обучение и обеспечение стипендиями нуждающихся студентов — все это лишний раз напоминает нам, что совете"чй человек имеет все условия для всестороннего развития.
Сеть музыкальных профессиональных учебных > заведений беспрерывно растет. В настоящее время в стране 24 .высших музыкальных учебных заведений и 174 музыкальных училища, в 114 из которых есть вокальные отделения. Если р 1954 году
в училищах и вузах училось 2300 певцов, то в 1965 году училось уже '5672. Соответственно выросла и ;армия вокальных педагогов. В нашей стране одаренный голосом и музыкальностью человек имеет прямую дорогу к профессиональному вокальному образованию посредством существующей системы музыкальных учебных заведений. Учиться и сделаться профес-сиональным певцом — зависит лишь от его личных качеств: воли, настойчивости и целеустремленности. Дорога к вокальному образованию всегда открыта. Однако не все студенты ясно понимают и с полной ответственностью относятся к своему положению ученика .профессионального музыкального учебного заведения — училища или консерватории. Встречаются такие, которые позволяют себе манкировать уроками, недобросовестно относиться к учебной работе, имеют иждивенческие настроения, позволяют себе критически относиться как к существующей системе воспитания певцов, так и к работе педагогического коллектива. Привыкшие к постоянной заботе со стороны нашего общества, они не понимают преимуществ системы вокального и музыкального образования в Советской стране. Принимая все как должное, они не замечают 'логичного, разумного, гуманного начала, лежащего в ее основе.
Позволим себе привести некоторые сравнительные данные о положении студента-вокалиста 'в консерваториях Советского Союза и зарубежных стран. В наших консерваториях, например, студент имеет на двух подготовительных курсах консерватории по четыре сорокапятиминутных урока в неделю, то есть, ежедневно, кроме двух дней. Именно на первых курсах постоянное общение с педагогом по сольному пению особенно необходимо для ученика. На первом курсе консерватории студент имеет четыре урока в неделю по специальности, а на остальных курсах по три. Это уменьшение часов специального пения объясняется увеличением певческой нагрузки в оперном и камерном классах, а также специальными занятиями с концертмейстером. Такая система дает совершенно достаточное и правильно распределенное по курсам время занятий основной специальностью. Педагог по норме должен иметь не более восьми учеников, то есть может уделить всем им достаточное внимание.
В Парижской консерватории, например, студент вокального факультета имеет всего два пятнадцатиминутных урока в неделю, в течение всего срока обучения! Никаких концертмейстеров не полагается. Студент должен разучивать репертуар сам. Такое | же положение, например, в Токийской консерватории. Дополнительные часы занятий спедагогом," как « концертмейстер требуют специальной оплаты и такой, которая далеко не всем под силу. Подобная же ситуация была в России до революции: студенты занимались два раза в неделю и концертмейстеров не полагалось. Большинство студентов Парижской кон-
серватории вынуждено работать, так как существовать на стипендию тем, кто ее получает, нет возможности. Педагог имеет в классе более двадцати учеников, что не дает ему возможности уделить достаточно времени каждому из них. При переходных экзаменах в зарубежных музыкальных заведениях комиссия лишь ставит оценки, но не проводит обсуждения — разбора достоинств и недостатков студента, его успехов, 1как это принято у нас. Педагоги разобщены, не пытаются найти общего языка, хранят свои педагогические тайны. Процветает система закрытых дверей. Широко развита система частного домашнего преподавания, что требует высокой оплаты, труднодоступной большинству обучающихся.
Научная работа, повышение теоретической оснащенности педагогов не являются предметом забот руководства консерваторий капиталистических стран. Практика консерваторий и наука, существующая лишь в научных учреждениях, разобщены между собой. У нас в стране половина оплачиваемого времени педагога, т. е. 3 часа в день из шести выделяется на научную работу, на повышение квалификации.
Мы привели лишь некоторые данные, чтобы подчеркнуть очевидные преимущества дела вокального образования в нашей стране, как в отношении положения студента, так и в отношении педагога. Конечно и в нашей системе вокального образования имеются недостатки такие, например, как перегруженность учебных планов, многопредметность, излишняя опека студента, мешающая проявлению его самостоятельности И т. п.
Несмотря на эти еще не изжитые недостатки студенты-вокалисты могут законно гордиться системой в о_-кального образования, созданной в Советской стране. От них зависит правильно использовать ее и обеспечить расцвет отечественного вокального искусства.
Заключение
Всоветское время вокальное искусство получило .необычайно широкое развитие и достигло больших высот. Это качественно новый, более высокий этап развития русской вокальной культуры. Достижения вокального искусства советского периода отмечены во всех сферах. Созданы классические советские оперы, нашедшие высокохудожественное воплощение на сценах страны. Выращены новые высококвалифицированные кадры певцов — достойных продолжателей лучших традиций русской национальной школы пения. Советское вокальное искусство вы-соко оценено за рубежом. Молодые советские исполнители выходят победителями международных конкурсов. Лучшие советские певцы с успехом гастролируют во многих театрах мира. Подлинный расцвет вокальной культуры наблюдается в нацио-
нальных республиках. Растет камерное творчество советских певцов, неуклонно повышающих уровень исполнительской культуры. Самодеятельное искусство в своих лучших образцах смыкается с профессиональным. Система вокального образования создает все условия для полноценного развития таланта молодых певцов и повышения педагогического мастерства вокальных педагогов. Значительный разворот получила теоретическая деятельность педагогов и ученых, выразившаяся в выходе многих книг и пособий по голосу и его воспитанию. Советское вокальное искусство находится на подъеме.
3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВЕТСКОМУ ПЕВЦУ
Эти требования весьма сложны и обнимают различные стороны личности певца, они неизмеримо более многогранны и высоки, чем были прежде. Определяется это не только тем, что современному певцу приходится исполнять большой и несравненно более сложный репертуар, чем было прежде, но и тем, что общая исполнительская культура советских музыкантов растет с каждым] годом и слушатель становится все более требовательным к исполнителям. Поступательное развитие исполнительской 'культуры несомненно, хотя обычно мало ощутимо современниками. То, что ранее было уделом немногих выдающихся исполнителей, в настоящее время является повседневным, рядовым. Не подлежит сомнению, что в общем вся масса певцов, неизмеримо более многочисленная, чем прежде, стоит на более высокой ступени общей и музыкальной культуры. Исполнительское мастерство наших певцов развивается и совершенствуется вместе с развитием jBcefi советской исполнительской культуры. Между прочим, это можно проследить, если сравнить граммофонные записи исполнения репертуара русскими певцами начала XX века р современными. Конечно, звукозапись того времени была несовершенной в смысле передачи тембра, но она вполне дает возможность судить об исполнительском замысле певца и основных приемах его воплощения. Если откинуть записи таких замечательных исполнителей, как Ф. Шаляпин, Л. -Собинов, А. Нежданова, и взять известных певцов начала XX века, таких, | как i Г. Бакланов, В. Дамаев, И. Грызунов, О. Камионский и др., то можно отметить весьма невысокий уровень исполнительской культуры. Исполнение многих произведений |носит с современной точки зрения весьма примитивный характер. Когда слушаешь эти записи, становится понятным тот общий уровень исполнения, над которым так ярко выделялось творчество Шаляпина, Неждановой, Собинова и некоторых других певцов. Уровень музыкаль-
S Основы вокальной методики 129
ной культуры рядовых дореволюционных певцов был весьма невысок. Что касается исполнительства, то и оно часто не поднималось выше традиционного. Для успеха достаточно было формально iмузыкального исполнения, правильного звуковеде-ния. Многие певцы охотно использовали установившиеся штампы, пользовались приемами, бьющими «а дешевый эффект, мало заботились о создании полноценного сценического образа. Для таких певцов было характерно все то, что нашло талантливое отражение в «Вампуке»1. Концертный репертуар их был весьма ограничен, включая, как правило, популярные арии и романсы. Типы таких певцов и уровень их исполнения весьма красочно описаны в известных книгах В. П. Шкафера и С. Ю. Левика.
Нет сомнения, что современные рядовые певцы, поющие на оперной сцене, (радио или концертной эстраде, стоят на много голов выше и в смысле общего развития, и в смысле исполнительской культуры, и в отношении репертуара, обычно включающего сотни произведений самого разнообразного стиля, разных композиторов и эпох.
Говоря о советском певце-исполнителе, надо отметить, что он лрежде всего является подлинно советским человеком, то есть человеком, вдохновляющимся в своем творчестве идеями построения нового общества и ясно сознающим свое место в этом общем деле. Искусство—важнейшее средство идеологического воспитания, и советский певец должен стремиться в высокой художественной форме нести в широкие массы идеи гуманизма, советского патриотизма, обогащающие духовный мир людей, развивающие лучшие человеческие качества их души. В борьбе за (нового передового советского человека, человека свободного от пережитков лрошлого, советскому левцу принадлежит почетное место. Именно этот жанр {музыкального искусства, связанный с произнесением слова, является наиболее демократичным, доходчивым и потому обладает наибольшей силой непосредственного воздействия на массовую аудиторию.
Искусство советского певца долж<но быть социально направлено, глубоко, с социальных позиций раскрывать в реалистической форме содержание образа. Острое чувство современности, ясное ощущение борьбы двух идеологий—социалистической и капиталистической —никогда не должно изменять советскому исполнителю. Он не может замыкаться в свой узкий личный внутренний мир чувств, а всегда должен жить передовыми идеями нашего общества, идеями коммунизма, служения людям. Общая направленность его творчества
1 «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» — комическая пародия иа оперу. Музыка В. Эренберга, поставлена a j театре «Кривое зеркало» в Петербурге в 1909 г.
должна соответствовать задачам социалистического общества. В. Г. Белинский писал: «Свобода творчества легко согласуется со служением современности: для этого не нужно принуждать себя... нужно только быть гражданином, сыном [своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями,..»1.
Все эти требования, предъявляемые к (советскому певцу, — это требования метода искусства социалистического реализма, в основе которого лежит диалектический метод познания действительности. Этот метод характеризуется четкой политической направленностью и ставит (высокие гуманистические щели: вызывает к жизни лучшие качества человека, способствует его духовному обогащению, воспитывает в нем светлое оптимистическое мировоззрение. Успех наших исполнителей за грубежом зависит прежде всего от того, что они несут «... прогрессивное начало, утверждают высокую этику музыки, гуманистические, жизнелюбивые идеалы, свойственные искусству социалистической эпохи»2.
Советский певец стремится опираться в своем творчестве на высшие достижения русской! школы пения, естественным продолжателем которой он является, школы правды, естественности, реализма, школы высочайшего вокального мастерства, целиком подчиненного задаче глубокого раскрытия идеи (произведения; школы, в которой вокальное, драматическое, пластическое и художественное искусства слились воедино для создания правдивого сценического образа, где мастерство перевоплощения является обязательным для исполнителя. Перед советским певцом стоит задача создания правдивых, социально заостренных, ярких характеров, образов.
Советский певец призван исполнять чрезвычайно разнообразный репертуар. Современный оперный репертуар строится на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, а также включает в себя оперы советских композиторов различных национальностей. На нашей оперной сцене идут оперы Моцарта и Бетховена, Беллини, Доницетти и Россини, Верди, Пуччини и Леонкавалло, Мейербера, Сен-Санса и Гуно, Бизе и Массне, Монюшко и Сметаны, Вагнера.
Оперы Глинки и Даргомыжского, Бородина, Римского-Кор-сакова, Мусоргского, Чайковского и Рахманинова составляют основу репертуара любого оперного театра. Прочно вошли в репертуар произведения Прокофьева, Шостаковича, Хренникова. Ставятся и новые оперы современных западных композиторов: Бриттена, Кодаи и других.
Кроме того, каждый оперный певец всегда имеет обширный
1 В. Г. Белинский. «Речь о критике». Избранные сочинения. Худ.
лит., М., 1948, стр. 224.
2 В. Дельсон. Заметки об исполнительской культуре. «Советская му
зыка», 11963, № 8, стр. 64.
5* 131
концертный репертуар, состоящий из произведений русской и зарубежной классики и произведений современных отечественных и иностранных композиторов. Если репертуар оперного певца более или менее стабилен, то |певцы филармонического плана или певцы радио и телевидения поют репертуар многообразный и постоянно меняющийся. Сегодня выступление посвящено, например, старой немецкой классической музыке, Баху, Генделю или Моцарту, а завтра — Равелю и Дебюсси или советской песне. Таким образом, советский певец обязан владеть различными стилями исполнения, хорошо знать музыку различных эпох. Этого требует основная задача, стоящая перед советскими певцами, — воспитывать чувство прекрасного 'в широких 'массах советских людей, развивать и совершенствовать музыкальные способности человека на лучших образцах классической музыки и подводить к пониманию 'более сложного языка современных авторов.
Как указывает Д. Шостакович, наш слух «ленив», он привыкает к определенному музыкальному языку, и его необходимо развивать, чтобы оценить красоты, заключенные 'в современных произведениях. Один из виднейших современных американских композиторов Аарон Копланд пишет: «Не ощущать необходимости жить музыкой своего времени — значит закрывать себе доступ к одному |из самых захватывающих переживаний, какие только может дать музыкальное .искусство. Ни одна музыка не говорит нам того, что говорит нам музыка современная»1. Именно в сочинениях талантливых композиторов нашего (времени полно и глубоко отражен внутренний мир современного человека, пульс современной жизни отражен современным музыкальным языком.
В задачу советского певца непременным элементом входит пропаганда творчества современных композиторов и приобщение широкого слушателя к пониманию их языка. Естественно, что задачи, стоящие перед советским певцом по эстетическому воспитанию трудящихся, требуют от него самого овладения всеми музыкальными богатствами прошлого и .настоящего и умения их донести до слушателя в прекрасной вокальной 'форме, с сохранением необходимого стиля, характерного для того или иного композитора, для той или иной эпохи. Владение разнообразными «стилями исполнения — необходимое требование современной исполнительской культуры.
Для того чтобы верно, в стиле донести произведение, -надо быть образованным музыкантом, человеком большой общей и музыкальной культуры. Необходимо ясно представить себе внутренний мир, обстановку
1 Аарон Копланд. Что нужно слушать в музыке. Изд. Макграу-Хозэ-бук компанн, 1939, цит. по журн. «Америка» № 106, стр. 28—29.
жизни, взгляды, мировоззрение человека той эпохи. Поэтому важно хорошо знать историю, литературу, живопись, музыку разных времен, которые и служат материалом для творческого воссоздания образа. Надо знать музыку композитора, которого надлежит исполнить, основные произведения, написанные им в различных жанрах и для различных инструментов. Только постижение музыки композитора, проникновение в его внутренний м,ир, освоение его языка может привести к нахождению верного стиля исполнения. Для этого чрезвычайно важно, кроме того, побольше слушать исполнение 'крупными \ музыкантами музыки различных эпох, так как они отчетливо доносят нам тот стиль, которого требует от исполнителя композитор. Однако исполнение в нужном стиле не 'есть формальное и рабское изображение того, что написал композитор в форме нотных знаков. «...Именно между строк таится — в литературе, как и в музыке, — душа произведения искусства», — пишет великий пианист Иосиф Гофман1. Понятие стиля нельзя сводить к этнографической верности исполнения, «...гораздо важнее воздать должное самому произведению, нежели рабски придерживаться концепции автора»,2 — отмечает он далее.
И. Гофман считает, что произведение искусства достаточно широко, чтобы объять бесчисленные и противоречивые интерпретации, не теряя присущую ему правду. Однако: «Индивидуальность у солиста—.несомненно, .большое достоинство, но только если она остается в границах должного уважения к композитору данного произведения» 3.
Исполнитель может подчеркнуть в произведении различные черты, свойственные данному композитору. Конечно, каждый исполнитель выделяет |прежде всего то, что ему близко, важно, что отвечает его внутренним устремлениям, человеческим, артистическим, социальным. Потому исполнение большого артиста всегда несет с собою его собственный особый почерк, в котором выражается личное отношение исполнителя к произведению, его художественный вкус, его мировоззрение, его собственное «я».
Таким образом, чувство стиля у талантливого артиста обязательно включает личное отношение к исполняемому, что и придает исполнению оригинальность, рождает новую художественную ценность — своеобразную и убедительную интерпретацию. У малоодаренных исполнителей, которые не чувствуют стиля, у недостаточно культурных артистов часто наблюдается формальное выпевание слов и нот без вскрытия тех художественных богатств, которые заложены в произведении. В лучшем случае такие исполнители более или менее
1 Иосиф Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепи
анной игре. М., Музгиз, 1961, стр. 32.
2 Т а м ж е, стр. 33.
3 Т а м же, стр. 201.
удачно копируют хорошие образцы, пользуются готовыми формами, штампами. Естественно, что это исполнение не является художественно убедительным и полноценным. В другом случае они вносят свое «я» таким образом, что искажают замысел автора, не чувствуя стиля, характера произведения, не понимая тех чувств, которые волновали поэта — автора текста, и композитора, переведшего их на язык звуков. Они вносят в исполнение только свои чувства, свое часто весьма мелкое и неинтересное «я». Таких певцов называют безвкусными, их исполнение не обогащает слушателя, не раскрывает ему тех красот, той эстетической ценности, которую всегда несут произведения талантливых композиторов.
Прекрасные образцы правды1 в искусстве, чуткого и глубокого исполнения произведений различного стиля 'показывают нам выдающиеся отечественные певцы, певцы большой культуры и исполнительского мастерства. Такие .исполнители, как ! Н. Шпиллер, Г. Виноградов, С. Лемешев, Б. Гмыря, И. Петров, 3. Долуханова, Г. Вишневская, И. Архипова, С. Шапошников, П. Лисициан и ряд других, могут служить примерами отличного владения чувством стиля, столь необходимого каждому советскому певцу. Незабываемы камерные концерты таких больших музыкантов, как А. Доливо — М. Мирзоева, Н. Шпиллер — Л. Оборин, Н. Дорлиак — С. Рихтер, Г. Вишневская—М. Ростропович— замечательные образцы высокохудожественного исполнения произведений различных стилей и жанров, всегда своеобразные и убедительные по интерпретации.
Н. Рождественская справедливо отметила, что концерты таких талантливых исполнителей, как Зои Лодий и Анатолия Доливо, были необычно ценны, как в отношении редкого репертуара, который они включали в свои программы, так и в смысле мастерства его художественного воплощения. «Это же были университеты не только для профессионалов, но и для самого широкого круга слушателей»1.
На таких лучших исполнителей и должен равняться молодой советский левец. Он должен стараться быть высокоэрудированным музыкантом, мыслящим исполнителем, с ясным исполнительским кредо, определяющимся его художественными вкусами, его мировоззрением. Певец обязан ясно понимать то, что он хочет сказать своим исполнением, и быть уверенным в том, что его интерпретация соответствует замыслу автора, раскрывает его в 'наилучшей, убедительной и высокохудожественной форме.
Соответственно с этими высокими и сложными художественно-исполнительскими задачами стоят и чисто вокально-технические требования. Певец не может одним и тем же
звуком петь, произведения Генделя, Беллини, Мусоргского, Пуччини, Прокофьева. Поэтому ему необходимо научиться не только формально правильной красивой кантилене и технике беглости, которых ему может быть достаточно для исполнения, например, опер Беллини и Доницетти, не только умению петь эмоционально насыщенным звуком, поднимающимся на кульминационных взлетах к верхним звукам диапазона, без чего невозможно, например, исполнение опер Пуччини и Леонка-валло, но и тонкой психологической окраске тембра, владению естественным словом в пении, т. е. тем синтезом слова и певческого звука, которым необходимо владеть для исполнения произведений русской и советской классики.
В кратких словах трудно выразить все многообразие требований, которые предъявляет современный репертуар к вокальной технике и общему облику исполнителя. Мы хотели бы подчеркнуть лишь, что эти требования значительно более многогранны и более сложны, чем те, что стояли перед певцами начала нашего века.
Советский певец мыслится как инициативный исполнитель подлинно творчески подходящий к своей работе, никогда не останавливающийся на достигнутом, постоянно совершенствующийся, повышающий свое мастерство. Увлеченность и исключительная преданность любимому искусству — неотъемлемое качество советского певца. Б. Асафьев очень метко сказал: «Только тот, кто поистине одержим стихией искусства и насыщен им, имеет нравственное право развивать восприятие искусства в других»1. Эти черты всегда были присущи выдающимся отечественным певцам, чьи имена составляют гордость русской школы пения.
Все сказанное о советском певце накладывает на обучающегося пению чрезвычайно большие обязательства и требует полной отдачи всех его сил и способностей для достижения высокой цели —стать советским музыкантом-исполнителем, достойным продолжателем великих традиций русской школы пения. Молодым советским певцам необходимо успеть за сравнительно короткий период учебы не только освоить технологические премудрости вокала, но, главное внимание обратить на развитие музыкально-артистических способностей, на то, чтобы под руководством своего педагога пройти основной репертуар, познакомиться с исполнением произведений различного стиля.
Никакие серьезные успехи в искусстве невозможны без исключительной активности со стороны обучающегося в отношении развития своих вокально-артистических и музыкальных способностей, без строгой творческой дисциплины.
1 Н. Рождественская. Незаслуженно забытый жанр. «Советская культура», 1964, 8 октября.
1 И. Глебов (Б. Асафьев). Семена просвещения. «Жизнь искусства», Л., 1926, № 332.
Не следует думать, что успех в воспитании полноценного советского певца целиком сводится к умению педагога. Несомненно, значение педагога в процессе воспитания является определяющим, однако никакой педагог не сможет помочь певцу, не обладающему необходимой активностью, целеустремленностью, певцу ленивому и малоинициативному даже при наличии у него формального комплекса необходимых способностей — музыкальности, сценических данных и голоса. Для того чтобы стать настоящим певцом-артистом, от учащегося требуется исключительная любовь к этому виду деятельности, предельная увлеченность им, страстность, воля в выполнении поставленных задач, то есть целый комплекс личных качеств.
Заключение
Советский певец — это и воспитатель эстетичесих вкусов советского человека и, что прежде всего, борец на идеологическом фронте. Продолжая традиции русской вокальной школы пения, он несет в массы свое реалистическое искусство. Однако это искусство должно быть не только реалистическим, но и социально направленным, должно служить основной цели построения нового коммунистического общества. Советский певец— это человек широкого кругозора, большой общей культуры, хорошо знающий и великое музыкальное наследие прошлого и современную музыку. Острое чувство современности — неотъемлемое качество советского певца. Он обязан быть пропагандистом советской музыки. Владение широким репертуаром, высокая исполнительская культура, знание стилей, отличная вокально-техническая оснащенность—необходимые качества советского певца. Эти высокие требования, предъявляемые к советскому певцу, ставят перед обучающимися сложные задачи, решение которых требует от них исключительной активности, страстности и жертвенного отношения к своему делу.