Лидерство, конкурентоспособность
Ø Лист. «Симфоническая поэма», «Прелюды» финал.
Ø Вагнер. «Шествие пилигримов» из оперы «Тангейзер».
Ø Равель. «Бол» Первая симфония» финал.
Ø Глиэр. «Гимн великому городу».
Ø Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №2, кода третьей части
Коммуникация Искусство фуги».
Ø Орландо Лассо. «Мотеты».
Ø Шенберг. «Концерты: для ф-но с оркестром», для скрипки с оркестром, «5 пьес для оркестра оп. 1».
Ø Веберн. «Симфония», «Вариации для оркестра», квартеты.
Ø Шнитке. «Симфонии №№ 1;4.», Концерт для скрипки с оркестром.
Ø Штраус. «Так говорил Заратустра».
Ø Бортнянский. «Хоровые концерты» ( 4 часть).
Оптимизм.
Ø Бетховен «Вечное движение».
Ø Чайковский «Полька-пиццикато», «Галоп», «Вечное движении».
Ø Глинка. «Арагонская хота».
Ø Шостакович. «Праздничная увертюра».
Правило использования музыки: «Подобное стремится к подобному». Альтшуллер применительно к сеансам музыкотерапии рекомендовал метод изопринципа, согласно которому человеку предлагается музыка, соответствующая его психическому состоянию в данный момент (этап отреагирования), а затем используются мажорные оптимистические произведения (этап формирования позитивных состояний).
Игры и упражнения с использованием музыкальных средств.
Методика «Зонтик Оле Лукойе» (Ворожцова О.А).
К детям приходит Оле Лукойе и приносит с собой волшебный зонтик, на котором подвешаны различные звучащие предметы: металлические пластинки, колокольчики, погремушки и т.д., издающие приятные звуки. Дети закрывают глаза и внимательно слушают, зонтик вращается. Оле дарит детям волшебные сны (идет настройка на медитацию). После полного затихания звука зонтика, включается музыка, соответствующая корректируемому состоянию ребенка, которую он слушает с закрытыми глазами. После завершения музыки ребенок рассказывает, какой сон он видел, если он затрудняется, педагог задает ему вопросы: «О ком был сон, что случилось с персонажем. Что могло произойти дальше, чем бы ты захотел его закончить, хочешь ли ты его посмотреть еще раз?»
Волшебный горшочек (Ворожцова О.А).
Методика аналогична выше приведенной. Как заинтересовываюший момент используется волшебный горшочек (сказка «Свинопас» Андерсена прослушивается и проигрывается с детьми заранее).
В горшочек заранее насыпают каждый раз разные сыпучие и звучащие вещества и предлагают детям внимательно послушав, отгадать, что звучит (прием сосредоточения слухового внимания), а затем дети свободно двигаются под специально подобранные и соответствующие их состоянию, музыкальные фрагменты. После завершения музыки идет обсуждение, что хотели дети изобразить своими движениями.
Музыка и фантазии.
Для облегчения осознания своего состояния детям предлагают погрузиться в мир фантазии, используя для этого метафорическую силу музыки. Под релаксирующий музыкальный фон, создающий необходимое эмоциональное состояние, детям предлагают посидеть с закрытыми глазами. После окончания музыки включают другие музыкальные фрагменты, в соответствии с задачами занятия и предлагают детям следующие задания:
- отбивать ритм на разных ударных инструментах,
- слепить или нарисовать персонажей или образы животных, сказочных существ, предметов, возникших под впечатлением от воспринимаемых звуков,
- придумать историю,
- показать импровизацию сценок с участием детей, игрушек, кукольного театра,
- подобрать под музыку соответствующую ее характеру художественную иллюстрацию и т.д.,
Дети обязательно объясняют, что они изобразили и называют свою импровизацию.
Фантазия «Крылья»
Производится с открытыми глазами. Музыкальный фон легкий. Парящий. Детям предлагают представить , что у них растут крылья. Они могут полететь далеко и высоко. «Куда вы хотите полететь?», «Что вы видите внизу?», «Где вы приземлитесь?», «К кому вы хотели бы полететь?»