Семья и брак. Личная жизнь 7 страница
Филис Фрелич за роль Сары в спектакле "Де-
ти меньшего Бога", который шел на Бродвее, в
1981 г. получила приз "Tony Award". Благодаря ус-
пеху глухих артистов многие американцы заинте-
ресовались жестовым языком. Бернард Брэгг од-
нажды сказал: "Люди обычно в смущении преры-
вали мои жесты и просили меня не делать так.
Сейчас же люди платят за то, чтобы посмотреть
мое представление на жестовом языке!"
"Пьеса о нас" - так назывался спектакль, сыг-
ранный любительской группой Хартфордских
Трагиков США в самом начале 1970-х гг. Здесь
впервые в полной мере "зазвучали голоса" неслы-
шащих авторов, рассказывающих о самих себе.
Вслед за этим спектаклем появились оригиналь-
ные постановки: "Мой третий глаз" и "Парад" в
Национальном театре глухих. До первого предста-
вления "My Third Eye" ("Мой третий глаз") продук-
ция Национального театра глухих была переводом
письменных слов на жестовый язык, и так было до
четвертого сезона, когда артисты начали экспери-
ментировать с созданием собственных пьес. В "My
Third Eye" актеры начали думать о жестах как об
объекте, а не просто использовать как средство
передачи мыслей и чувств. В 1973 г. в отделении
драмы Галлодетского колледжа был поставлен
спектакль по пьесе глухого автора Джилберта Ис-
тмэна "Sign Me Alice" ("Говори со мной жестами,
Элис"), представляющей собой модифицирован-
ную пьесу Б. Шоу "Пигмалион": героиня пьесы
Элис Бэбел оставляет ASL и изучает одну из ис-
кусственных систем ручного английского. Неслы-
шащая Дороти Майлз - автор пьесы "A Play of Our
Own" ("Пьесы о нас", 1975), тема которой заимст-
вована из кинофильма "Гость приходит к обеду". В
1981 г. Бернард Брэгг и Ежен Бергман сочинили
"Рассказы из клубной комнаты". Востребовано и
творчество драматурга Шонна May.
В США существует CHALB - компания, осно-
ванная двумя глухими - А.Р. Барвиолеком и
Дж.Ч. Маккинеем. Организованные ею представле-
ния, семинары, лекции знакомят публику с культу-
рой глухих, их обычаями и жестовым языком. Ком-
пания начала деятельность летом 1980 г. с представ-
ления первой пьесы "Deaf-Pa, What?". Это своеоб-
разная "черная комедия", в которой сатира и юмор
побуждают зрителей увидеть глухих людей иными
глазами и в какой-то мере понять их. Затем был со-
здан ряд представлений, среди которых можно вы-
делить "Анатомию и психологию тел глухих", с ко-
торой группа успешно гастролировала во Франции и
Японии. Это сатирическая лекция-представление, в
которой выявляются специфические функции час-
тей тел глухих, отличные от привычных.
Малых театров и театральных коллективов
глухих в США много: Техасский Spectrum Deaf
Theatre, Нью-Йоркский Deaf Theatre и др. В Лос-
Анджелесе находится постоянно действующий
профессиональный театр для неслышащих амери-
канцев, получивший статус национального, - За-
падный театр глухих (Deaf West Theatre), основан-
ный в 1991 г. Постановки предназначены для глу-
хих и отражают культурную жизнь глухих и слабо-
слышащих Лос-Анжелеса. Театр ставит классиче-
ские спектакли (в частности, «Трамвай "Желание"»
Т. Уильямса), мюзиклы (например, "Оливер!" по
мотивам романа Ч. Диккенса "Оливер Твист"), в
которых заняты как глухие, так и слышащие арти-
сты. Два года назад театр открыл летнюю школу
для глухих актеров с целью повышения их мастер-
ства. Профессионалы и любители из разных шта-
тов США могут пройти обучение в этой школе,
возглавляемой опытными артистами Линдой Боув
и Бобом Даниэльсом. Театр проводит субботние
утренники для глухих детей и их родителей, на ко-
торых зрители смогут научиться рассказывать ис-
тории на жестовом языке и получить первые уро-
ки театрального мастерства. Остается добавить,
что национальные конференции театров глухих
проводятся в США ежегодно.
В Европе и Азии тоже немало театральных
коллективов глухих. Некоторые из них работают
в тесном сотрудничестве со слышащими артиста-
ми. В Стокгольме, например, театр глухих исполь-
зует сцену драмтеатра и не имеет проблем с фи-
нансированием постановок. Ранее в Швеции суще-
ствовал небольшой передвижной театр "Tyst
Teater". Его руководитель Г. Вагстрём-Линдквист
в 1990-е гг. стала заниматься постановкой ежеме-
сячных ТВ-шоу, популярных не только среди глу-
хих. В 1995 г. в Москве перед глухими выступала
театральная группа из Брюсселя "Творческий
центр самовыражения". В Великобритании в
1992 г. Джон Вильсон организовал Deaf Forum
Theatre, здесь Дороти Майлз (США) провела семи-
нары, посвященные искусству использования Бри-
танского жестового языка в постановках.
Во Франции три актера из США попытались
организовать международную труппу, но в резуль-
тате получился французский театр International
Visual Theatre, который финансировался прави-
тельством. В середине 1990-х гг. несколько глухих
артистов театра снялись в полнометражной ленте
"На земле глухих". В Палермо (Италия) был соз-
дан полупрофессиональный театр глухих, неодно-
кратно гастролировавший по Европе и в Японии.
В Германии имеется два театра глухих: один бази-
руется в Гамбурге, другой - в Берлине. Гамбург-
ский театр под руководством Петера Шика ис-
пользует немецкий жестовый язык и в своем твор-
честве обращается к культуре глухих, в берлин-
ском же ставят адаптированную классику, и здесь
более принят калькирующий жестовый язык.
В одном из спектаклей, поставленных при участии
Б. Брэгга (США), берлинская группа затронула те-
му преследования глухих людей в годы нацизма и
коллективной вины. Японский театр глухих был
основан в середине 1980-х гг.; театральные коллек-
тивы имеются во многих городах страны. В сто-
лице Украины, Киеве, с 1969 г. действует театр
глухих "Радуга" с сильным актерским коллекти-
вом. В 1979 г. артист этого театра глухой Василий
Степкин сыграл главную (!) роль фермера Джо
Каллона в фильме "Лобо" (реж. И. Негреску).
В 1996 г. В.В. Степкин получил звание заслужен-
ного артиста Украины.
В Европейскую ассоциацию культуры глухих
"Сальвиа" входят представители культурных орга-
низаций глухих из 15 стран. Она организует Меж-
дународные фестивали культуры. Первый состо-
ялся в 1997 г. в Брюсселе (Бельгия), второй силами
Реабилитационного культурного центра "Гефест"
был проведен в сентябре 1999 г. в Москве. В
1996 г. в Мадриде (Испания) прошел Международ-
ный фестиваль пластических театров. Время от
времени устраиваются Международные конфе-
ренции театров глухих, одна из последних была
проведена в 1999 г. в Австралии. В 1989 г. в Ва-
шингтоне, в Галлодетском университете, состоял-
ся грандиозный фестиваль "Путь глухих" (the Deaf
Way Conference and Festival), который посетили
свыше 6000 человек из более чем 80 стран мира.
Здесь состоялся настоящий смотр театральных
коллективов глухих со всего мира.
В 1952 г. в Великобритании А. Макендриком
был снят фильм "Мэнди" (в американском прока-
те он шел под названием "Крик тишины") о воспи-
тании маленькой глухой девочки Мэнди. В 1979 г.
в США Р. Марковиц снял фильм "Голоса" - одной
из героинь фильма была Розмари Лэмон, глухая
девушка. Фильмы с глухими героями снимались во
Франции, Австралии и других странах. Во Фран-
ции в 1994 г. прошел фестиваль фильмов с глухи-
ми героями "Pictures, Signs, and Punctuation" ("Кар-
тины, жесты и пунктуация"). Но из всех художест-
венных фильмов о глухих наибольшая популяр-
ность выпала на долю снятого по пьесе "Дети
меньшего Бога" фильма Рэнды Хайнес (США). На
Берлинском (рестивале в 1987 г. он получил "Сере-
бряного медведя" за необычность сюжета, а глу-
хая артистка Марли Мэтлин в 1986 г. получила
"Оскара" за главную роль Сары. М. Мэтлин роди-
лась в 1965 г. в Чикаго, слух потеряла в полтора
года от роду, обучалась в массовой школе, но зани-
малась в театральной труппе глухих актеров. Мар-
ли Мэтлин объясняла причину успеха ленты так:
"Люди впервые увидели мир, в котором живут глу-
хие (действие фильма происходит в учебном цен-
тре для глухих), увидели их прекрасный язык ми-
мики и жеста. Язык, которым можно объясниться
в любви, с помощью которого можно бороться за
справедливость, искренность и доброту. Кроме то-
го, фильм стал своего рода пособием для тех, кто
общается с глухими, работает с ними".
В декабре 1987 г. в восьми городах США состо-
ялась премьера фильма "Уокер" режиссера Алек-
са Кокса, главную роль в котором сыграла Марли
Мэтлин. Она еще сыграла роль глухой Пэгги в те-
лефильме "Мост в тишину" (198,8). На свадьбе
М. Мэтлин с офицером лос-анжелесской полиции
Кснипом Грандальски (слышащим), который спе-
циально выучил жестовый язык, присутствовало
250 кинозвезд Голливуда и известных лиц.
Стоит упомянуть фильм "Бурная река" (1994) с
кинозвездой Мэрил Стрип в главной роли. Ее ге-
роиня Гэйл - учительница истории в школе глухих
детей, дочь глухого отца. Члены ее семьи знают
Жестовый язык, который очень пригодился, когда
Степкин сыграл главную (!) роль фермера Джо
Каллона в фильме "Лобо" (реж. И. Негреску).
В 1996 г. В.В. Степкин получил звание заслужен-
ного артиста Украины.
В Европейскую ассоциацию культуры глухих
"Сальвиа" входят представители культурных орга-
низаций глухих из 15 стран. Она организует Меж-
дународные фестивали культуры. Первый состо-
ялся в 1997 г. в Брюсселе (Бельгия), второй силами
Реабилитационного культурного центра "Гефест"
был проведен в сентябре 1999 г. в Москве. В
1996 г. в Мадриде (Испания) прошел Международ-
ный фестиваль пластических театров. Время от
времени устраиваются Международные конфе-
ренции театров глухих, одна из последних была
проведена в 1999 г. в Австралии. В 1989 г. в Ва-
шингтоне, в Галлодетском университете, состоял-
ся грандиозный фестиваль "Путь глухих" (the Deaf
Way Conference and Festival), который посетили
свыше 6000 человек из более чем 80 стран мира.
Здесь состоялся настоящий смотр театральных
коллективов глухих со всего мира.
В 1952 г. в Великобритании А. Макендриком
был снят фильм "Мэнди" (в американском прока-
те он шел под названием "Крик тишины") о воспи-
тании маленькой глухой девочки Мэнди. В 1979 г.
в США Р. Марковиц снял фильм "Голоса" - одной
из героинь фильма была Розмари Лэмон, глухая
девушка. Фильмы с глухими героями снимались во
Франции, Австралии и других странах. Во Фран-
ции в 1994 г. прошел фестиваль фильмов с глухи-
ми героями "Pictures, Signs, and Punctuation" ("Кар-
тины, жесты и пунктуация"). Но из всех художест-
венных фильмов о глухих наибольшая популяр-
ность выпала на долю снятого по пьесе "Дети
меньшего Бога" фильма Рэнды Хайнес (США). На
Берлинском (рестивале в 1987 г. он получил "Сере-
бряного медведя" за необычность сюжета, а глу-
хая артистка Марли Мэтлин в 1986 г. получила
"Оскара" за главную роль Сары. М. Мэтлин роди-
лась в 1965 г. в Чикаго, слух потеряла в полтора
года от роду, обучалась в массовой школе, но зани-
малась в театральной труппе глухих актеров. Мар-
ли Мэтлин объясняла причину успеха ленты так:
"Люди впервые увидели мир, в котором живут глу-
хие (действие фильма происходит в учебном цен-
тре для глухих), увидели их прекрасный язык ми-
мики и жеста. Язык, которым можно объясниться
в любви, с помощью которого можно бороться за
справедливость, искренность и доброту. Кроме то-
го, фильм стал своего рода пособием для тех, кто
общается с глухими, работает с ними".
В декабре 1987 г. в восьми городах США состо-
ялась премьера фильма "Уокер" режиссера Алек-
са Кокса, главную роль в котором сыграла Марли
Мэтлин. Она еще сыграла роль глухой Пэгги в те-
лефильме "Мост в тишину" (198,8). На свадьбе
М. Мэтлин с офицером лос-анжелесской полиции
Кснипом Грандальски (слышащим), который спе-
циально выучил жестовый язык, присутствовало
250 кинозвезд Голливуда и известных лиц.
Стоит упомянуть фильм "Бурная река" (1994) с
кинозвездой Мэрил Стрип в главной роли. Ее ге-
роиня Гэйл - учительница истории в школе глухих
детей, дочь глухого отца. Члены ее семьи знают
Жестовый язык, который очень пригодился, когда
11.2. Изобразительное искусство глухих
J 12.1. Глухие мастера резца
и кисти за рубежом
Выше упоминался глухой с рождения худож-
ник Квинт Педиус, современник древнеримского
императора Августа.
Бернардино ди Бетто ди Бьяджи (1454-1513) в
юности потерял слух. Подписывавшийся псевдони-
мами иль Сурдиккио и иль Пинтуриккьо, он вместе
с Рафаэлем учился мастерству у Перуджино. Пин-
туриккьо много работал в Риме, расписывал Сик-
стинскую капеллу, папские апартаменты Иннокен-
тия VIII и Александра VI. В Сиене он работал над
орнаментами библиотеки Пикколомиии, ставшим
позже Папой Пием П. Хорошо известен его порт-
рет мальчика из Дрезденской галереи. Приятель
Пинтуриккьо в 1506 г. Рафаэль нарисовал "Немую
женщину" (Национальная галерея Урбино).
Леонардо да Винчи требовал изучения мимики
и жестов тела глухих. Вопреки разделяемому мно-
гими мнению, что лучше быть слепым, нежели
глухим, что музыка - наивысшее из искусств, Лео-
нардо да Винчи высказывал противоположные
мысли. Приведем фрагменты из книги Леонардо
да Винчи "Суждения об искусстве":
"Живым существам наносит больший урон по-
теря зрения, чем слуха, и по многим основаниям:
во-первых, посредством зрения отыскивается еда,
нужная для питания, что необходимо для всех жи-
вых существ; во-вторых, посредством зрения по-
стигается красота созданных вещей, в особенности
красота тех вещей, которые склоняют к любви.
Красоту слепой от рождения не может постигнуть
по слуху, ибо он никогда не знал, что такое красо-
та какой-либо вещи. Остается ему слух, посредст-
вом которого он понимает лишь звуки и человече-
ский разговор, в котором существуют названия
всех тех вещей, каким дано имя. Без знания этих
имен можно жить очень весело, как это видно на
примере глухих от рождения, то есть на немых,
объясняющихся посредством рисунков, которыми
многие из них развлекаются.
Конечно, нет никого, кто не захотел бы скорее
потерять слух и обоняние, чем глаза, хотя потеря
глаз влечет за собою потерю всех наук, выража-
емых словами; и поступают так только для того,
чтобы не потерять красоту мира, которая заклю-
чается в поверхностях тел, как случайных, так и
природных, отражающихся в человеческом глазу.
Глаз, называемый окном души, - это главный
Путь, которым чувство может в наибольшем ботстве и великолепии рассматривать бесконеч-
ные творения природы, а ухо является вторым, и
ОТО облагораживается рассказами о тех вещах, ко-
юрые видел глаз.
Геперь посмотри, кто более калека: слепой
МИ немой? Теперь посмотри, что ближе человеку:
ним человека или образ этого человека? Имя че-
ловека меняется в разных странах, а форма измееняется только смертью.
Царь сказал: "...Нет столь бессмысленного
суждения,. которое на предложение выбрать или вечные потемки, или же потерю слуха немедленно не предпочло бы скорее потерять слух вместе с
обонянием, чем остаться слепым. Ведь тот, ктоте-
ряет зрение, теряет красоту мира со всеми форма-
ми сотворенных вещей, а глухой теряет только
звук, созданный движением сотрясенного воздуха,
ничтожнейшую вещь в мире...".
После того как мы пришли к заключению,
что поэзия в высшей степени понятна для сле-
пых, а живопись в той же мере для глухих, мы
скажем: живопись ценнее поэзии, поскольку она
служит лучшему и более благородному чувству,
чем поэзия. Доказано, что это благородство три-
жды превосходит благородство трех остальных
чувств, ибо каждый предпочтет скорее потерять
слух, обоняние и осязание, чем зрение. Ведь по-
терявший зрение теряет вид и красоту вселенной
и становится похожим на человека, запертого
живым в могильный склеп, где он обладает дви-
жением и жизнью.
Хороший живописец должен писать две глав-
ные вещи: человека и представление его души.
Первое - легко, второе - трудно, так как оно
должно быть изображено жестами и движениями
членов тела. Этому следует учиться у немых, - они
делают это лучше, чем другие люди.
Очень хорошо будут видны мелочи в отдель-
ных жестах у немых, не умеющих рисовать, хотя
среди немых немного таких, которые, общаясь с
людьми, не помогали бы себе рисунками; итак,
учись у немых делать движения, которые выража-
ли бы представление души говорящего".
В числе тех глухих, кого знал великий худож-
ник, мог быть глухой отец его ученика Амброджо
де Предиса - Христофоро, который был одним из
хорошо известных миниатюристов в Милане.
Глухие художники часто носили прозвища Му-
ст (немой), как Геркуле Сарти из Ферарры
(ок. 1600) или Франческо Коми из Форнаретто
(1682-1737), живописец на исторические и религи-
озные темы.
В Испании, как мы уже писали, творил глухой
мастер Хуан Фернандес Наваретта (1526-1573), по
прозвищу эль My л о (немой). На его могильной
Плите в Толедо начертана эпитафия великого ис-
панского поэта и драматурга Лопе де Вега (суть:
он Пыл нем, но его портреты говорят). В Мадриде
еще жили: Хаим Лопес (XVI в.), прозванный эль
Мудо, который рисовал фрески в Эрмитаже Нотр-
Дам (Прадо), Педро эль Мудо, искусный колорист,
Дель Арко (1620-1700), прозванный эль Сур-
||и п|.ц де Переда, который рисовал "Крещение
Св. Иоанна Крестителя" из собора в Толедо. Ху-
дожником был первый в Испании глухой учитель
Роберто Фредерико Прадез (1772-1836).
Украшением Амстердамского Королевского
музея изящных искусств является картина "Каток
i катающимся фламандцами" работы глухого ху-
дожника Хендрика ван Кампена или Аверкампа
(ISK5-1634). А в Гронингенском музее искусств
Имеются три картины, изображающие евангели-
1 ти Луку, Марка и Иоанна. Автором работ, дати-
рованных серединой XVII в., был глухой худож-
ник, ученик великого Рембрандта, Й.Й. Стомме.
Около 1776 г. в Гоордренте жил Элзенерус Гель-
мих. глухой пейзажист и портретист. В 1783 г.
умер в Гааге француз, родившийся глухим, - худож-
иик-самоучка Делакруа, выполнивший портреты
принца Вильяма V и его сестры Каролины.
Глухой скульптор Феликс Мартин (1844-1917)
создал в 1879 г. статую Делепе, которая до сих пор
стоит во дворе Национального института глухих в
Париже. Он же выполнил серию из 12 бронзовых
тарелок на тему "Жизнь Делепе". В Париже есть
две статуи работы Феликса Мартина, изображаю-
щие Трюдо - основателя Высшей технической шко-
лы - и Пикара, академика и драматурга, который
стал директором Национального театра на плац де
Л'Одеон. Ф. Мартин, внучатый племянник Пикара,
изваял еще две статуи: для фокс Национального те-
атра и для главного фокс Оперы. Мартин получил
второй приз на конкурсе в Риме в 1869 г. за свою ра-
боту "Александр Великий и его врач Филипп".
Внешний облик Делепе до наших времен до-
несли работы его глухих учеников. Поль Грегуар
нарисовал несколько портретов еще при жизни
Делепе. Один из этих портретов - "Учитель в про-
филь" (1776) был репродуцирован в 1898 г. Авгу-
стом Коласом, глухим гравером и учителем Па-
рижской школы. Последний имел глухого брата,
Виктора, искусного литографа. Клод-Андре Де-
сейн (1740-1823), "ле Сурд-Мует", тоже ученик
Делепе, был скульптором, автором подкрашенно-
го гипсового бюста своего учителя (1786). Десейн
известен также скульптурными портретами Мира-
бо (1791) и первой жены Дантона (1793).
Автор работы "Урок аббата Делепе" Начо Жн-
новье, глухой воспитанник школы Св. Ипполита
(Гард, Франция) посещал Школу изящных искусств
в Монпелье. В этом городе жил выдающийся глухой
живописец Фредерик Пейссон (1807-1877), глухой с
двух с половиной лет от роду. Он нарисовал шедевр
"Последние мгновенья аббата де Лепе". В Париж-
ской школе изящных искусств Пейссон получал
призы от своих учителей, в том числе и от Энгра.
Картина Пейссона "Цыганское семейство" (1843)
практически предшествовала зарождению реали-
стической школы.
Несколько улиц Парижа оформлены Никола
Хсннекуином, глухим архитектором и декорато-
ром (1834-1918), который обучался в школе для
глухих в Нанси и в Парижской школе изящных ис-
кусств. Сорбонна выходит фасадом на площадь,
где поставлен памятник ректору Греару, изваян-
ный Хеннекуином.
Поль Франсуа Шоппин (1856-1937), француз-
ский скульптор, глухой с двух лет, изваял две чудес-
ные гипсовые статуи учителя глухих Я.Р. Перейры.
Шоппин, чья жена была искусной глухой миниа-
тюристкой, изваял "Марсельзу", которая была вы-
ставлена во дворе Монумента Инвалидам; из дру-
гих его скульптур известны: "Победитель Бастилии" (1888), "Доброволец 1792 года", "Прачка", а
сю работа "Доктор Поль Брока" получила пер-
иую премию в 1887 г., когда скульптору было
2ч лет.
Фсрнан Хамар (1869-1943), оглохший в возрас-
те года от роду, посещал спецшколу, изучал деко-
ративные искусства с 1888 по 1890 гг. Известна его
' | чуя, изображающая фельдмаршала де Рошамбо
(1750-1813), героя Американской войны за неза-
Висимость: первая статуя стоит в Вандоме, на ро-
лпне скульптора, вторая - в Саду Инвалидов в Па-
риже, а третья в Ньюпорт-парке (США) и четвер-
ым во дворе Белого Дома в Вашингтоне (1902).
В настоящее время во Франции известен глу-
хой скульптор, выпускник Высшей школы изящ-
ных искусств в Париже, постоянный участник вы-
ставок Осеннего салона в Париже - Жан-Пьер
Маллаусена.
Гравированный портрет фельдмаршала Мак-
Магона, который стал Президентом Франции в
1873 г., был выставлен в 1874 г. глухим живопис-
цем Рене Принсето (1843-1914). Позже Принсето
завоевал золотую медаль в Филадельфии за свой
конный портрет Джорджа Вашингтона. Любопыт-
ный факт: Принсето учил рисованию великого
А при де I \ .i> з-Ло грека (1864-1901), чей отец был
близким другом глухого художника.
Большая часть вышеприведенного материала
об итальянских и французских художниках по-
черпнута из доклада, сделанного на Международ-
ной конференции по истории глухих (1991) фран-
цузским исследователем Ивом Бернардом.
Г. Амброз (род. Вена, 1893), потерявший слух в
7-летнем возрасте после тяжелой болезни, был из-
вестен как выдающийся скульптор, художник и
интересный поэт-лирик.
Р. Шуман (род. 1899), оглохшая в шестилетнем
возрасте, стала скульптором, художником-фафи-
ком, писала стихи.
Шарль Эйк (род. Меерсен, 1894) - голланд-
ский художник, учился живописи в Роттердам-
ской академии. Его картина "Блудный сын" по-
лучила первую премию на одной из выставок в
Риме. По заказу королевского дворца он напи-
сал в честь королевы Юлианы картину "Перед
коронацией".
Также в Нидерландах творил Э.-Э. Фелкема,
родившийся в Леувардене, в семье художника. Его
учителем был выдающийся художник-пейзажист
/Керар дю Го. Фелкема уже в юности получил пер-
вую премию на выставке в Академии Гронингена.
Он получал стипендию Гийома I - голландского
короля, совершенствовал мастерство в Париже. В
наши дни многие из картин мастера хранятся в му-
зеях Амстердама и Харлема.
А. Пичини - глухой итальянский художник
XIX в., ученик Д. Морелли. Наиболее известные
работы - "Танцор", "Пещерный цирюльник", "Ма-
теринство". Выставки при жизни художника уст-
раивались в Риме, Петербурге, Мюнхене, Рио-де-
Жанейро и Лондоне. Его гравюра "Кормчий" -
один из шедевров живописи.
В Германии в 1924 г. глухой художник Бернхард
Томас (1879-1946) вместе с единомышленниками
организовал объединение глухих художников и про-
вел выставку, на которой экспонировались работы
20 глухих живописцев и скульпторов. Следующая
выставка была организована им в Нью-Йорке.
11.2.1.1. Deaf Art - существует ли оно?
В Америке конец 60-х и начало 70-х гг. прошло-
го века ознаменовались движением "Deaf Pride/Deaf
Power", которое привело к движению глухих худож-
ников Deaf Art Movement (DAM), а в 1989 г. послед-
нее оформилось как De'VIA (Deaf View/Image Art -
искусство визуального образа).
Профессор Дебора Сонненстрал, являвшаяся
деканом кафедры истории искусств в Галлодетском
университете, в статье "Визуальные искусства в
Deaf Studies" (1993) подняла вопрос об искусстве
глухих художников: "Мы видим работы глухих ху
дожил ков. которые отражают их опыт как глухих и
особое восприятие мира. Это направление может
быть классифицировано как De'VIA Movement".
Образование движения De'VIA ознаменовано мани-
фестом, сочиненным в 1988 г. восемью глухими ху-
дожниками, которые собрались и пожелали "клас-
сифицировать" суть искусства, демонстрирующего
их Deaf видение мира. De'VIA стиль создается, когда
художник сознательно использует визуальное ис-
кусство, чтобы выразить Deaf опыт, персональный
или общий. Пока проводились исследования, кото-
рое бы идентифицировали формальные элементы
De'VIA, но эти восемь художников отметили ряд
элементов, определяющих их искусство. De'VIA мо-
жет быть идентифицировано с помощью таких фор-
мальных элементов, как интенсивные, контрастные
цвета и контрастная текстура. И еще, в фокусе мо-
жет быть центральный образ, и часто - преувели-
ченные или "подчеркнутые" части тела, в частно-
сти, глаза, рот, уши и руки. Часто художественные
работы в стиле De'VIA отражают стороны жизни
глухих, например, изображают сцены в классах
школ для глухих или клубы глухих. Нередко встре-
чаются изображения глухого человека, общающе-
гося со слышащим, или символические изображения
слуховых аппаратов и жестов.
Д. Сонненстрал упоминает художника Морриса
Бродерсона (р. 1928), в нескольких работах которо-
го руки изображены в "дактильных положениях", и
Бетти Дж. Миллер (р. 1934), которую она называет
пионером в "утилизации" Deaf опыта в арт-работах.
Далее докладчик, обращаясь к истории, рассуждает,
кому можно давать ярлык "Deaf artist" с заглавной
буквы "D". Был в XVIII в. глухой портретист Ога-
стес Фуллер, который изобразил семейную пару
глухих, державших в руках письменные перья. Как
быть с ним? Уилльям Спаркс является автором
портретов нескольких президентов Галлодетского
колледжа, хотя он не "инкорпорировал" свой опыт
глухого в содержание художественных работ. А как
быть в случае Грэнвилла Рэдмонда, художника-пей-
1лжиста, друга Чарли Чаплина, или Дугласа Тилде-
на. выдающегося скульптора? Они не отразили свой
опыт глухих в своих работах. Но для того времени
они были своего рода Deaf героями. Так с какой бу-
квы их называть?
Энн Сильвер в статье "Reframing Deaf Art/De'VIA
lor 21s1 Century: New Directions" продолжает эту тему:
"Я никогда не забуду своего присутствия на рожде-
нии Deaf Art, когда она (Бетти Миллер) попросила
меня помочь с ее персональной выставкой в 1972 г.
Нмставка "The Silent World" была из ряда вон выхо-
дящим событием, который продемонстрировал по-
зицию Глухих людей как угнетенной группы. В те
дни выступить открыто против патернализма с ки-
стью в руках было действительно чем-то весьма
жстраординарным. Стержневая роль Бетти как ар-
хитектора Движения искусства Глухих и "конструк-
Гора" Манифеста De'VIA заслуживает почетного
места в истории американского искусства".
Докладчик критикует евроцентризм, выстро-
ивший свой канон, в котором нет места для "дру-
гих". Она, конечно же, уверена, что традиционная
перспектива должна смениться в угоду мульти-
культурному подходу, который оценивает и интер-
претирует культурный контекст и философию ис-
кусства "других". Энн Сильвер ставит вопрос: как
критики могут разработать эпистемологию Deaf
Art? Какими критериями они могут руководство-
ваться при анализе и интерпретации Deaf Art?