Семья и брак. Личная жизнь 4 страница
Поведение глухих представляет собой набор
вполне нормальных и целесообразных стратегий
выживания в современном жестком мире. Глухие
юноши и девушки, "вступающие в жизнь , быстро
избавляются от иллюзий, что глухой "может вы-
жить в этом мире", только если будет копировать
поведение слышащих людей.
8.2.1. Знаете ли Вы, что?
• На жестовом языке можно общаться через
футбольное поле, под водой, ему не страшны ни-
какие "жучки" и диктофоны.
• В 1836 г. Самюэл Ф.Б. Морзе изобрел теле-
граф. Интересно, что изобретатель был женат на
глухой. Как он с ней общался? Он постукивал
пальцами по ее рукам! И еще, его партнер по биз-
несу Амос Кендалл много жертвовал на нужды
глухих: он выделил два акра земли и здание на ок-
раине Вашингтона для Колумбийского института
для глухонемых и слепых. В знак благодарности
школа на территории Галлодетского университета
носит имя Кендалла.
• Помещения для глухих обычно проектируют-
ся так, чтобы была хорошая слышимость, хотя
иногда архитектура таких мест затрудняет глухим
обзор. А для глухих важна как раз хорошая види-
мость... Например, классы Рочестерского техни-
ческого института оборудованы диапроекторами и
другими визуальными приспособлениями, боль-
шинство помещений не имеет окон, чтобы яркий
задний фон не мешал читать с губ или рассматри-
вать что-либо, а шум из окон - воспринимать ин-
формацию на слух. Другой пример - в аудитории
Элстоа в Галлодете отсутствуют опоры, пол с вы-
сокими показателями шумопоглошения, обеспе-
чен беспрепятственный обзор из любого места
850-местного зала.
• Глухие могут быть ошибочно помещены в уч-
реждения для умственно отсталых детей: отсутст-
вие речи, невнимание к речи родителей, вспышки
раздражительности и проч. могут быть квалифи-
цированы как умственная отсталость.
• Глухих женщин немного меньше, чем мужчин.
• Во время экономического спада глухие ра-
ботники, как и другие люди с физическими недос-
татками, страдают первыми: их увольняют в пер-
вую очередь независимо от профессиональных ка-
честв. Однако они востребованы во время войн и
всякого рода мобилизаций.
• Средняя зарплата глухих работников ниже,
чем у слышащих.
• Глухие больше теряют на покупках, чем
слышащие, т.к. для приобретения товаров с
выгодой нужна информация, которую обычно
получают из радиосообщений, ТВ и часто от
других потребителей. Глухим труднее расспро-
сить о потребительских качествах товара, мно-
гие "доверяются" продавцу и нередко потом
жалеют. Для многих глухих слышащий прода-
вец - авторитетная фигура (он слышит!). Если
товар бракованный, то глухим труднее отстоять
свои права, особенно если продавец попадается
наглый и крикливый (в этом случае глухому
труднее читать с губ, да и шумный разговор при-
влекает внимание народа, что неприятно для
глухого).
• На рынке труда растет доля сервиса, что за-
трудняет глухим карьерный рост.
• Даже на приеме у врачей глухим с хорошим
произношением трудно убедить их, что они не мо-
гут слышать (врач думает: "Говоришь - значит,
слышишь, и нечего дурака валять" или "Он отве-
тил на мой вопрос - значит, слышит!", а дело лишь
в том, что глухими первые (вводные) вопросы, как
правило, легко читаются с губ.
• В тюрьмах глухим приходится особенно тя-
жело из-за недостатка общения.
• У некоторых глухих нарушено чувство равно-
весия из-за повреждения вестибулярного аппарата,
тесно связанного с органом слуха. Такие люди испы-
тывают затруднения в темноте, когда мало зритель-
ных ориентиров. Они могут споткнуться, упасть.
• В Великобритании во время войны для того,
чтобы узнать о начавшейся ночной бомбежке, глу-
хие перед сном привязывали к большому пальцу
веревку, которую спускали в окно. В случае воз-
душной тревоги дежурный на улице должен был
дернуть за веревку и разбудить глухого.
• В 1929 г. в детском городке одного парка
культуры и отдыха висел плакат: "Глухонемые и
слепые не принимаются". В 1993 г. в Лужниках
было вывешено предупреждение "Осторожно -
глухие воры!" Слышащие не воруют, что ли?
• Глухим не нравится, когда их называют глу-
хонемыми из-за того, что это слово устойчиво ас-
социируется с умственной неполноценностью.
• Глухие в общении сохраняют большую дистан-
цию, чем слышащие, чтобы иметь лучший обзор.
• В 1999 г. глухой бездомный Лабрадор Барни,
найденный неподалеку от территории Квинслед-
ского университета в Великобритании, стал пер-
вой в мире собакой с имплантированным слухо-
вым аппаратом.
• В Московском театре иллюзии работает глу-
хой укротитель змей Алексей Бочков.
• В 1987 г. 23-летняя глухая римлянка Элизабет
Виаджи получила титул "Мисс Италия".
• Глухие за границей чувствуют себя вполне
уверенно, т.к. везде можно встретить "коллегу",
который поможет. В 1996 г. многие газеты обош-
ла история про глухого путешественника Романа
Венкова из Санкт-Петербурга. В 15 лет он сбежал
из дома, попал в Турцию, потом - в Грецию, а
дальше была череда стран Европы. Границы пере-
секал иногда пешком, иногда - вплавь, а иногда -
на поезде. Роман немного подрабатывал (во Фран-
ции глухой француз устроил его в типографию), в
некоторых странах жил за счет благотворитель-
ных организаций, а изредка воровал. В Португа-
лии ему удалось обмануть бразильского консула, и
тот дал деньги глухому парню на перелет "домой"
в Бразилию. В Латинской Америке Роман посетил
Колумбию, Панаму, Венесуэлу. В Венесуэле кон-
сул РФ посадил его на самолет в Россию. Вся
"одиссея" заняла два года.
8.3. Декларация независимости инвалида
Слышащим предлагается для ознакомления
нижеприведенная Декларация независимости ин-
валида (составил Норман Кюнк, американский ак-
тивист движения в защиту прав инвалидов):
"Не рассматривайте мою инвалидность как
проблему.
Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как ка-
жется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как
я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это
права.
Не пытайтесь руководить мною. Имею право
на собственную жизнь, как любая личность.
Не учите меня быть покорным, смиренным и
вежливым. Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с кото-
рой сталкиваются инвалиды, является их социаль-
ное обесценивание и притеснение, предубежден-
ное отношение к ним.
Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил
внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и
кто борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с
другом.
Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь,
даже если это доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полно-
ценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать
друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто
пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение
н|н'лполагает равенство.
Слушайте, поддерживайте и действуйте".
___ Глава IX_________
ОСОБЫЕ КАТЕГОРИИ
ГЛУХИХ
9.1. Позднооглохшие
Особую категорию глухих представляют так
называемые позднооглохшие. Люди в юности или
зрелом возрасте после болезни или травмы вне-
запно теряют слух и оказываются в "оглушитель-
ном" мире тишины. Поражение слуха и возникшие
в связи с этим проблемы общения не позволяют
продолжить трудиться многим из этих людей, они
вынуждены расстаться с привычной профессией.
Как правило, сохраняют свои рабочие места те
специалисты, чья деятельность мало связана с уст-
ным общением. Друзья начинают отдаляться, все
реже и реже заглядывают в гости. Семья держит
экзамен на прочность. Такой человек должен по
сути дела учиться жить заново и как никто он
нуждается в моральной поддержке.
Хрестоматийные примеры позднооглохших
людей - композитор Людвиг ван Бетховен,
А.А. Остужев - актер Малого театра, Н.Н. Бур-
денко - выдающийся хирург. В 50 лет (в 1874 г.) ог-
лох великий чешский композитор Бедржих Смета-
на. Две лучшие поэмы цикла "Моя родина" были
написаны сразу после постигшей его катастрофы,
в 1878 г. Б. Сметана создал Первый струнный
квартет, а позже - оперу "Поцелуй". С юности
был глуховат, а к старости окончательно оглох ис-
панский режиссер Луис Бюнюэль, автор фильмов
"Андалузский пес", "Млечный путь", "Дневная
красавица" и др. Интересно, что в ряде его филь-
мов начисто отсутствует музыка.
Вместе с великим французским поэтом П. Рон-
саром литературную "Плеяду" возглавлял Жоашен
Дю Белле (1522-1560), из-под пера которого вышел
манифест литературного объединения "Защита и
прославление французского языка". Выдающийся
французский поэт в начале 1550-х гг. тяжело забо-
лел и, проведя два года в постели, почти потерял
слух. Еще до потери слуха он написал знаменитую
"Оду глухоте", в которой обратился к П. Ронсару,
также страдавшему от глухоты:
"Тебе ли, Ронсар, пенять на глухоту?
Сколь ты блажен, когда вдоль берега, по тра-
вам.
Иль лесом, что шумит в своем венце кудря-
вом.
Ты бродишь с книгою, улавливая звук;
Божественная песнь в тебе родится вдруг,
И ни собачий лай, ни водопада шумы
Не могут оборвать твоей высокой думы.
В тот миг, я думаю, не ищешь ты ничуть.
Лишь только нежный шип в твою вопьется
грудь.
Ни птичьей песенки, ни плеска водопада -
С тобою Глухота, иных подруг не надо...".
Одним из самых известных в России поздноог-
лохших следует считать практически глухого с
юности Анатолия Ракитова, профессора, действи-
тельного члена РАЕН, вице-президента отделения
Международной академии информатизации, главно-
го редактора журнала "Проблемы информатиза-
ции" и т.д. Он - автор 13 книг, инициатор создания
ряда институтов. Ракитов знает несколько ино-
странных языков. Одно время был советником в
Администрации Б.Н. Ельцина. Самое поразитель-
ное, что Ракитов еще и практически слепой.
Научный сотрудник ИКП РАО И.В. Цукерман
приводит следующие данные, касающиеся поздно-
оглохших в США: в 1983 г. при обследовании
?03 млн. жителей США у 14 млн. были обнаруже-
ны те или иные "слуховые проблемы", причем
число мужчин значительно превышало число жен-
щин. Если в возрасте до 3 лет на одну тысячу детей
с нормальным слухом приходится один плохослы-
шащий, то в возрасте до 17 лет - 18 чел., от 17 до
44 лет - 44 чел., 45 - 64 года - 143, а старше
64 лет - 284 чел. на тысячу (цифры взяты из отчета
Национального центра статистики здравоохранения
США). Оглохшие после 17-20 лет, и особенно в бо-
лее позднем возрасте резко отличаются от глухих
от рождения или оглохших в детстве: для них харак-
терны настороженность, замкнутость и мнитель-
ность. Американские исследователи установили,
что позднооглохшие чаще страдают различными
психическими нарушениями, в частности, депрес-
сией, неврозами, они, как правило, не приемлют
традиционных способов общения глухих с детства и
стараются овладеть навыками чтения с губ, но это
удается далеко не всем: 84% позднооглохших амери-
канцев не владеют искусством чтения с губ.
В 1987 г. в США была основана Ассоциация
позднооглохших взрослых. 75% взрослых с нару-
шениями слуха потеряли слух после 19 лет.
Из 23 президентов Национальной ассоциации
глухих США 12 оглохли после 10 лет, трое - в 15,
16 и 18 лет. Поздно оглох и нынешний президент-
доктор Кинг Джордан.
В Великобритании в 1984 г. была создана На-
циональная ассоциация оглохших людей.
Международная федерация слабослышащих
IFHOH, учрежденная в 1977 г., объединяет 44
полных и ассоциированных члена из 29 стран
мира. В эти организации слабослышащих входят
люди с нарушениями слуха, для которых основ-
ным средством коммуникации является устная
речь. IFHOH раз в 4 года проводит международ-
ные Конгрессы.
Для полностью оглохших людей чтение с губ -
основной и порой единственный способ понять
устную речь, поэтому они нуждаются в системати-
ческом обучении под руководством специалиста.
В Москве в 1922 г. Надежда Александровна
Pay собрала небольшую экспериментальную груп-
пу оглохших и плохослышащих. В 1924 г. был ор-
ганизован специальный кружок беглого чтения с
губ, в котором в числе других занималась внезапно
потерявшая слух балерина С.А. Гурович. В 1927 г.
кружок превратился в Клуб беглого чтения с губ
им. Н.А. и Ф.А. Pay. Вскоре кружки чтения с губ
организовываются в других городах - Ленинграде,
11срми, Одессе, Калинине, Вятке, Горьком, узбек-
ском Андижане. В 1946 г. при Московской органи-
зации ВОГ была создана первичная организация
"Губист", а в ДК был организован бесплатный
кружок чтения с губ.
В настоящее время при Московской городской
организации ВОГ действует первичная организация
слабослышащих и позднооглохших им. Н.А. Pay.
Она объединяет более 300 членов (но в столице
позднооглохших, конечно же, много больше!). Чле-
ны этой организации организуют кружки художест-
венной самодеятельности, проводят турпоходы...
На базе Московской поликлиники восстанови-
тельного лечения № 2 проводится обучение чте-
нию с губ.
1 февраля 2001 г. на базе Центра социального
обслуживания "Останкинский" открылось первое
в России отделение социальной реабилитации
- позднооглохших граждан, которое входит в систе-
му социальной защиты населения. Здесь обучают
позднооглохших навыкам чтения с губ, жестовому
языку, оказывают содействие в решении различ-
ных вопросов социальной реабилитации.
9.2. Слепоглухие и глухие
с синдромом Ушера
Есть еще одна категория глухих людей - сле-
поглухие. Эти люди или совсем не видят, или име-
ют такое серьезное нарушение зрения, что не мо-
гут нормально общаться на языке жестов.
В 1991 г. на учете во Всероссийском общест-
ве слепых состояло приблизительно 4 тыс. сле-
поглухих (с 14-летнего возраста). К этой цифре
следовало бы добавить членов ВОГ с очень сла-
бым зрением.
Исследованиями этой категории глухих в Рос-
сии начали заниматься давно. В начале XX в. уже
появились первые публикации.
"В Пруссии, например, по исчислению 1871 го-
да из 23 208 глухонемых 210 человек были пора-
жены также и слепотою. В Баварии на 4348 глухо-
немых таких несчастных было 23 человека. В
Швеции в 1840 г. из 2100 глухонемых слепых было
90 человек"59. Широкую известность получили два
успешных опыта обучения слепоглухих в XIX в.
Один осуществлен Сэмюэлем Хоувом, воспитав-
шем слепоглухую Лауру Бриджмэн (Англия), дру-
гой - Энн Салливэн (США), ученица которой Эл-
лен Келлер стала писательницей и публицисткой.
Первая оглохла и ослепла в возрасте одного года и
восьми месяцев, вторая стала слепоглухой в воз-_
расте одного года и семи месяцев. В 1842 г. Чарльз
Диккенс встречался с Л. Бриджмэн, и его больше
поразило не только то, что она может чувствовать
музыку, прикасаясь к инструменту рукой, но и то,
что она выражает радость смехом: "...Она смеется.
Великий боже! Она смеется!..". Благодаря заботе
окружающих людей Л. Бриджмэн получила обра-
зование, говорила при помощи жестов, а под конец
жизни стала учительницей.
59 Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России. СПб. 1901. С. 61. |
Родители Элен Келлер (1880-1968), когда ей
было 6 лет, пригласили для частных уроков учи-
тельницу Энн Салливэн. Позже Э. Келлер стала
заниматься в Бостонском институте для слепых, в
1888 г. она поступает в школу Хораса Манна для глухонемых, где изучает дактилологию. В 1894 г.
Э. Келлер поступает в Нью-Йоркское училище
правоведения, где обучается два года. К тому вре-
мени она уже овладела речью. В 18% г. девушка
начинает посещать занятия в Кембриджской
\ школе в качестве кандидатки на звание домашней
учительницы. Лекции с помощью пальцевого ал-
фавита ей переводит Э. Салливэн. За год она ус-
пешно подготовилась к экзаменам в Гарвардский
колледж: читала книги на английском, француз-
ском и немецком языках, классические произве-
дения по литературе и истории. Позже Э. Келлер
стала профессором университета, автором научных
трудов. Весь мир обошел ее трактат "Оптимизм".
Своих собеседников Э. Келлер понимала, кладя
пальцы им на губы и "читая по губам". Она занима-
лась спортом, играла в шахматы, путешествовала по
миру и выступала на публичных мероприятиях.
Ее приглашали для беседы Папа Пий XII, европей-
ские короли и японский император Хирохито.
В 1909 г. по инициативе ведущих сурдопедагогов
в Петербурге было создано Общество Попечения о
слепоглухонемых в России. Первые слепоглухие де-
ти обучались в Петербургском детском саду для глу-
хонемых. История обучения слепоглухих в России во
многом связана с именем тифлосурдопедагога Ивана
Афанасьевича Соколянского (1889-1960), организо-
вавшего в 1923 г. в Харькове школу-клинику для
обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи.
Школу слепоглухих детей в Харькове закрыли
в 1938 г., педагогов обвинили во вредительстве, а
три года спустя фашистские оккупанты расстреля-
ли всех оставшихся детей: "Зачем таким жить?".
И. А. Соколянскому удалось доказать обязатель-
ность жестового этапа в первоначальном обучении
речи: жесты, в отличие от слова, наглядно отража-
ют предмет или обозначаемое действие, эта связь
жеста с предметом очевидна для слепоглухого ре-
бенка. Вместе с тем жест - не непосредственный об-
раз предмета, а его обозначение; уже на основе это-
го обозначения можно формировать следующую
ступень понятийного обозначения - слово. Соколян-
ский создал систему обучения слепоглухих грамот-
ной письменной речи через освоение текстов, опи-
сывающих собственную жизнь ребенка.
Большим успехом И.А. Соколянского было вос-
питание слепоглухой Ольги Ивановны Скороходо-
вой (1911-1982), которая выросла в высокопрофес-
сионального дефектолога, защитила диссертацию,
была награждена орденом Трудового Красного Зна-
мени. Она - автор знаменитой книги "Как я воспри-
нимаю, представляю и понимаю окружающий мир".
"...Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не ycnbiuiy голос, ласковый, живой.
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой..."
(О. Скороходова. Из стихотворения
"Думают иные").
В 1963 г. учеником И.А. Соколянского
А.И. Мещеряковым с помощью О.И. Скороходо-
вой удалось открыть в г. Загорске (ныне - Серги-
ев Посад) Московской обл. специальный дом-ин-
тернат для слепоглухих детей. К 1975 г. обучение в
этом интернате прошло более 50 детей, 20 из кото-
рых полностью включились в жизнь и работу.
А.И. Мещеряков с помощью философа
Э.В. Ильенкова организовал обучение в МГУ, на
факультете психологии, четверых выпускников
Загорского интерната. Все они блестяще защити-
ли дипломы, стали научными сотрудниками или
аспирантами. Наиболее известен из них доктор
философских наук Александр Васильевич Суво-
ров - автор книг "Школа взаимной человечности",
"Слепоглухой в мире зрячеслышащих" и др.
А. В. Суворову Президиум Международной ассо-
циации детских фондов в 1996 г. присудил Золо-
тую медаль им. Льва Толстого - "За блистатель-
ный личный пример детям-инвалидам всего мира,
за выдающийся пример преодоления".
Слепоглухие очень разные. Одни восприни-
мают только жестовую речь (руки слушающего
накладываются на руки говорящего), кто-то -
только дактилологию (обычная и ЛОРМ), а кому-
то надо писать печатными буквами на ладони
(дермография). При дактильной передаче сооб-
щения слепоглухому его рука накладывается на
руку говорящего (дактилирующего), и он с опо-
рой на тактильные ощущения "считывает" ин-
формацию. Между прочим, сейчас в мире широко
развиваются научные исследования по изучению
контактного языка жестов, его отличий от визу-
ального жестового языка, особенностей его при-
менения и т.п.; в развитых странах в программы
подготовки переводчиков жестового языка пере-
вод для слепоглухих входит как отдельный курс.
Для общения со слепоглухими используется
также рельефно-точечный шрифт незрячих по
системе Брайля.
Слепоглухому человеку многие вещи очень
трудно делать самостоятельно: нужен специаль-
ный перевод, сопровождение. Соответственно,
требуется отдельная служба переводчиков и со-
провождающих именно для слепоглухих людей.
"Слепоглухие имеют право на удовлетвори-
тельный уровень жизни и право на труд, соизмери-
мый с их способностями и возможностями, и право
заниматься другой содержательной деятельностью,
для чего им необходимо предоставлять возможно-
сти в области образования и профессиональной
подготовки", - это статья 4 из Декларации прав сле-
поглухих, принятой 16 сентября 1977 г.
Особо надо сказать о людях с синдромом Уше-
ра, которые являются "юридически слепыми". По
данным исследователей, 6-11% людей с нейросен-
сорной глухотой страдают серьезным генетиче-
ским заболеванием - синдромом Утери. 50% всех
слепоглухих людей составляют те, кто потерял
зрение из-за последствий синдрома Ушера — на-
следственного заболевания, которое характеризу-
ется потерей слуха и прогрессирующей потерей
зрения (сужение поля зрения, нарушение адапта-
ции к смене света и тени, пигментная дистрофия
сетчатки глаза) и нарушения чувства равновесия.
Большинство людей с синдромом Ушера рождает-
ся с тяжелой степенью потери слуха. Один из сим-
птомов поражения зрения при синдроме Ушера -
ночная ("куриная") слепота. Позже наблюдается
постепенная потеря бокового зрения до так назы-
ваемого "тоннельного". Некоторые больные в по-
жилом возрасте становятся полностью слепыми.
Таким людям необходима психологическая по-
мощь в адаптации к новым условиям. В развитых
странах для людей с синдромом Ушера существу-
ют специальные службы. Есть и объединения са-
мих людей с синдромом Ушера. В России это еще
предстоит создать. Пока есть маленькое отделе-
ние для слепоглухих в Волоколамском центре реа-
билитации слепых. В 1999 г. при Московской орга-
низации ВОГ была образована первичная органи-
зация слепоглухих, которая большую часть рабо-
ты осуществляет совместно с благотворительной
организацией "Ушер-Форум", подбирающей при
помощи своих сотрудников волонтеров (коммуни-
каторов) для сопровождения слепоглухих.
Благотворительная автономная некоммерче-
ская Организация попечения о слепоглухих и людях
с синдромом Ушера "Ушер-Форум" была создана в
Москве в 1998 г. Основной целью организации явля-
ется создание сети служб социальной поддержки
людям, имеющим нарушения зрения и слуха, а так-
же членам их семей. В организации получают по-
мощь более 100 чел. Немосквичи, за исключением
проживающих в ближнем Подмосковье, получают
поддержку заочно: консультации по переписке, рас-
сылка информационных материалов, либо в ходе
нерегулярных личных встреч. Организация издает
бюллетень, который выходит два раза в год и рас-
сылается всем заинтересованным лицам.
В 2001 г. вышла книга руководителя Организа-
ции "Ушер-Форум" И.В. Саломатиной "Синдром
Ушера и наши дети", предназначенная для родите-
лей детей с нарушениями слуха, педагогов и соци-
альных работников. Книгу можно приобрести в
Институте коррекционной педагогики РАО.
Консультативную помощь слепоглухим оказы-
вают: Институт глазных болезней им. Гельмголь-
ца; Институт коррекционной педагогики РАО; Ла-
боратория содержания и методов обучения детей
со сложной структурой нарушений; Организация
попечения о слепоглухих и людях с синдромом
Ушера "Ушер-Форум".
Для общения со слепоглухими Организация
"Ушер-Форум" разработала инструкцию - инфор-
мационный буклет:
"При встрече с человеком, страдающим син-
дромом Ушера, пожалуйста:
Разговаривая с ним, стойте на небольшом рассто-
янии от него - приблизительно в полуметре-метре.
Если Вы хотите привлечь его внимание, подой-
дите к нему поближе или попросите рядом стояще-
го человека сориентировать его.
Представьтесь сами и назовите ему по имени
того человека, который хочет с ним поговорить.
Предложите помощь в сопровождении его в
сумерках и темноте.
Если возможно, организуйте беседу с таким
человеком в хорошо освещенном месте.
При разговоре стойте лицом к источнику света.
При беседе с помощью жестового языка или
дактилологии помните об ограниченном поле зре-
ния этого человека и предъявляйте знаки прибли-
зительно на уровне груди.
Будьте готовы предупредить о наличии пре-
пятствий или предметов, находящихся вне поля
(рения или под ногами.
Не стесняйтесь спросить, требуется ли Ваша
помощь".
Гпава X
ГЛУХИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ЮЛ. Субтитры и перевод на телевидении
Около 1947 г. в Нью-Йорке глухой Энрико
Ромеро закупил несколько фильмов и начал де-
лать субтитры к ним: он разрезал кадры и поме-
щал субтитры на их стыке - между сценами.
Фильмы предназначались школам, церквям,
клубам глухих. В 1950 г. доктор Боутнер, дирек-
тор Американской школы для глухих, вместе с
д-ром О'Коннор из Лексингтонской школы по-
лучили грант от Юниорской лиги в Хартфорде и
основали организацию "Captioned Films for the
Deaf ("Субтитрованные фильмы для глухих"). В
1958 г. был принят закон Public Law 85-905, сог-
ласно которому Правительство США оплачива-
ло расходы на субтитрование фильмов для глу-
хих, которые распространялись в школах и орга-
низациях глухих.
В 1971 г. Малькольм Дж. Норвуд подписал
контракт с ТВ-станцией в Бостоне WGBN-TV, ко-
торая согласилась делать программы с субтитра-
ми. Вскоре первая программа вышла в свет. С де-
кабря 1973 г. WGBN-TV начало трансляцию ново-
стей для глухих с открытыми субтитрами. Был от-
крыт Центр субтитрования. Субтитрованные но-
562
вости показывались каждый вечер в 23.00 и транс-
лировались станциями по всей стране.
Вскоре было изобретено устройство, которое
позволяло записывать титры в особой части ТВ-
картины, их можно было увидеть при помощи де-
кодера. Это были "скрытые" субтитры. В 1976 г.
Федеральная комиссия по коммуникациям выдели-
ла 21 -ю строку ТВ-развертки для скрытых субтит-
ров. Первые передачи со скрытыми субтитрами
стали транслироваться в 1980 г.
Национальный институт субтитрования США
располагает штатом свыше 200 чел. Это акционер-
нос общество: 25% акций - у государства, 75% - у/
коммерческих организаций и частных фирм. Каж-
дая телетематика имеет своего спонсора. '
В настоящее время в Америке почти по всем
каналам идут передачи со скрытыми субтитрами, в
том числе спортивные (американский футбол,
профессиональный бокс, баскетбол и др.).
Недавно в США было разработано дисплейное
устройство для субтитрования, которое можно
"носить" на носу. Это собственно очки со специ-
альным устройством, закрепленным на них. Бес-
проволочный микроволновый передатчик "посы-
лает" субтитры в маленький видеодисплей на сте-
кле очков, который высвечивает их в призме так,
что субтитры "плавают" в пространстве и накла-
дываются на ТВ-картину, когда зритель смотрит
телевизор.
В СССР с января 1987 г. информационная госу-
дарственная программа "Время" на Центральном
телевидении стала сопровождаться синхронным
переводом.
До этого глухие в СССР имели лишь возмо
ность смотреть лишь немногие фильмы с титрами,
хотя в странах "социалистического содружества"
(не говоря уже о странах Запада) к тому времени
фильмов для глухих было немало.
С января 1991 г. 20-минутные "Новости" с пе-
реводом на I программе Центрального телевиде-
ния стали идти в полдень по московскому времени,
а 30-минутный выпуск - в 21.00. По пятницам по
I программе демонстрировался блок телепередач с
переводом ("Здоровье", "Клуб путешественни-
ков", "В мире животных").