Образовательные системы и развитие личности

«Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая». В. А. Сухомлинский

Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — обра­зование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, на­чальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая про­фессиональная школа, различные системы повышения квалификации и перепод­готовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. Эта цель — обучение, воспитание и развитие личности. Мерилом достижения этой цели является результат, который в конце концов всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания материальной базы и т. п. Отдельные составляющие образовательной системы, в том числе и психологическая служба как подсистема, могут иметь свои специфические цели, но и они — лишь конкретизация и трансформация общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т. д.). Можно сказать, что все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но и главная их особенность — взаимосодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в каче­стве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «раз­витие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам 1) интеллектуального развития и 2) личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном со­знании учительства.

Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

1) развитие интеллекта;

2) развитие эмоциональной сферы;

3) развитие устойчивости к стрессорам;

4) развитие уверенности в себе и приятие себя;

5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6) развитие самостоятельности, автономности;

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мо­тивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педаго­гикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включе­ны в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваиваетполученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы разные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. В определенной мере процесс социализации отражает поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего актив­ного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью лю­дей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматри­ваться как механическое отражение непосредственно испытанного или получен­ного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противопо­ложных процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным со­циальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали­зация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (проф­техучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объедине­ния. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социали­зация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только пра­вила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и вос­питания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зре­ния учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытыва­емый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социали­зации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям: .

В знаменитом романе Дж. Апдайка «Кентавр», посвященном отчасти и проблемам аме­риканской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором по­жилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор на­чинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного «контрольного визита». Понятно, что школьники при этом не столько на­капливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно по­стигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы <<случайного», социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ве­дут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет дру­гого, болезненного и слабого.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспи­тание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный про­цесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в официаль­ных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет це­ленаправленный характер, а в неформальных объединениях — наоборот.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем про­сто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительнос­ти. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и со­ответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторич­ная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Социализация — не противоположность индивидуализации, процесс социали­зации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному пе­реживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, кото­рый выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно раз­личным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социали­зации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Распространенная в науках о личности парадигма «от социального к индивиду­альному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или же рассматривает его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную персонологию, т. е. науку о лич­ности. Нельзя не учитывать того, что человек — это прежде всего субъект соци­ального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опы­та индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта со­циализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно ко­торой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А. В. Брушлинский). Стремясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода не предполагает полного отказа от кон­цепции развития личности в процессе социализации.

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что никакой процесс развития не состоит только из приобрете­ний и что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобрете­ний и потерь (Пол Б. Балтс, 1994).

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути. А значит, социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» (П. Бергер, Т. Лукман, 1995). Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставя­щего под сомнение возможность достичь совершенства. Но это не так: здесь зало­жено больше позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершенность и непол­ноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

Резюме

Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаи­модействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем на­правлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результа­та. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы вклю­чены не просто в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи яв­ляется взаимоСОдействие, направленное на достижение целей обучения, воспи­тания и развития личности. Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельнос­ти — это обязательно: 1) развитие интеллекта, 2) развитие эмоциональной сфе­ры, 3) развитие устойчивости к стрессорам, 4) развитие уверенности в себе и са­мопринятия, 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других, 6) развитие самостоятельности, автономности, 7) развитие мотивации самоакту­ализации, самосовершенствования. Социализация — это процесс и результат ус­воения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опы­та. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Человек — не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект само­развития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активно­го субъекта социализации.

Вопросы и- задания для самоконтроля

1.Что является конечной целью образовательной системы?

2. В чем заключается комплексный подход к задаче развития личности в образовательных системах?

3. Что такое социализация ?

4. В чем состоят различия между первичной и вторичной социализацией личности?

Наши рекомендации