Чения и социализации школьников с расстройствами аутистического

спектра (РАС) на средней ступени». Проект был инициирован Депар&

таментом образования города Москвы и инициативной группой роди&

телей детей с расстройствами аутистического спектра.

В массовой школе был создан класс для детей со сложной структурой

дефекта состоящий из 4&х человек, трое из которых имели расстройства

аутистического спектра различной выраженности. Все дети, поступаю&

щие в 5&й класс, были оценены с точки зрения особенностей овладения

программным материалом начальной школы, особенностей поведения и

наличия у них особых образовательных потребностей и способностей. По

итогам оценки всем детям было рекомендовано совместное обучение в

специально созданном для них классе (см. приложение 2).

До этого у мальчиков был разный опыт обучения в начальном зве&

не. Кто&то обучался на надомной форме обучения, кто&то в шко&

ле Центра психолого&медико&социального сопровождения детей и

подростков, был и опыт обучения в инклюзивном классе массовой

школы. При этом все дети были знакомы между собой, посещали сов&

местные внеурочные занятия в Региональной благотворительной об&

щественной организации «Центр лечебной педагогик», собирались

неформально.

В июне месяце специалисты Института проблем инклюзивного об&

разования МГППУ провели цикл обучающих семинаров для учителей

и специалистов школы, поскольку до этого периода в школе не было

опыта по обучению детей с аутистическими расстройствами.

Для организации оптимального режима адаптации и обучения

классным руководителем детей этого 5&го класса, имеющим опыт рабо&

ты в классе ККО, проводится большая часть уроков по предметам нео&

сновного цикла — история, природоведение, технология, а в первое вре&

мя классный руководитель присутствовал практически на всех уроках.

Постепенно такая стратегия сопровождения детей классным руководи&

телем замещалась самостоятельными уроками педагогов по русскому

языку, литературе, математике и другим предметам. Следует отметить,

что в классе постоянно присутствует тьютор, который сопровождает

всех детей в случае необходимости.

Для детей было выделено отдельное помещение на первом этаже

школы — так как в классе обучается еще и ребенок с нарушениями

опорно&двигательного аппарата (ДЦП), для которого затруднено само&

стоятельное передвижение. Помещение класса специально «зонирова&

но»: помимо собственно учебной зоны около доски, которая занимает

основную часть помещения, есть зона отдыха и игр, зона для чаепития.

Помимо этого было создано специальное расписание. Так, например,

учитывая дальность проживания всех детей от школы, первый урок на&

чинался в 9.30 утра. Это позволяло детям без ненужной суеты и излиш&

ней спешки утром успевать на уроки. Также среда была создана как на&

именее нагрузочный день с точки зрения тяжести предметов.

По прошествии первого месяца обучения педагоги, обучающие де&

тей, и администрация школы провели педагогический консилиум сов&

местно со специалистами ИПИО, целью которого стала оценка особен&

ностей адаптации каждого ребенка за прошедший период, оценка его

продвижения по программному материалу в разных предметных облас&

тях. Помимо этого на консилиуме обсуждался вопрос о необходимости

создания индивидуальных образовательных программ (ИОП) для каж&

дого ребенка по различным предметам.

В октябре&месяце обучение продолжилось, дети посещали школу, за

этот период они уже освоились в стенах и пространстве школы, демон&

стрировали свой интерес к происходящим в школе общим событиям.

А педагоги занимались разработкой ИОП по отдельным предметам.

Психолого&педагогическое сопровождение детей по объективным

причинам не могло быть организовано в самой школе, но, как мы знаем,

все дети посещали Центр лечебной педагогики, где проводились заня&

тия с психологом (индивидуальные), и занятия с логопедом, занятия по

гончарному ремеслу, занятия спортом. Такая практика имеет право на

существование, поскольку в Законе об образовании лиц с ОВЗ г. Моск&

вы сказано, что если в образовательном учреждении находится менее 6&

ти детей с ОВЗ, то их психолого&педагогическое сопровождение долж&

но осуществляться в ППМС&Центре.

По итогам первой четверти все дети были аттестованы по учебным

предметам. Территория их общения значительно расширилась — они

общаются с детьми на переменах, в столовой, ходят на другие этажи.

У мальчиков появились и друзья из других классов. Понятно, что для

преодоления барьеров коммуникации потребовалось много усилий, как

со стороны классного руководителя, так и со стороны других учителей

среднего звена и директора школы.

Наши рекомендации