IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Отгадайте загадку:
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка.)
– Составьте предложение о белке. (Белка сидит на ветке.)
– Составьте схему предложения.
У доски, например, выполняют работу двое учеников: Соня и Вася.
– Почему получились разные схемы предложений?
– Повторите предложение. (Белка сидит на ветке.)
– Назовите первое слово. (Белка.)
– Что оно называет? (Это слово называет предмет.)
– Сравните схемы этого слова у Сони и у Васи. (Они одинаковые и правильные.)
– Назовите второе слово. (Сидит.)
– Что оно называет? (Действие.)
– Верно ли это слово обозначили ребята? (Да, у них правильно.)
– Соня, назови третье слово в высказывании. (На ветке.)
– Вася, какое у тебя третье слово в высказывании? (На.)
– Как доказать: «на ветке» – это одно или два слова? (Нужно между этими словами вставить еще одно слово.)
– Подумайте, какое слово можно вставить. (Белка сидит на красивой ветке. Белка сидит на толстой ветке.)
– Так сколько же слов в этом высказывании? (Мы смогли вставить между словами «на» и «ветке» еще одно слово. Значит, в этом высказывании четыре слова.)
– Какое третье слово? (На.)
– Какое четвертое слово? (Ветке.)
– Теперь назовем каждое слово в этом высказывании.
Дети называют слова, указывая на схемы.
– Мы выяснили, что «на» – это отдельное слово. Как вы думаете, что оно называет? Предмет? Признак? Может, действие?
– Это слово называет предмет? Задайте вопрос к нему. (Нет, это не предмет.)
– Это не слово-признак. Задайте вопрос. (Нет.)
– Тогда это действие. (Нет. Действие – это когда что-то делают. А к слову «на» нельзя задать вопрос «что делает?».)
– Какое странное слово: ничего не называет, к нему нельзя поставить вопрос. Может, оно не нужно? Уберем его из высказывания. Прочитайте, что получилось. (Белка сидит ветке. – Получилось неправильно.)
– Так можно обойтись без слова «на»? (Нет.)
– Для чего оно нужно? (Чтобы в предложении были связаны слова.)
– Слово «на» хотя ничего не называет, но в предложении очень нужно. Оно помогает слову-названию, «связывает» слова в высказывании.
– Ребята, придумайте этому слову имя. Если оно помогает связать слова, как оно может называться? (Может, оно «помощник»?)
– О таких словах-помощниках мы будем говорить на нашем уроке. Обозначают слово-помощник:
– Составьте схему предложения про белку.
Физкультминутка
Гимнастика для рук
Один из дежурных учащихся проводит пальчиковую гимнастику.
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.