Место дисциплины в структуре ООП ВО

Курс «История и основные тенденции развития современного высшего образования» входит в цикл базовых дисциплин, взаимосвязан с курсами «Философия образования и науки», «Методология и методы организации научного исследования».

Междисциплинарные связи – необходимое звено в изучении истории педагогики как учебного предмета. Междисциплинарные связи в курсе «История и основные тенденции развития современного высшего образования» представляют собой интеграцию в историю педагогической науки социально-экономических, политических, культурологических, демографических и религиозных факторов, детерминирующих развитие педагогической мысли и образовательных систем.

Эти связи позволяют:

· во-первых, осуществлять критический анализ выдвигавшихся учеными идей, которые обусловливали формирование личности в конкретных исторических условиях;

· во-вторых, устанавливать влияние прогрессивных философских, общественно-политических, культурологических, религиозных идей того или иного периода на образование, педагогический процесс;

· и, в конечном итоге, раскрывать специфику содержания систем образования в той или иной стране в определенную эпоху.

Междисциплинарные связи в изучении курса истории педагогики способствуют выработке у магистрантов научного мировоззрения, педагогической культуры, формированию представлений и понятий о движущих силах и тенденциях развития всемирно-исторического педагогического процесса, о способах решения актуальных проблем образования в различные исторические периоды у разных народов, позволяют рассматривать историю педагогики как диалог педагогических культур.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурными компетенциями

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной

профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41);

способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПК-42);

способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПК-44);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- сущность и значение истории высшего образования и педагогической мысли высшей школы в общекультурной и профессиональной подготовке педагога;

- основные этапы развития педагогической мысли высшей школы и основные идеи педагогов-классиков;

- сущность процесса воспитания и обучения в высшей школе, принципы и методы их осуществления в разные исторические эпохи.

уметь:

- обновлять свои представления о сущности педагогической деятельности с учетом историко-педагогического опыта;

- анализировать изученную историко-педагогическую литературу и формулировать свою позицию к прочитанному источнику;

- определять актуальность педагогических идей прошлого для современного образования.

владеть:

- обладать базовыми знаниями по истории образования, научным мировоззрением, историческим мышлением, гуманистическими установками, гражданско-патриотической позицией;

- владеть современными информационно-педагогическими умениями, связанными с получением, переработкой и освоением в процессе обучения информации.

Наши рекомендации