Права и обязанности участников образовательных отношений

6.1. Участниками образовательных отношений в Школе являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

6.1.1. Отношения между участниками образовательного процесса регулируются настоящим Уставом и локальными актами учреждения, регламентирующими организацию образовательного процесса.

6.1.2. Отношения обучающихся и персонала учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

6.2. Педагогические работники:

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.

6.2.1. К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения

6.2.2. Педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, предусмотренные действующим законодательством РФ для данной категории работников.

Указанные академические права и свободы, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах учреждения.

6.2.3. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6.2.4. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с учащимися, творческая и другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, творческих и иных мероприятий, проводимых с учащимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

6.2.5. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников учреждения, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами учреждения трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий.

6.2.6. Педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

- проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

- соблюдать Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, локальные нормативные акты Школы, касающиеся организации деятельности Школы и организации учебного процесса.

- и иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ.

6.2.7. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

6.2.8. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены настоящим уставом и федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.

6.3. Аттестация педагогических работников:

6.3.1. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссий, самостоятельно формируемой учреждением.

6.3.2. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников Школы осуществляется аттестационной комиссий, формируемой уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

6.4. Порядок комплектования штата работников Школы определяется общими правилами, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с утвержденным штатным расписанием учреждения, согласованным с Учредителем, с учетом требований квалификации работников, определенных для конкретной должности.

6.5. Трудовые отношения работника и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации, а также должностными инструкциями.

6.6. Обучающиеся:

6.6.1. Учащимся Школы является физическое лицо, осваивающее дополнительную общеобразовательную программу.

Основанием возникновения образовательных отношений является приказ руководителя учреждения о приеме лица на обучение.

В случае приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа руководителя учреждения о приеме лица на обучение предшествует заключение договора об образовании.

6.6.2. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами учреждения, возникают у лица, принято на обучение, с даты, указанной в приказе руководителя учреждения о приеме лица на обучение.

6.6.3. Обучающиеся имеют академические права и несут обязанности, определенные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года.

6.6.4. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

6.6.5. За неисполнение или нарушение Устава Школы, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из Школы. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул. При выборе меры дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение совета родителей. По решению Школы, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение Устава школы допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в Школе, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Школы, а также нормальное функционирование учреждения.

Порядок применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6.7. Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся учреждения.

6.7.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

- знакомиться с Уставом Школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

- защищать права и законные интересы обучающихся;

- принимать участие в управлении Школой, в форме, определяемой настоящим Уставом;

- вносить на добровольной основе пожертвования и целевые взносы на цели, непосредственно связанные с основной деятельностью Школы, в порядке, установленном действующим законодательством и локальными нормативными актами Школы;

- иные права, установленные действующим законодательством, локальными нормативными актами Школы, договором об образовании (при его наличии).

6.7.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

- соблюдать правила внутреннего распорядка Школы, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между Школой и учащимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

- уважать честь и достоинство обучающихся и работников Школы;

- нести ответственность за воспитание своего ребенка, обеспечивать необходимые условия и контроль за успеваемостью и выполнением домашних заданий, а также посещением им занятий согласно расписанию Школы;

- обеспечивать ребенка необходимыми принадлежностями для занятий;

- посещать родительские собрания и являться в учреждение по приглашению преподавателей или администрации для собеседования по поводу воспитания обучающегося;

- в случае болезни обучающегося своевременно ставить в известность Школу о причинах его отсутствия на занятиях;

- возмещать ущерб, нанесенный их ребенком Школе, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выполнять иные обязанности, установленные действующим законодательством, локальными актами Школы, договором об образовании (при его наличии).

6.7.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Уставом, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6.8. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

6.8.1. В целях защиты своих прав учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

- направлять в органы управления Школы обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- информировать директора Школы и (или) сообщать Комиссии по профилактике коррупции о фактах коррупционных правонарушений работниками Школы, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

- использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

6.8.2. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов учреждения, обжалования решений о применении к учащимся дисциплинарного взыскания, в Школе действует Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

6.8.3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в Школе из равного числа представителей совершеннолетних учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников учреждения.

6.8.4. Решение Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

6.8.5. Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом.

Компетенция Учредителя

7.1. К компетенции Учредителя относится:

7.1.1. Формирование и утверждение муниципального задания на оказание учреждением муниципальной услуги в соответствии с основными видами деятельности Школы.

7.1.2. Финансовое и материально-техническое обеспечение основной деятельности Школы согласно утвержденному муниципальному заданию на оказание муниципальной услуги.

7.1.3. Финансовое обеспечение содержания зданий и сооружений Школы, обустройство прилегающих к ним территорий.

7.1.4. Утверждение Устава Школы, внесение изменений и дополнений в него, утверждение Устава в новой редакции.

7.1.5. Принятие решения о реорганизации или ликвидации Школы на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения; изменения типа учреждения в установленном порядке. Создание ликвидационной комиссии, комиссии о реорганизации учреждения.

7.1.6. Получение необходимой информации о деятельности Школы, ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о самообследовании.

7.1.7. Осуществление контроля за деятельностью Школы, создание комиссий и проведение проверок деятельности учреждения.

7.1.8. Утверждение регулируемых тарифов на платные образовательные услуги.

7.1.9. Приостановление приносящей доход деятельности Школы, если она наносит ущерб основной образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до решения суда по данному вопросу.

7.1.10. Дача согласия на совершение Школой крупной сделки и одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность Школы.

7.1.11. Установление порядка проведения аттестации кандидатов на должность директора и директора Школы.

7.1.12. Согласование программы развития Школы.

7.1.13. Иные права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Наши рекомендации