Советы и методические рекомендации педагогам и родителям по развитию моторики пальцев рук детей
Советы и рекомендации родителям
Советы | Методические рекомендации | |
Имеется в виду, что развитие мелкой моторики пальцев рук - один из аспектов развития ребенка дошкольного возраста | С детьми раннего возраста проводятся: — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью; — упражнения на сгибание и разгибание пальчиков ребенка; — перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем — более мелких; — пальчиковая гимнастика и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями | |
Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, Вы влияете на речевое развитие ребенка и готовите его к овладению навыком письма | — Сорока, сорока, Где была? — Далеко! Кашку варила, На стол становила, На крыльцо скакала, Гостей поджидала | Водят но ладошке ребенка пальцем «варят кашку», чередуя поглаживающие и скачущие движения |
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе | Этому кашки, Этому бражки, Этому калины, Этому малины | Сгибают каждый палец малыша, начиная с большого |
Работу по развитию мелкой моторики надо начинать задолго до поступления ребенка в школу, так как техника письма требует слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания | А этому — шишок, Шипшк под носок! Он мальчик мал, Крупку не драл, По воду не ходил, Кашку ему не дадим! | Мизинец малыша оставить несогнутым, слегка массируя его («чтобы он быстрее рос») |
Использовать всевозможные меры, способствующие развитию движений рук и ручной умелости | Шугшуг! Полетели, На головку сели, Песенки запели! | Ручки малыша поднимаем вверх и кладем ему на голову, слегка поглаживаем и улыбаемся ребенку |
Определить ведущую руку ребенка можно к 5-6 годам | Простые тестовые задания, предложенные в Приложении 1, помогут в определении ведущей руки ребенка | |
Если ребенок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка лучше, чем при рисовании правой, не следует принуждать его писать правой рукой в том случае если он сам пытается писать левой | ||
Амбидекстров (детей, одинаково хорошо владеющих и правой и левой рукой) лучше учить писать правой рукой | ||
Дети, ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.с. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, это дети — левши. Но дома или в детском учреждении их переучивали с раннего детства, поощряли при рисовании работу правой рукой. У таких детей процесс обучения письму идет легче, если они пишут левой рукой | ||
Дети, ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Часто причиной использования на письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение во моторных функций, но может быть и переучивание в дошкольном возрасте. Во втором случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой | ||
Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста: • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. • Запускать пальцами мелкие «волчки». • Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки. • Сжимать и разжимать кулачки («Бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»). • Делать кулачки мягкими и твердыми. • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. • Махать в воздухе только пальцами. • Собирать все пальчики в щепотку. • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. • Завязывать узелки на шнурке, на веревке. • Застегивать (расстегивать) пуговицы. • Игры с конструктором, мозаикой. • Складывать матрешек. • Рисовать в воздухе. Мять руками поролоновые шарики, губки. Рисовать, раскрашивать, штриховать. Резать (вырезать) ножницами. Плести из бумаги коврики, корзинки; плести косички. Шить, вышивать, вязать. Делать аппликации и т.д. |
Информация для родителей леворуких детей
• Леворукость не определяется как патология, и для беспокойства нет причин.
• Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
• Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходившие в период развития плода (пренатальный период).
• Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.
• Переучивание ребенка — изменение его специфических качеств — влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом: могут возникнуть вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь
комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка
письма.
• Леворукие исторические личности: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бонапарт Наполеон, И.П. Павлов, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Клинтон.
• Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно левой рукой.
• Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой — помощнице в бытовой деятельности.
В процессе развития смена доминирующего полушария у ребенка иногда происходит самостоятельно, после чего у праворукого ребенка может развиться скрытое левшество (критический период 11-12 лет).
Не следует беспокоиться при смене доминирующего полушария у ребенка. Надо принять это как естественное проявление развития.
Рекомендации и совет педагогам детских учреждений
Примерные темы для самообразования | Виды деятельности для развития мелкой моторики пальцев рук |
1. Строение двигательного аппарата человека. 2. Особенности функционирования опорнодвигательного аппарата у детей дошкольного возраста. 3. Возрастные закономерности и признаки нарушения психомоторного развития детей раннего возраста. 4. Компоненты отдельного двигательного акта: тонус, сила, точность, устойчивость, плавность, темп, экономичность, гибкость, координированность, ритм, переключаемость. 5. Влияние уровня развития двигательных функций человека на речевую деятельность ребенка. 6. Психолого-педагогические аспекты леворукости | 1. Развитие ручной умелости. 2. Различные игры с мелкими предметами: подбор частей разрезных картинок, раскрашивание, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц. 3. Пальчиковая гимнастика с содружественным речевым сопровождением и без него. 4. Пальчиковый театр. 5. Упражнения по подготовке руки к письму: работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов, различных символов. 6. Занятия по обучению грамоте. 7. Индивидуальная работа с ребенком |
Совет | |
Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы и использовать единую тактику в поведении при формировании благоприятных условий для развития двигательных навыков, что является одной из основных предпосылок успешного обучения в школе. |