Качество социально-педагогических услуг
4.5.1 Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т. д.).
4.5.2 Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т. д.
4.5.3 Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т. п.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
4.5.4 Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей — и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
4.5.5 Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.
4.5.6 Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание
в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы
жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие клиентов
в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстанов-
лению их личностного и социального статуса.
4.5.7 Обучение основам домоводства выпускников интернатных учреждений, проживающих
самостоятельно, должно быть наглядным и эффективным, в результате его клиенты должны в
полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды,
уход за квартирой и т. п.
4.5.8 Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе
для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практичес-
кие навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.
Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной
реабилитации инвалидов. '
4.5.9 Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно
обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации
и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном
сбыте продукции.
4.5.10 Определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реаби-
литации, и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учетом степени
их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.
ГОСТ Р 52142-2003
Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.
4.5.11 Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и обществен-
ных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности должно обес-
печивать формирование ребенка (подростка) как личность самостоятельную, способную обслужить
себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, предусмотрительную и благожелательную в
отношении к окружающим, внутренне дисциплинированную.
4.5.12 Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инва-
лидов, основам реабилитации должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей детей,
характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического .
состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.
4.5.13 Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки.