Пример урока усвоения новых знаний 9 страница

Кратко остановимся на дидактических характеристиках элемен­тов структуры и примерных вариантах методики урока усвоения новых знаний.

1. Проверка домашнего задания. Выше мы останавливались на том, как важно с первых минут урока включить учащихся в актив­ную учебную деятельность. Это создает определенный психологи­ческий настрой на производительный труд. Если начало урока энергичное, деловое, то эта деловитость сохранится до конца уро­ка. Для этого учащимся предлагают задание на повторение и за­крепление важных элементов знаний, несложные примеры и задачи, познавательные задания. Большинство уроков может начинаться с проверки домашних заданий. Наличие и аккуратность письменных, графических и практических заданий проверяется во время обхода класса. Содержание работы, ее результаты проверяются фронталь­но, при активном участии всего класса. Более подробному анализу подвергаются трудные или оказавшиеся для многих недоступными задания.

Письменные задания проверяются и оцениваются учите­лем дома —фронтально или выборочно. Некоторые учителя привле­кают для этого актив старшеклассников. В начале урока многие учителя практикуют кратковременные письменные работы для вы­явления качества усвоения основных элементов учебного материа­ла. В последнее время для проверки знаний используют тестовые задания и программированный опрос — машинный или безмашин­ный, с использованием перфокарт различных конструкций.

Кратковременная письменная проверка знаний в условиях каби­нетной системы проводится так. Сначала подготавливается на плен­ке для кодоскопа несколько вариантов вопросов и заданий, затем они проектируются на экран. Для сокращения времени учащиеся в тет­ради или на отдельных листах бумаги фиксируют только номера варианта и заданий и ответы. Варианты для письменной работы должны быть одинаковыми по трудности и сложности и отвечать требованиям действующих учебных программ. Среди вопросов и заданий должны быть работы репродуктивного и творческого ха­рактера. Систематический опрос всех учащихся на каждом уроке' определенным образом мобилизует учителя и учащихся на то, что­бы уроки проводились эффективно, чтобы ни одна минута не про­падала даром.

Творческие и познавательные задания дают возможность проверить степень осмысления учащимися теоретического ма­териала, умения раскрывать сущность явления, творчески приме­нять усвоенное на практике.

Знания фактического материала можно быстро проверить с по­мощью тестового опроса. Тесты требуют кратких ответов — одним словом, словосочетанием или кратким предложением. За 5—10 мин учащиеся могут ответить на 8—10 подобных вопросов. Оценивать такие работы удобно, если вопросов 10. При правильных и полных ответах на 9—10 вопросов ставится оценка «5», 7—8 — «4», 5—6 — «3», меньше 5—«2». Организационно кратковременные письменные работы удобно проводить в конце урока.

Письменный опрос сочетается с устным. Ныне устный опрос за­нимает меньше времени, чем прежде, чтобы освободить время для

самостоятельной работы учащихся. Он важен не только для выставления в классном журнале отметок, но и для выявления уровня усвоения учащимися основных вопросов, наиболее существенных понятий. Ответы учащихся учитель корригирует, уточняет, допол­няет и таким образом подводит их к восприятию нового материала. Устный опрос имеет значение также для развития устной речи и мышления учащихся.

С проверкой домашних заданий, устным и письменным опросом тесно связано воспроизведение учащимися и коррекция учителем опорных знаний, изученных прежде по данному или другому учеб­ному предмету или накопленных учащимися на основе личных наб­людений. Опорой для усвоения знаний могут быть только четкие и правильные представления и знания. Поэтому для успешного обу­чения в школе важное значение имеет формирование у детей кон­кретных образов, четких, ярких и правильных представлений об окружающем мире, богатого чувственного опыта.

Как же наиболее эффективно уточнять первоначальные пред­ставления детей и использовать их как чувственную опору в фор­мировании понятий?

Прежде всего на основе беседы или письменной (графической) работы учитель выявляет качество опорных представлений школь­ников, затем на основе применения приема «контробраза» — подве­дения их к противоречиям между их представлениями и реальной действительностью — исправляет неправильные представления, а неточные — дополняет. Для того чтобы этот процесс осуществлялся всеми учителями организованно, а не стихийно, мы и выделяем в структуре урока в качестве одного из составных элементов воспро­изведение и уточнение чувственного опыта и опорных понятий уча­щихся. Как правило, его место — перед изучением нового матери­ала. Однако практически воспроизведение чувственного опыта и опорных знаний может осуществляться на любом этапе урока или при изучении каждого нового понятия.

В отдельных случаях такая актуализация просто необходима. Например, на уроке ботаники изучается тема «Семейство кресто­цветных». Чтобы усвоить эту тему, учащиеся должны четко восста­новить в памяти строение и форму стеблей, листьев, плодов и осо­бенно цветков, т. е. тех сведений, которые необходимы как опора для усвоения нового материала.

Актуализация и коррекция опорных представлений и понятий на уроке занимает 5—7 мин. При этом используются метод беседы, письменные работы, краткие записи ответов или заполнение таблиц. Можно применять повторение учащимися материала, используя учебник, научно-популярную или справочную литературу, рисунки, таблицы. Но при этом необходимо четко и конкретно сформулиро­вать задание или вопросы, направляющие внимание учащихся на существенные признаки и свойства объектов.

В отдельных случаях, когда актуализация чувственного опыта особенно необходима для усвоения новых знаний и учитель не уве­рен, что все учащиеся подготовились к уроку, перед изучением но-

вого материала можно повторить нужный текст, рассмотреть рисунки, обратить внимание на характерные особенности объектов и т.п.

Во многих случаях опорными для усвоения новых знаний явля­ются усвоенные на предыдущем уроке понятия. Здесь важно сосре­доточить внимание на тех особенностях усвоенных прежде поня­тий, на которые опирается изучение нового материала.

Наибольшую роль актуализация чувственного опыта играет в начальных классах, где, как известно, представления детей яркие и живые, но бедные содержанием. Постепенно в средних классах роль чувственного опыта в усвоении новых знаний снижается, а в старших классах все большее значение приобретает актуализация связей и отношений.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной дея­тельности школьников. Тему урока учитель обычно сообщает в на­чале занятия или при переходе к работе над новым материалом. Большинство учителей сообщает при этом и план содержания или вычленяет основные вопросы, подлежащие усвоению. Однако в ус­ловиях современной школы этого недостаточно. Широкое привле­чение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладе­нию навыками и умениями, творческому применению их на практи­ке требует четкой целенаправленности этой работы, сообщения учащимся целей и задач каждого урока. Они должны точно пред­ставлять, какой должен быть предполагаемый результат их учеб­ной деятельности, какого отчета за эту деятельность обязан от них потребовать учитель, и уметь соответствующим образом спланиро­вать свою работу.

Приемы сообщения учащимся цели урока могут быть разные. Это зависит от содержания материала, поставленных целей и за­дач, возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Наиболее элементарным и доступным для учащихся яв­ляется сообщение цели и задач урока одновременно с объявлением темы. Например: «Тема урока «Передняя Азия в первой половине I тысячелетия до н. э.». Вы должны усвоить, как повлияло начало обработки железа на развитие государств в Передней Азии, как возникли и развивались Финикия, Ассирия и Персия». Учитель подчеркивает основные знания, которыми должны овладеть уча­щиеся в течение урока.

Можно цель и задачи урока сообщить в виде проблемного за­дания или эвристического вопроса, познавательной задачи, которые создают проблемную ситуацию и вызывают у детей желание прео­долеть противоречие, возникшее при этом.

Можно цель и задачи урока предварительно записать и выве­сить в кабинете. Во многих школах распространился опыт подго­товки специальных стендов «Что сегодня на уроке» из отдельных секций для каждого класса. На стенде к каждому уроку прикреп­ляется предварительно подготовленный и художественно оформлен­ный плакат, на котором зафиксирована тема урока, цель образова-

тельная и воспитательная, задачи и познавательные или проблем­ные вопросы и задания, требующие от учащихся определенной мыслительной деятельности. Они организуют учащихся на актив­ную творческую деятельность в процессе усвоения знаний. Напри­мер, на одном из таких стендов в историческом кабинете школы Л° 3 г. Снежное Донецкой области записано:

Тема: Начало второй мировой войны. Агрессия фашистской Германии против СССР.

План: 1. Причины второй мировой войны. 2. Нападение гитле­ровской Германии на Польшу. 3. «Странная война» на Западе. 4. Капитуляции Франции и ее причины. 5. Фашистская агрессия на Балканах. 6. Изменение характера второй мировой войны. 7. Под­готовка гитлеровской Германии к нападению на СССР. 8. Антифа­шистская коалиция. 9. Нападение фашистской Германии на СССР. 10. Создание антифашистской коалиции и ее роль в освободитель­ной войне народов. 11. Вступление в войну США. 12. Военные дей­ствия в Азии, на Тихом океане и в Африке.

Логические задания: 1. Чем объяснить, что Англия и Франция в начальный период не вели активных действий против фашистской Германии? 2. Почему вооруженное нападение Германии на Совет­ский Союз было реакционным классовым конфликтом на между­народной арене? 3. На конкретных примерах определите роль ком­мунистов в организации борьбы против агрессоров.

Литература: 1. Д. Апиц. В волчьей пасти. 2. Л. Арагон. Комму­нисты. 3. Н. Е. Вирта. Катастрофа. 4. С. Гейм. Катастрофа.

Задания к карте: 1. Проследите по карте, как совершалась фашистская агрессия в первый период войны. 2. Используя карту №2, объясните планы фашистских захватчиков.

Прокомментируйте следующее высказывание В. И. Ленина: «Война есть продолжение политики иными средствами. Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот самый класс продолжа­ет во время войны, переменив только форму действия» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 32, с. 79).

Новые слова: «антагонизм», «потенциал».

Во время перемены учащиеся знакомятся с названием темы и планом предстоящего урока, анализируют познавательные зада­ния и проблемные вопросы, продумывают их. Такая предваритель­ная подготовка создает определенный психологический настрой на предполагаемую деятельность, повышает уверенность в своих си­лах, мобилизует учащихся на последующую работу, направляет их на выполнение поставленных задач и достижение целей.

Подобные стенды нетрудно подготовить в каждом кабинете, по

каждому учебному предмету. Помощь в этом постоянно оказывает актив учащихся — ассистенты и лаборанты. При этом плакаты необходимо готовить заранее и выставлять на предыдущем уроке, с тем, чтобы, дать возможность учащимся продумать проблемные во-

просы и познавательные задания, прочитать рекомендованную литературу, переписать в тетрадь новые слова и их объяснения и таким образом подготовиться к активному участию в обсуждении нового материала.

Важной проблемой современного урока является достижение единства обучения и воспитания, усиление целенаправленности воспитания в процессе обучения. Ведь чтобы воспитать у чело­века основы коммунистического мировоззрения, следует прежде всего добиться глубокого усвоения им широкого круга знаний. Это необходимая предпосылка, но недостаточная. Следует усвоение знаний сочетать с воспитанием. Обучение и воспитание — две сто­роны единого процесса. Но каждая из них обеспечивается своей целенаправленностью, своими методами и принципами.

При подготовке к урокам учителю необходимо прежде всего учитывать комплексный характер воспитательных воздействий на учащихся. В каждом учебном курсе необходимо выделить ведущие понятия идейно-политического, трудового и нравственного характе­ра, над которыми будет проводиться работа в течение года.

С идейно-политическим воспитанием тесно связано трудовое и нравственное воспитание школьников. В плане трудового воспита­ния необходимо выделить такие понятия и идеи, как труд — основа жизни людей и развития общества, источник его материальных и духовных богатств; право на труд в советском обществе и обязан­ности каждого советского гражданина; принципы распределения результатов труда при социализме и др.

Определяя воспитательные задачи урока с учетом комплексного характера воспитания, следует тщательно продумать методы, при­емы и средства ее достижения. Воспитательные задачи урока зави­сят от содержания учебного материала, возраста детей, их подго­товки и воспитанности, качеств личности, уже выработанных и требующих закрепления в поведении и поступках или формирова­ния. Учитываются при этом индивидуальные особенности и нравст­венные качества отдельных учащихся, нуждающихся в особом вни­мании. Так, изучение гуманитарных предметов формирует диалектико-материалистическое понимание законов развития обществен­ной жизни, вводит учащихся в социалистические общественные отношения, способствует воспитанию в духе коммунистических идеалов, советского патриотизма и социалистического интернаци­онализма. Предметы гуманитарного цикла играют ведущую роль в воспитании моральной готовности к труду, Они помогают уча­щимся осознать свое место в обществе и ответственность перед ним, воспитывают уважение к труду, к коллективу, к людям труда. В условиях острой борьбы с буржуазной идеологией повышается роль учебных предметов, вырабатывающих классовый, партийный подход к явлениям общественной жизни, дающих знание основ тео­рии марксизма-ленинизма и умение творчески применять их в жизни.

Много внимания следует уделить установлению путей и спосо­бов превращения знаний в стойкие убеждения учащихся. Добива-

ясь сознательного усвоения системы знаний, стимулируя личностное, активное отношение к изучаемому, воспитывая у школьников стремление к познанию окружающего мира, учитель каждого предмета способствует превращению научных знаний в их личные взгляды и убеждения. Воспитание в процессе обучения — результат системы целенаправленных педагогических воздействий.

Основным источником идеологического влияния на учащихся является содержание учебного предмета, его идейная направлен­ность, научная достоверность и доступность для учащихся. Воспи­тывающий характер обучения обеспечивается активностью и созна­тельностью усвоения знаний. Огромное воспитательное значение имеет также организация опыта нравственных взаимоотношений детей в процессе учения.

В отличие от образовательной цели, которая ставится перед учащимися, воспитательные задачи не объявляются. Воспитатель­ные задачи решаются в процессе естественного хода обучения, без искусственного выделения воспитательного момента.

Важной проблемой современной школы является обеспечение развивающего характера обучения. Процесс обучения, воспитания и развития представляет собой единое неразрывное целое. Это за­кон, имеющий объективный характер. Успешная реализация этого закона зависит в первую очередь от правильного определения це­лей и выработки мотивов учения.

Выше мы раскрыли сущность, роль и место в учебном процессе мотивов учения. Как же эти мотивы формировать?

Мотивация учения школьников не составляет отдельного этапа урока. Эта работа ведется в течение всего занятия, на каждом его этапе. Даже в процессе изучения нового материала может быть применено несколько приемов мотивации. Например, при изучении темы «Дыхание корней» учитель вначале показывает практическую значимость данной темы (для организации правильного ухода за растениями), затем создает проблемную ситуацию (факт гибели растения при излишней влажности), в конце изучения нового ма­териала создает ситуацию успеха в усвоении знаний.

Однако для четкого и целенаправленного осуществления моти­вации учения учитель в поурочном плане предусматривает различ­ные приемы этой работы и их последовательность.

Готовясь к уроку, учитель фиксирует в рабочем плане те прие­мы, которые наиболее соответствуют содержанию учебного матери­ала, условиям проведения урока (в классе, кабинете, лаборатории, на учебно-опытном участке), уровню подготовки учащихся опреде­ленного класса и т. п. Если тема урока делится на части, к каждой части или видам деятельности можно .определить свои возможные мотивы учения.

Многократные наблюдения показывают, что в условиях применения различных способов мотивации заметно повы­шается успеваемость учащихся и качество их знаний, навыков и умений, а также формируется положительное отношение детей к школе, знаниям и учебной деятельности.

Проверка домашних заданий, актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся, сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учения являются средствами подготовки учащихся к успешному осуществлению основной цели — усвоению новых зна­ний. Умелое руководство учителя этим процессом — залог педаго­гического успеха.

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмыс­ление связей и отношений в объектах изучения. Выше мы рассмат­ривали характеристику процесса восприятия с точки зрения гносе­ологии и психологии. Чтобы не повторяться, остановимся на вопро­сах педагогического руководства этим процессом с учетом условий кабинетной системы.

В процессе обучения школьники неоднократно сталкиваются с изучаемым материалом. Известно мнение психологов, что для пол­ноценного усвоения учащиеся должны встретиться с материалом в различных ситуациях и сочетаниях не менее шести раз. Наиболее важное значение имеет правильная организация первичного вос­приятия учащимися нового материала, во время которого закла­дываются прочные основы усвоения знаний. Наиболее благоприят­ные условия для полноценного восприятия нового материала соз­дает кабинетная система.

На этапе первичного ознакомления с новым материалом мы встречаемся как с произвольным, так и непроизвольным восприя­тием.

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие определяется различными внешними эффектами, отдельными сильно действующи­ми на органы чувств компонентами (силой звука, яркими красками), необычностью предмета или его изображения (привлекает внима­ние слишком высокая сосна или очень толстый дуб), контрастно­стью. Усиливают непроизвольное восприятие и преобладающие ин­тересы школьников: радиолюбителей привлекает новая радиоде­таль или радиоустановка, натуралисты останавливаются возле невиданного растения. Непроизвольное восприятие играет значи­тельную роль в развитии школьников, в процессе формирования у них представлений, в накоплении и обогащении ими чувственного опыта. Поэтому опытные учителя широко пользуются приемами усиления непроизвольного восприятия.

Но решающее значение в обучении играет произвольное (пред­намеренное) восприятие. Не упуская возможности использовать ин­тересы и наклонности учащихся для непроизвольного восприятия, учитель в процессе наблюдений, использования наглядности или устного изложения знаний должен организовать произвольное вос­приятие нового материала. С целью усиления внимания и познава­тельной активности учащихся учитель ставит проблемы, познава­тельные задачи или задания, эвристические или рефлексивные вопросы, которые решаются в процессе восприятия. Таким образом, эффективность произвольного и непроизвольного восприятия зави­сит главным образом от деятельности учащихся, направляемой и контролируемой учителем.

Восприятие тесно связано с памятью, мышлением и речью. С памятью оно связано через узнавание предметов и явлений и представления, с мышлением и речью — через осознание как пер­вую ступень понимания. Узнавание и осознание — взаимосвязан­ные процессы. Осознанные предметы (явления) — это те предметы, которые воплощены в слове, мышлении и памяти. Осознание связано с чувственным опытом человека: чем больше представлений в памяти человека о предметах, которые воспринимаются, тем бо­лее осознанными являются восприятия. Например, учитель демон­стрирует радиодеталь (конденсатор, сопротивление), интегральную схему. Учащиеся, занимающиеся в кружке радиолюбителей, за­мечают и осознают в данной детали много различных признаков и свойств, характеризуют ее строение, назначение, учащиеся, уви­девшие ее впервые, мало что могут заметить и рассказать.

Восприятие всегда основывается на отличительных признаках предметов, например: дерево имеет ствол, река — течение, металл — специфический блеск и т. п. Чем полнее; точнее и четче определены эти признаки, тем правильнее и полнее восприятие предмета (явле­ния). Однако это только первый шаг в восприятии реальной дейст­вительности, на котором познание не останавливается и не может остановиться. В природе все целесообразно взаимосвязано. Каж­дый признак (свойство) является следствием проявления внутрен­них причин, внутренней сущности явлений. Листья зеленые. Поче­му? —должен спросить себя ученик и искать ответ на поставлен­ный вопрос. Ствол у сосны высокий и ровный, ветки размещены только на верхушке. Почему? У ели крона густая и ветвистая, вет­ки расположены до самой земли. Почему правый берег реки всегда крутой, а левый — пологий? Некоторые из этих вопросов, требую­щие анализа внешних признаков, разрешаются на данном этапе и обеспечивают осознанное восприятие предметов и явлений. Другие вопросы требуют глубокого и всестороннего анализа многих фактов (явлений) и решаются на этапе осмысления знаний, тесно связан­ном с восприятием; иногда эти два этапа сливаются или органиче­ски переходят друг в друга.

Основой осознанного восприятия является взаимодействие двух сигнальных систем. Воспринимая предмет, учащиеся одновременно слышат слово, обозначающее его название, признаки или свойства: «Этот сосуд называется колбой, а этот — мензуркой». Эта ассоциа­ция между предметами и соответствующими словами в процессе практической деятельности закрепляется в памяти, и слово прочно входит в активный словарь школьника. Со временем, увидев колбу, учащийся по определенным признакам узнает ее, определяет, что она относится - к некоторым группам предметов (химический со­суд), определенному виду (колба). Словами обозначаются не толь­ко общие названия предметов, но и отдельные их признаки, харак­терные свойства, особенности: «Колба имеет шарообразную форму, удлиненную горловину, плоское дно». Эти признаки отражаются в сознании учащихся, что дает им возможность пользоваться полу­ченными знаниями, воспринимая новые предметы.

Несколько по-иному осуществляется осознание слов, речи — уст­ной или письменной,— которое в первую очередь зависит от чувст­венного опыта учащихся. Для того чтобы ученик правильно воспри­нял и понял речь учителя или текст учебника, он должен осознать значение каждого слова, т. е. установить адекватную связь слова с соответствующим ему предметом или представлением о нем. Зна­комые слова осознаются сразу и не требуют специальной подготов­ки учащихся. Это слова, которые в сознании детей связаны с соот­ветствующими образами и входят в состав их активного словаря. Для того чтобы учащиеся поняли незнакомые слова, необходимо организовать специальную познавательную деятельность. При этом наиболее эффективно непосредственное установление связи слово — предмет. Но и здесь для установления необходимых связей, для осо­знания слова нужно правильно руководить восприятием учащимися соответствующих предметов.

При этом важно, чтобы учитель вычленил в объектах наиболее существенные признаки, необходимые для восприятия, или напра­вил на них внимание учащихся, предложив им серию последова­тельных вопросов и заданий. Например, во время наблюдения за погодой учитель не только указывает на то, что следует фиксиро­вать (температуру, давление воздуха, направление и силу ветра), но и как вести наблюдения, т. е. как пользоваться термометром (термографом), барометром (барографом), флюгером, гигромет­ром, как заполнять таблицу (календарь погоды), чертить графики. Это помогает ориентироваться во время выполнения практических или познавательных действий. Однако правильная ориентировка в задании — это еще не само действие. Необходимо успешно выпол­нять практические и познавательные операции, связанные с воспри­ятием, наблюдением. Для этого с учащимися проводят упражнения, например для выработки навыков обращения с приборами, умений фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений.

На этапе осмысления знаний можно объяснить материал час­тично — наиболее необходимое или сложное для самостоятельного понимания учащимися. При этом применяются наглядность и аудиовизуальные средства обучения. В условиях кабинетной систе­мы возможности использования технических средств возрастают. Однако обилие наглядности и дидактических раздаточных мате­риалов порождает новые проблемы — как их наиболее целесооб­разно применять. Избыточная информация не всегда помогает лучше усвоить материал, нередко затуманивает смысл изучаемого, затрудняет процесс выделения главного, существенного.

Но и там, где аудиовизуальные средства применяются в соот­ветствии с требованиями программы, эффективность их не всегда достаточно высока. Это объясняется тем, что нередко кинофильмы демонстрируются как зрелище, а не источник знаний. Чтобы повы­сить познавательную эффективность технических средств, необхо­димо перед демонстрированием фильма ставить перед классом познавательные задания или вопросы, которые учащиеся должны решать в ходе восприятия экранных изображений. Кинофильм или

диафильм должен органически вплетаться в канву учебного про­цесса и четко увязываться с содержанием устного изложения или самостоятельной работы учащихся.

Школьников необходимо учить слушать устное изложение, при­учать их сосредоточиваться на содержании материала, производить краткие записи в виде опорных пунктов, плана, тезисов, конспекта. Приучать школьников к ведению записей в тетрадях следует по­степенно, контролируя их работу и в случае необходимости оказы­вая им помощь. Наблюдения показывают, что учащиеся, система­тически составляющие план или конспект изложения, отличаются более глубокими и полными знаниями, богатой лексикой, лучшими умениями выражать свои мысли, четче обосновывать теоретические положения, чем те, которые подобных записей не ведут.

Деятельность учащихся во время объяснения учителя должна быть направлена на лучшее осознание учебного материала. Этому способствуют, кроме записей формулировок, также рисунки и таб­лицы в тетрадях с соответствующими надписями и подписями к ним.

В процессе устного изложения широко применяются наглядные пособия различных видов. Содержание наглядности раскрывается различными способами. В школьной практике наиболее часто при­меняется фронтальный разбор объекта — сначала рассматривают­ся общие особенности предмета, затем производится более подроб­ный анализ его частей. Постепенно анализ переходит в объяснение учителем таких особенностей предмета, которые учащиеся не за­мечают или о которых ничего не могут сказать. Методом беседы широко пользуются для раскрытия содержания настенных картин по истории и географии.

Содержание многих наглядных пособий раскрывается методом художественного рассказа с включением элементов описания. На­пример, на уроке истории учащиеся рассматривают1 иллюстрацию «Раненый Спартак». Учитель рассказывает, что этот рисунок, вы­полненный на стене, был найден во время раскопок в г. Помпея. На нем изображен Спартак во время боя с римскими легионерами. Один из них, не осмеливаясь биться со Спартаком лицом к лицу, ранил его сзади в бедро. Однако, несмотря на тяжелую рану, Спар­так продолжал бой с врагами.

Используя наглядность с целью первичного восприятия и осоз­нания учебного материала, целесообразно применять прием срав­нения, чтобы четко выделить различные признаки и свойства пред­метов и установить между ними элементарные связи и отношения, подготавливающие почву для осмысления внутренней сущности объектов.

Сравнивают между собой как натуральные объекты, так и их изображения. Задания для сравнения могут иметь различный ха­рактер. Простейшими являются сравнения внешнего вида объек­тов. Нередко значительный эффект дает сравнение объекта с пред­ставлениями детей о других объектах. Например: «Рассмотрите цветок вишни. Чем он отличается от цветка капусты или других

крестоцветных?» Подобным образом рассматривают не только крупные объекты, которые демонстрируют фронтально, но и мел­кие, используемые как раздаточный материал.

Важную роль в усвоении нового материала должна играть са­мостоятельная работа с книгой на уроке. Под самостоятельной ра­ботой понимают такую деятельность учащихся, которая направлена на достижение поставленных образовательных целей, выполняется ими без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его контролем.

Самостоятельная работа с учебником может проводиться на различных этапах процесса усвоения знаний, что обусловливает специфические особенности ее методики. Так, на этапе подготовки к усвоению нового материала самостоятельные работы направля­ют учащихся на воспроизведение ранее изученного материала с целью коррекции знаний и создания в сознании учащихся проч­ного и надежного фундамента для усвоения новых понятий. На повторение необходимого материала уходит, буквально несколько минут урока. Важно подчеркнуть, что подобные задания должны практиковаться там, где в этом возникает острая необходимость. Они выполняются всеми учащимися — это репродуктивные зада­ния, и каждый с ними легко справится.

Наши рекомендации