Становление личности в развивающем обучении
Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит ее находить.
Фридрих Дисгервег
Рисунок 1.6 Методы обучения |
Развивающее обучение помогло принципиально изменить характер деятельности обучаемого и педагога. Почему это произошло? Как мы уже говорили, для традиционной школы характерны репродуктивные методы обучения (рис. 1.6) и, как следствие, монолог педагога на занятии. Педагог, а не обучаемый, является центральной фигурой: педагог все объяснит, расскажет, покажет, проконтролирует и оценит. К. Д. Ушинский более ста лет назад писал о том, что дети на уроке, как правило, молчат или дают краткие бессвязные ответы на вопросы педагога. А развивающее обучение основывается на диалоге между педагогом и обучаемым, вследствие которого достигается конструктивное общение, взаимопонимание, доверительность, согласие, а также обмен личностными смыслами*.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Принцип развивающего обучения впервые был предложен Я. А. Ко-менским. Ф. Дистервег сформулировал 33 закона дидактики развивающего обучения на основе самодеятельности педагога и учащегося, которая служит «истине, красоте и добру». Американский философ и педагог Дж. Дьюи, развивая идеи Я. А. Коменского и Ф. Дистервега, стремясь к развитию активности учеников, пришел к выводу, что обучение, учитывающее инициативу, интерес, желание, потребности и личностные смыслы учеников, приводит к результатам, превосходящим дидактическую школу И. Гербарта.
Таким образом, принцип развивающего обучения позволяет развивать интеллект обучаемых с установкой на восприятие завтрашних знаний. При этом обучаемые учатся добывать свои знания сами. В развивающем обучении преобладает эмоциональная, поисковая, с элементами творчества деятельность педагога и учащихся. Обучаемые чувствуют себя на уроках свободно, снимается зажатость, напряженность. Занятия превращаются в радостное познание и освоение мира вокруг и внутри себя. Положительные эмоции, которые сопровождают процесс развивающего обучения, делают педагогический процесс исключительно эффективным.
Развивающее обучение, преодолевая недостатки традиционного обучения, вместе с тем, не является универсальным. Слишком свободный характер обучения может привести к формальному подходу, к отсутствию прочных знаний.
Следовательно, мы еще раз убеждаемся в том, что в педагогике, как и в любой другой науке, следует придерживаться оптимального, срединного пути — принципа, который Пифагор образно назвал принципом золотого сечения.