Распределение учебного времени

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Педагогика и психология высшей школы

Перечень сведений о рабочей программе дисциплины Учетные данные
Модуль Научно-педагогическая деятельность Код модуля МВ.1.
Образовательная программа Управление человеческим капиталом в сфере ГМУ Технологии государственного администрирования Местное самоуправление и муниципальная служба Код ОП  
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Код направления и уровня подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление  
Уровень подготовки магистратура  
ФГОС ВО Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: от 26 ноября 2014 г. приказ №1518

Екатеринбург, 2016

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
Резер Татьяна Михайловна Доктор педагогических наук, профессор Профессор. Зав. кафедрой ТиМ ГМУ Теории и методологии государственного и муниципального управления  

Руководитель проектной группы модуляМ.В. Певная

Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства

Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин

Протокол № ______ от __________ г.

Согласовано:

Дирекция образовательных программ

Начальник отдела проектирования ОП и

организации учебного процесса Е.С.Комарова

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ И ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЫ

Аннотация содержания дисциплины

В дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» изучаются основы психолого-педагогического и социологического подходов к исследованию высшего образования как социального феномена. В процессе освоения дисциплины у обучающихся происходит формирование научного взгляда на высшую профессиональную школу.

Дисциплина знакомит обучающихся с социально-психологическими, педагогическими и методологическими подходами к изучению и исследованию высшего образования.

Дисциплина способствует углублению и конкретизации теоретических и практических знаний с перспективой включения обучающихся в преподавательскую деятельность в вузе в качестве преподавателей. Изучение психологии и педагогики высшей школы формирует у обучающихся знания и навыки, необходимые в будущем для осуществления педагогической деятельности.

Целью дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» является подготовка выпускников к педагогической деятельности, связанной с преподаванием дисциплин для системы государственного и муниципального управления.

Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» входит в вариативную часть подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Одновременно с данной дисциплиной изучаются связанные с ней такие учебные дисциплины как «Теория и механизмы современного государственного управления», «История и методология науки», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Информационно-аналитические технологии ГМУ», «Деловой иностранный язык».

Изучение дисциплины является основой для подготовки магистров к прохождению педагогической практики.

Планируемые результаты освоения дисциплины

Результатом освоения дисциплины является формирование у обучающихся следующих компетенций:

(ПК-18) - владением методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований;

(ПК-19) - владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства

(ПК-20) - владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основы организации преподавательской деятельности;

- методики преподавания;

- психологические основы преподавательской деятельности;

Уметь:

- строить эффективное взаимодействие с аудиторией;

- разрабатывать материалы для практических и лекционных занятий, различных видов самостоятельной работы;

- использовать современные образовательные технологии;

Владеть:

- методами взаимодействия с аудиторией;

- технологиями дистанционного обучения;

- активными методами преподавания дисциплин.

Демонстрировать навыки и опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности:

- участвовать в научно-исследовательских работах по проблемам обучения государственному и муниципальному управлению;

- подготавливать обзоры и аналитические исследования по отдельным темам и содержанию профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих;

- разрабатывать дидактические и методические материалы, направленные на повышение качества обучения и воспитания по направлению государственного и муниципального управления;

- проводить исследования по качеству профессионального образования.

Объем дисциплины

Очная форма

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)*    
1. Аудиторные занятия    
2. Лекции    
3. Практические занятия    
4. Лабораторные работы          
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации      
6. Промежуточная аттестация З З З    
7. Общий объем по учебному плану, час.    
8. Общий объем по учебному плану, з.е.      

заочная форма

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)*    
1. Аудиторные занятия    
2. Лекции    
3. Практические занятия    
4. Лабораторные работы          
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации      
6. Промежуточная аттестация З З З    
7. Общий объем по учебному плану, час.    
8. Общий объем по учебному плану, з.е.      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины Содержание
Р1 Педагогика и психология высшей школы. История и современное состояние высшего образования в России Понятия «объект», «предмет» педагогики, задачи и категориальный аппарат педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование. Связи педагогики как науки с другими науками. Основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии. Задачи педагогики как науки. Зарождение и формирование основных тенденций развития высшего образования в России (XVII – начало XX в.).Система высшего образования в советский период. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы развития высшей школы. Основные характеристики Болонского процесса
Р2 Дидактика высшей школы Генезис происхождения термина «дидактика». Научно-теоретическая функция дидактики. Труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (Ян Амос Коменский). Базовые понятия дидактики. Внутренние и внешние закономерности обучения. Требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе. Дидактический эксперимент. Современные тенденции дидактики
Р3 Система образования России. Основы управления системой образования Сущность современной государственной политики в сфере образования, приоритетные принципы и направления на основе нормативных правовых актов. Особенности демократизации управления в современной системе образования
Р4 Теория профессионального образования. Общеметодологические принципы развития высшего образования Основные положения современной философии профессионального образования. Характеристики профессионального образования: профессиональное самоопределение, личностно развивающая парадигма, компетентностный подход, непрерывный характер. Классификация педагогических дисциплин по разным основаниям. Задачи методологии педагогики.Основные признаки методологической культуры практического работника образования. Принципы и методы педагогического исследования. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Основные принципы высшего образования: аксиологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический, культурологический, методологический  
Р5 Педагогические закономерности, принципы и методы обучения в высшей школе. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования образовательных технологий Система педагогических закономерностей, принципов и правил.Принципы и методы обучения в высшей школе. Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания и развития личности. Виды педагогических технологий. Критерии технологичности педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Модульное обучение: теория и практика. Теория проективного образования. Активное обучение. Генезис и содержание технологии дистанционного образования
Р6 Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Развитие, социализация и воспитание личности. Структура педагогической деятельности Приемы и виды деятельности у человека. Концепция профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер). Деятельность и познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, творчество, воображение, интеллект. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий и понятий в обучении. Традиционных и инновационных подходов к проблеме воспитания и развития личности. Значение наследственности в формировании личности. Сущность социализации и ее стадии. Психологические особенности студенческого возраста и проблемы воспитания в высшей школе. Педагогическая деятельность как организационно-управленческий вид деятельности. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Педагогическое проектирование. Педагогическая коммуникация. Педагогический мониторинг. Педагогические инновации в высшей школе.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Наши рекомендации