Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 работа по совершенствованию графического навыка. Выполняется письменно фронтально. Выполнение упражнения способствует дифференциации сходных букв, для эффективного проведения необходимо подробно разобрать, чем отличаются между собой буквы л – м; А – Л - М. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в количестве элементов. Возможные варианты работы на следующих двух строчках: 1) на третьей строке потренироваться в написании буквосочетаний, особое внимание обращая на качество соединения: ил, им, сл, см, ол, ом, бл, бм, на четвертой строчке прописать слова, начинающиеся с заглавных букв А – Л – М; 2) провести анализ качества выполнения работы на первой и второй строчках, выполнить на 3 и 4 строчках работу повторно, повысив качество выполнения работы.

Упражнение 3 сопоставление звукового состава и буквенной записи слов, поиск слова, которому соответствует заданная модель. Выполняется фронтально. Начинается выполнение упражнения с того, что учитель просит учащихся прочитать модель, т.е. рассказать о слове все, что видно по модели. Примерный ответ может быть таким: «В этом слове шесть звуков, первый звук твердый глухой согласный, второй звук мягкий звонкий согласный, третий звук безударный гласный, четвертый звук мягкий звонкий согласный, пятый – ударный гласный, шестой звук твердый глухой согласный.» Целесообразно спросить, с чего можно начать поиск. Возможный вариант – поставить в словах ударение и исключить из списка слова с ударением на первом гласном звуке (в этом списке такое слово одно – клевер). Следующим шагом может быть проверка первого звука в словах на соответствие характеристикам, отраженным в модели, потом второго (будет исключено слово салют), потом четвертого (только в слове привет звук удовлетворяет заданным характеристикам), после этого нужно обязательно проверить соответствие последнего звука слова привет заданным характеристикам. Далее на свободной строчке под моделью записывается слово привет. Дополнительные задания: 1) Ответить на вопросы: Какому из предложенных слов будет соответствовать модель, если четвертую фишку поменять на синюю и убрать знак звонкости (слову цветок); Что нужно изменить в заданной модели, чтобы она соответствовала слову кричать (над четвертой фишкой снять знак звонкости, последнюю фишку поменять на зеленую). 2) Подобрать еще несколько слов, к которым подходит данная модель (прилёт, приют, клюёт, клюют).

Упражнение 4 отработка умения выбрать слова приветствия, соответствующие ситуации, в частности, адресату приветствия. Начинается выполнение устно в парах, после идет фронтальное обсуждение результатов работы, в ходе которого от слов карандашом проводится линия к нужной строчке. Важно, чтобы учащиеся заметили, что во втором диалоге возможен любой порядок использования слов салют и привет. Для пропедевтики ошибок учитель предлагает учащимся перед самостоятельной записью слов прочитать орфографически слова здравствуйте и здравствуй, подчеркнуть в каждом оба стечения согласных и над стеченьями поставить цифру, обозначающую количество согласных в группе.

Упражнение 5 отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения в соответствии со смыслом предложения. Выполняется самостоятельно (учащиеся ставят знаки карандашом) с последующим обсуждением результатов работы и исправлением, если необходимо, ошибок. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией.

Упражнение 6 закрепление алгоритма списывания, который до начала работы над упражнением необходимо предложить учащимся вспомнить и проговорить. Возможную трудность может представлять написание слов стемнело, было, выезжали, фигуристы, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места, слово фигуристы поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Дополнительно нужно обратить внимание учащихся на то, что внутри первых трех предложений стоят запятые, попросить их постараться при списывании не пропустить их. Целесообразно также попросить учащихся обозначить в словах текста ударение. Выполняется письменно самостоятельно. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, сначала целесообразно предложить прочитать весь текст, а потом поработать над каждым словом: слово прочитывается орфографически, произносится орфоэпически, выявляются расхождения между произношением и написанием, эти места подчеркиваются. После разбора всего текста или его части (в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком - лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части) и самостоятельного списывания, учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчеркнутые места. Можно предложить подчеркнуть эти «опасные» места и в списанном тексте. Это позволит более продуктивно организовать проверку собственной работы.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 4

Задачи урока: продолжить анализ ситуаций общения с использованием этикетных слов («добрые» слова), расширить словарный запас учащихся, отработать порядок действий при списывании, повторить алгоритм работы со звуковыми моделями.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) анализирует ситуацию общения без этикетных слов, акцентирует внимание на том, что использование этикетных слов входит в представление о вежливом общении. Выполняется фронтально. Текст могут прочитать по ролям хорошо читающие ученики. Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопросы к упражнению, следует либо сразу перейти к чтению этикетных слов из упр. 2, а затем вернуться к анализируемому тексту, либо (особенно в классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка) самостоятельно исправить первые две реплики диалога, чтобы ученики по предложенному учителем образцу продолжили правку текста. В результате проведения любого варианта упражнения необходимо напомнить ученикам, что использование «добрых» слов является обязательным условием вежливого общения.

Упражнения 2 и 3 (речь) активизируют в памяти учеников этикетные слова («добрые» слова), а также ситуации, в которых они используются. Выполняются фронтально. В хорошо читающих классах можно предложить ученикам прочитать вслух по одному из этикетных выражений из упр. 2. Необходимо обсудить с учениками ситуации, в которых используются данные этикетные слова, обращая в первую очередь внимание на то, кому – знакомым или незнакомым, ровесникам или людям старшего возраста - они адресованы. В качестве закрепления можно предложить ученикам использовать проанализированные «добрые» слова в других ситуациях, например: «Как вы обратитесь к незнакомому взрослому человеку, если хотите узнать, где находится автобусная остановка? Как вы поприветствуете (попрощаетесь) с друзьями, которые пришли к вам в гости? Что вы скажете в первую очередь, если звоните домой своему другу, а трубку снял его папа?» и т.п.

Упражнение 4 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании. Выполняется фронтально; может быть предложено в качестве самостоятельной работы хорошо читающим ученикам. Перед началом списывания выбираются необходимые слова из предложенного списка.

Упражнение 5 (язык) повторяет порядок действий при проведении звукового анализа слова. Первой модели соответствует слово спасибо, второй – привет.

Наши рекомендации