Структура исследовательской компетенции обучающихся
В последние годы заметно увеличилось число исследований, посвященных совершенствованию на основе компетентностного подхода подготовки по физике студентов педвузов. В научной литературе понятие исследовательской компетенции и ее структурных элементов определяются до настоящего времени достаточно произвольно, что в очередной раз подтверждает трудность понимания и толкования компетенции. В общем случае исследовательскую компетентность мы рассматриваем как интегральную характеристику личностных и профессионально значимых качеств специалиста, предполагающую обладание системой научных знаний, средствами и методами научного исследования, а также определенной системой ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки [2].
В современной педагогике исследовательские компетенции и исследовательская компетентность выступают одним из важных качеств, определяющих пригодность молодого специалиста к его будущей эффективной профессиональной деятельности. Специалист, у которого сформирована исследовательская компетенция и обладающий исследовательской компетентностью, должен стремиться и быть способным самостоятельно поставить перед собой учебную или научную исследовательскую задачу и решить ее в соответствии с методологией научного исследования. .
Содержание и структуру предметной исследовательской компетенции, которую можно сформировать у обучающихся представляем на примере исследования физической ситуации как объекта научного или учебного исследования. В рисунке 1 приведена структура исследовательской компетенций в соответствии с Дублинскими дескрипторами в следующем виде.
Рисунок 1. Модель структуры исследовательской компетенций
Иметь навыки использования современных информационных технологий а также полученных знаний для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований и в образовательном процессе [1, 3];
На основании анализа понятий исследовательской компетенции в работах разных авторов [4-6], ее компонентов и структурных элементов, определения объективной связи исследовательской компетенции и исследовательских умений с методологией научного исследования, учитывая отсутствие однозначно определенной структуры исследовательской компетенции, можно сделать вывод: для обучающихся в качестве основных структурных элементов (компонентов) предметной исследовательской компетенции по физике должны выступать готовность и способность выполнить научное или учебное исследование в соответствии с этапами, определяемыми методологией научного исследования как учения об организации исследовательской деятельности.
Таблица 1
Этапы научного исследования и их содержания
Название этапа | Основное содержание |
Подготовительный этап | Выбор темы исследования, поиск и отбор научных источников, знакомство с научными источниками, оформление методологического аппарата, операционализация понятий |
Основной этап | Систематизация и обработка текстового материала, обобщение и изложение материала, формирование текста научной рукописи, концептуализация исследования, структурирование научной работы |
Заключительный этап | Подведение итогов исследования, подготовка заключения, обеспечение логической связности всего текста рукописи |
Важнейшие требования к процессу научной работы – это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях, в публицистических изданиях допускается известная свобода в оперировании терминами, то требования упорядоченности и строгости словоупотребления для науки обязательны [7].
Формирование исследовательской компетенции у личности напрямую связано с уровнем еѐ информированности, с запасом научных знаний, которыми эта личность обладает. Таким образом, информационная составляющая любой компетентности является не только существенной, но и детерминирующей формирование и реализацию этой компетентности. В последние годы международные организации начали проявлять особый интерес к диагностике и оценке знаний и навыков, в которых нуждаются специалисты XXI века. В частности, в Programme for International Student Assessment (PISA) (Международная программа оценки студентов) утверждается, что необходимы международные системы оценки компетентности личности, влияющие на формирование образовательных программ и учебных планов и имеющие сквозное направление через национальные культуры. Проект PISA National competence account (NCA) (Национальные перечни компетентностей) основан на понимании того, что личные и профессиональные компетентности должны использоваться и развиваться одновременно и непрерывно. Компетентности людей как рабочей силы имеют решающее значение для обеспечения конкурентоспособности экономики.