ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ МОУ СОШ № 5
Гатман Елена Геннадьевна
Учитель-логопед
ХМАО-Югра
МОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях
АНАЛИЗ
ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ МОУ СОШ № 5
Методическая тема школы: освоение и внедрение концентрированного обучения в Подростковой школе развития. Информатизация учебного процесса и повышение качества образования.
Цель:
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Задачи логопедической работы:
· своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
· коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.
· Задача первая: своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся.
В 20010-2011 учебном году была проведена следующая работа:
В начале учебного года 1-16 сентября проводилась дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся начальной школы.
Была обследована устная речь:
-просодическая сторона речи(темп, ритм, интонация);
-фонетическая сторона речи (звукопроизношение);
-фонематические процессы ( звукоразличение, звуковой анализ и синтез);
-словарный запас;
-лексико-грамматический строй речи
Так же была обследована письменная речь:
-проверка навыков письма;
-выявление нарушений письма (характер и степень выраженности).
Выявлено: из 472 учащихся начальной школы 171 (36%) учащихся нуждаются в логопедической помощи.
Из них с диагнозом:
ФНР-48 учащихся ( 28%);
ФФНР -58 учащихся (34%);
с фонематическим недоразвитием-66 учащихся (39%) из них 2 учащихся с заиканием.
По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся.
1 класс-22 учащихся (39% от числа выявленных);
2 класс-34 учащихся (68% от числа выявленных);
3 класс-11 учащихся (30% от числа выявленных);
4 класс-25 учащихся (93% от числа выявленных);
Предшкола-27учащихся (100% от числа выявленных);
Компенсирующий класс-13 человек (100% от числа выявленных).
В конце учебного года (11-25 мая) была проведена повторная диагностика речевого развития учащихся начальной школы.
Было отчислено 40 учащийся (44%)
Из них с:
ФНР-9 учащихся;
ФФНР -3 учащихся;
с фонематическим недоразвитием-28 учащихся;
Таким образом, диагностика дает представление о состоянии речевого развития учащихся и позволяет определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта и в дальнейшем оказать своевременную коррекционную помощь, направленную на устранение у учащихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.
Задачи на 2011- 2012 учебный год:
- учитывая тенденцию к увлечению количества детей с нарушениями речи и усложнению речевого дефекта, разработать диагностику обследования общего недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраст а, а так же диагностику заикающихся детей.
· Задача вторая: коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.
По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся. Было проведено комплектование групп и сформированы группы с учетом речевой патологии:
- сложная форма дисграфии (2-4 классы)-10групп;
-ФФНР (1-4 классы)-7 группы;
- ФНР-(1-4 класс)-4 групп.;
-подготовительный класс- 1группа;
-компенсирующий класс-1 группа .
Основной формой организации являются групповые занятия. Группы комплектуются с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа ведется по коррекции письменной речи учащихся 2-4 классов, а так же по коррекции звукопроизношения.
Велась систематическая коррекционная работа, направленная на коррекцию звукопроизношения, на совершенствование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развитие связной выразительной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению ( устойчивость внимания, способность к запоминанию, развитие мелкой моторики, слухового внимания и памяти , познавательной активности, навыков и приемов контроля и самоконтроля.
Велась работа по формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности; принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного; определение путей и средств достижения; умение работать с образцом и по образцу; умение работать в определенном темпе; умение применять новые знания; умение анализировать и оценивать свою работу).
Задачи на 2011- 2012 учебный год:
- для более успешной коррекционной работы обновить и дополнить кабинет дидактическим, раздаточным материалом, с учетом заданий разной степени сложности;
- приобрести рабочие тетради по коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.
· Задача третья: своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
В 1 –х классах велась работа по предупреждению нарушений письменной речи. В подготовительном классе велись занятия по развитию связной речи. Так же 1 раз в неделю проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в компенсирующем
4 В классе.
Были посещены уроки обучения грамоте, русского языка и литературы в 1-4 классах.
Велся контроль за учетом специфических (дисграфических) ошибок в письменных работах учащихся по русскому языку. Создана база учета специфических ошибок в электронном виде по каждому классу начальной школы.
Задачи на 2011- 2012 учебный год:
-продолжить работу на параллели 2-4 классов по коррекции нарушений письменной речи.
· Задача четвертая:разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.
Проводились индивидуальные консультации с родителями и учителями по темам:
« Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Причины нарушения письменной речи», «Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Виды дисграфических ошибок», «Развитие речи детей в норме», « Домашний режим школьника» и др. Даны рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Проведены родительские собрания в 1-х классах в сентябре месяце по теме:
« Результаты обследования устной речи первоклассников» и собрание для будущих первоклассников по теме: « Норма речевого развития детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы».
На родительских собраниях и консультациях родители были ознакомлены с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий. В течение года поддерживался постоянный тесный контакт с родителями, сообщая им об успехах и пробелов детей, давались рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Так же проводились индивидуальные беседы с учащимися, посещающими логопедические занятия.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы осуществляется так же путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучение передового опыта работы.
Так же были составлены памятки для учителей 1 классов и 2-4 классов по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.
В рамках Марафона педагогических идей был дан открытый урок по коррекции акустической дисграфии по теме: «Дифференциация согласных К-Г».
Велась работа в школьной ПМПк и ПМПс с целью выявления и организации помощи учащимся с отклонениями в развитии на основе проведения комплексно-диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования.
Задачи на 2011- 2012 учебный год:
-особое внимание уделитьдолжной преемственности в работе школьного логопеда и логопеда детского сада.
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей детей дошкольного возраста с целью выявления и оказания своевременной логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Дата…………………………………………… Учитель-логопед…………………