Понятийный аппарат темы занятия

Задачи

1. Познакомить студентов с понятием «модель» и с конкретной моделью личности учителя-воспитателя, ее структурными компонентами. Дать понятие «Я-концепция». Показать ее значение в профессиональном становлении специалиста.

2. Учить студентов создавать схемы (принцип детерминизма – причинной обусловленности). Развивать у них образное мышление.

3. Показать образец разработки конспекта занятия со всем методическим аппаратом в качестве пропедевтической работы к предстоящей педагогической практике. Показать пример самостоятельной работы с текстом:

o работа с терминологией;

o выявление материала для обязательного усвоения и материала для ознакомления.

Оборудование

1. Настенная и настольные схемы модели «Образ личности учителя».

2. Раздаточный материал «Я-концепция».

3.Конспекты лекции.

Литература

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.

2. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина.– Л., 1967.

3. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев.– М., 1990.

4. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне.– М., 1986.

5. Кон, И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон.– М., 1978.

6. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А Сластенин.– М., 1976.

7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса профессионального формирования специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.

8. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– Гл. 3.

9. Малиновская, В.Н. Введение в специальность ОПМ / В.Н. Малиновская, А.Л. Смятских.– М., 1991.

10. Синагатуллин, И.М. Личностно-деятельностный подход в подготовке учителя сельской школы / И.М. Синагатуллин // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 92–101.

11. Данильченко, В.М. Модель индивидуально-творческой подготовки будущего учителя / В.М. Данильченко // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 101–108.

12.Сластенин, В.А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / В.А. Сластенин, Л.Г. Семушина // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 24–33.

План занятия

1. Вступление. Определение задач занятия. Постановка проблемы занятия.

2. Понятийный аппарат темы.

3. Модель «Домик» образа личности учителя-воспитателя. Компоненты модели.

4.«Я-концепция» – средство и способ контроля личностного развития.

1. Вступление. Определение задач занятия.
Постановка проблемы занятия

Каким будет новое поколение, а значит, «завтра» страны, во многом зависит от учителя. Каким научным требованиям сегодня и в перспективе должна отвечать личность и профессиональная подготовка учителя-воспитателя? Каков механизм профессионального становления личности студента как будущего специалиста?

Эти вопросы постоянно возникают и у преподавателей профессиональных учебных заведений, и у молодых людей (студентов), задавшихся целью овладеть какой-либо профессией.

Исследуя личность учителя и его деятельность как социально-педагогическую проблему, ученые пришли к выводу, что «для управления и самоуправления процессом формирования специалиста необходимо, чтобы и студент, и преподаватель мысленно обращались к цели своей деятельности.

Чтобы эта цель – результат – была раскрыта, сформулирована, необходимо разработать перечень свойств выпускника-специалиста, которые следует сформировать и развить за годы пребывания студента в вузе».

Так возникает проблема модели личности специалиста. Какой должна быть эта модель? На этот вопрос мы и должны получить сегодня на занятии ответ.

Понятийный аппарат темы занятия

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразующей его деятельности (А.Н. Леонтьев).

«Личностью не рождаются, личностью становятся» (Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975). Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического (процесс филогенеза) и онтогенетического (процесс онтогенеза – развитие человека от рождения до смерти) развития человека (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1940.– С. 515–516).

Индивид ® биологическое начало ® человек.

Личность® результат филогенеза и онтогенеза.

Факторы развития личности:

o наследственность – биологические факторы (особенности нервной системы);

o среда ® социальные, экологические, политические, семейные факторы;

o воспитание.

Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания. Формируется направленность личности: потребности, мотивы, интересы, склонности, мировоззрение, нравственность, эстетические, трудовые качества.

Модель

1. Модель – проект, эскиз, образ чего-либо.

2. Модель – форма замещения существующего или прогнозируемого объекта, процесса, явления, осуществляемая с помощью различных средств (в виде схемы, таблицы, макета, просто описания и т.д.).

3. Модель – формализованная копия оригинала.

4. Модель личности специалиста – это свод объективных и потому обязательных требований к специалисту со стороны производства, т.е. будущей деятельности.

5. Модель личности специалиста – это стандарт (эталон) планируемых качеств выпускника:

o комплекса теоретических знаний и практических умений и навыков;

o ПЗЛК специалиста;

o педагогических способностей и педагогического мышления.

В.: Для чего нужна модель личности специалиста? – Это:

o цель для построения процесса подготовки специалиста;

o критерий оценки и самооценки качества его подготовки.

На основе модели личности специалиста:

а) разрабатываются цели учебных дисциплин в вузе,
б) разрабатывается полный учебный план подготовки специалиста в вузе.

В.: Как же разрабатывается модель личности специалиста?

– Высказывания студентов. Обобщение высказываний.

– Сообщение научной точки зрения в виде схемы:

3. Знакомство с моделью «Домик» образа личности учителя

Модель «Домик» образа личности учителя разработана кандидатом педагогических наук В.Н. Малиновской на основе профессиограмм Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина.

1. Объяснение ведется по настенной таблице. На столах студентов – раздаточный материал.

2. Объяснить замысел модели «Домик»: как и в доме (архитектурном строении), в модели имеются следующие компоненты:

o фундамент – то, на чем покоится дом;

o основная часть дома;

o стены – то, чем ограничен, отделен дом от окружающего пространства;

o крыша – то, что венчает дом.

Компоненты модели специалиста:

1) Профессионально-педагогическая направленность (ППН), проявляющаяся в пяти составных, выявленных психологом Н.В. Кузьминой:

1. интерес и любовь к детям и педагогической профессии,

2. осознание трудностей в учительской работе,

3. потребность в педагогической деятельности,

4. осознание своих возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии,

5. стремление овладеть основами педагогического мастерства уже на студенческой скамье.

Доктор педагогических наук, профессор МПГУ В.А. Сластенин относит профессионально-педагогическую направленность к важнейшим свойствам личности учителя. По его мнению, ПП-направленность – это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя-воспитателя, это важнейшая предпосылка формирования профессионализма и педагогического мастерства.

ПП-направленность раскрывает мотивацию выбора профессии, мотивацию учения и отношения к профессиональной подготовке, способствует формированию у студентов позиции «я – педагог». Поэтому очень важно изучать потребностно-мотивационную сферу студентов, которая раскрывает источники ПП-направленности.

Диагностика ППН первокурсников становится основой личностно-ориентированного подхода к ним, т.к. дает возможность создавать некие индивидуальные портреты, а затем – с помощью психолога и куратора – создавать примерные программы самосовершенствования.

2) Следующая составная модели специалиста – профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) как фундаментальный компонент личности учителя-воспитателя, который в значительной мере влияет на успешность труда и определяет его индивидуальный стиль. ПЗЛК – это характеристики умственной, нравственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Нельзя упускать из поля зрения не только доминирующие, но и негативные качества, учитывая то влияние, которое они оказывают на профессионально-педагогическую деятельность педагога.

Нами рассмотрены разные группы ПЗЛК, осуществлена их классификация и в окончательный вариант включены 15 доминантных личностных качеств.

В фундамент модели специалиста мы включаем также интеллектуальные качества личности с педагогическим профессиональным уклоном: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление. И на фундамент модели специалиста логически наслаиваются социальные свойства личности: мировоззрение, нравственные, коммуникативные, эстетические и трудовые свойства, а также эрудиция и общая культура.

Фундамент модели и социальные свойства детерминируют формирование специфического блока, состоящего из трех подблоков:

1. Профессиональные знания:

o знание своего предмета;

o знание психологии и педагогики;

o знание методики (способов) обучения и воспитания;

o знание учителем достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

2. Профессиональные знания предопределяют формирование педагогических умений – педагогической техники:

o умения управлять собой,

o умения взаимодействовать с людьми.

При этом важное качество – педагогическая интуиция.

3. Вершиной профессиональной подготовки учителя является развитие педагогических способностей, которые лежат, по мнению психологов, например С.Л. Рубинштейна, И.А. Зимней, в основе функций деятельности будущего специалиста. Они развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к ней. Именно они и должны быть прежде всего объектом осознания будущего учителя.

А критерием профессионализма (степень действительной готовности человека к успешному выполнению деятельности) выступает уровень продуктивности решения учителем педагогических задач.

Здание «Домика» поддерживают «стены» – способы и пути непрерывного «роста» специалиста. Следует отметить, что «коньки» крыши в «Домике» не сходятся, т.к. нет предела педагогическому совершенствованию, педагогическому творчеству, педагогическому новаторству.

Можно утверждать, что модель личности специалиста играет большую роль в профессиональном становлении, т.к. знание модели, мысленное сопоставление качеств своей личности и параметров, компонентов модели, правда, абстрактного учителя помогает держаться на высоте требований, помнить о необходимости непрестанного самосовершенствования личности, своего профессионализма.

4. Понятие «Я-концепции»

В.: Как студенту контролировать и корректировать свой личностный рост?

О.: Постоянно осуществлять рефлексию своего поведения, результатов профессионального учения, самовоспитания и т.д., то есть постоянно видеть «+» и «–» своего личностного развития – как бы видеть себя со стороны.

Рефлексия – умение осознавать свое внутреннее психическое (эмоциональное) состояние и то, как тебя воспринимают окружающие люди. Свой личностный рост осуществлять по теории «Я-концепции».

Представление о себе по модели «Я-концепция».

Компоненты «Я-концепции»:

1. Когнитивный компонент – образ своих:

o качеств;

o способностей;

o внешности;

o социальной значимости.

2. Эмоциональный компонент:

o самоуважение;

o себялюбие;

o самоуничижение.

3. Оценочно-волевой компонент:

o стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Структура «Я-концепции»:

o Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);

o Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);

o Я – динамический (каким я стараюсь стать);

o Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).

Если сделать проекцию на педагогическую деятельность, то правомерен вывод о том, считает Г.М. Коджаспирова, что формирование «образа Я» у учителя (а значит, позиции «Я – педагог») как субъекта этой деятельности продуктивно только при условии формирования ответственности в его сознании как непреложного морального установления.

Эта теория разработана зарубежными учеными-психологами З. Фрейдом, Э. Берном, К. Благим и М. Шебеком, английским ученым Р. Бернсом и др. Из отечественных ученых теорию «Я-концепции» разрабатывали И.С. Кон (его книга «Открытие "Я"»), В.А. Ядов, А.В. Мудрик, Е.Н. Пехота, К. Мудзыбаев и др.

Видный теоретик и практик современной отечественной педагогики В.И. Журавлев считает, что знание и использование теории «Я-концепции» студентом (в процессе профессионального образования) и специалистом (в процессе самостоятельной профессиональной деятельности) обязательно.

В.И. Журавлев относит знание и использование этой теории к общепедагогическим стандартам профессионализма.

Поэтому будущим педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, учитель сможет увидеть и развить личность в другом – в ученике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Наши рекомендации