Её понимание и подход к решению
Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодежи.
Со времени принятия первой госпрограммы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг." началось возрождение патриотизма. Однако этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Поэтому дальнейшее развитие патриотического воспитания получило в следующих государственных программах "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". В ходе реализации Программы завершено создание структур по организации и координации работы по патриотическому воспитанию граждан в подавляющем большинстве федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установлен порядок их функционирования и взаимодействия, отработана организация управления системой патриотического воспитания.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации требуется создание эффективной функционирующей системы патриотического и военно-патриотического воспитания, включая определение конкретных целей, задач, долговременной стратегии.
Между тем военно-патриотическое воспитание является одним из наиболее перспективных направлений работы с молодежью, в отличие от многих других, представляющихся привлекательными, развлекательными, новомодными и т.п., но не оказывающих действенного влияния на молодых людей, на улучшение их важнейших характеристик как особой социально-демографической группы общества. Особенно велики преимущества военно-патриотического воспитания по сравнению с другими направлениями работы с так называемой трудной молодежью, к которой, к сожалению, относятся не только беспризорники, дети из социально необеспеченных семей, связанные с криминальным миром, алкоголики, наркоманы и т.д.[1] Помимо миллионов детей и подростков, составляющих эту категорию по определению (безысходность положения в силу ненормальных антисоциальных условий жизни, вернее, существования), очень значительная часть молодежи, в том числе из числа вполне благополучной, даже состоятельной, не может найти себя в обществе в плане достойной самореализации. Причина этого - в отсутствии социально значимых и духовных ценностей, ориентиров, непонимание высокого смысла жизни, невозможность соприкоснуться в условиях существующей реальности с примерами, образцами свершения "настоящих" дел, жизни в здоровом и дружном коллективе, проявлениями нравственности, преодоления трудностей, испытаний, служения людям, Отечеству. А именно это и является основой содержания деятельности военно-патриотического воспитания молодежи.
Развитие системы военно-патриотического воспитания, вовлечение в нее сотен и сотен тысяч (а в перспективе миллионов) трудных и проблемных детей и подростков из самых различных категорий молодежи позволит сделать реально ощутимый сдвиг в решении важнейшей проблемы современного подрастающего поколения - не только его воспитания, полноценного развития, но и достойной социализации и самореализации как граждан и патриотов своей Родины - России, от которых зависит ее будущее.
Благодаря формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут возможности их активного участия в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в воинской и других, связанных с обеспечением национальной безопасности видах государственной службы. [2]
Улучшение качественных характеристик детей и молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное сознание детей и молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением величия и могущества России.
Вся история Российского государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа, отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе». В 59 статье Конституции Российской Федерации сказано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания — выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации. [3]
Основная задача военно-патриотического воспитания — развивать морально-психологические и физические качества, способствовать приобретению военных и военно-технических знаний и навыков. Цель военно-патриотического воспитания — выработать у граждан России глубокое понимание своего патриотического долга, готовности вставать на защиту родины
Военно-патриотическое воспитание имеет особую функцию, отличающую его от других составных частей — подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отечества — к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.
В рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» особое внимание уделяется Отечественной войне 1812 года, которой в 2012 году исполнится 200 лет. Одной из задач этой программы является активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны. Воспитание на примерах героической борьбы народов России против Наполеона является очень важным моментом для подрастающей молодёжи. Особое внимание следует уделять формированию патриотизма на примерах родного края. Русские, башкиры, татары, мордва, чуваши и многие другие народы, проживавшие на территории Южного Урала, внёсли существенный вклад в битвах Отечественной войны 1812 года.
Таким образом, в современных условиях России нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Для ее реализации должна быть создана система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности данной системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Для организации эффективной деятельности данной системы необходимо непосредственное участие в ее создании первых лиц государства, значительное обновление нормативной правовой базы, широкое использование потенциала науки, культуры и искусства, передовых информационно-коммуникационных технологий.
Литература
1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков: методическое пособие / Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. – С. 190 .
2. Военно-патриотическое воспитание курсантов: Учеб.-метод. пособие по повышению эффективности воен.-патриот. и оборон. массовой работы в учеб. Заведениях Минморфлота /М-во мор. флота СССР, Гл. упр. кадров, учеб. заведений и социал. развития; [Подгот. Н.Г. Басанцом, В.П. Гаркушенко]. - М.: В/о "Мортехинформреклама", 1989. – С. 109 .
3. Там же – С. 111.
4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы."
5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы".
6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 годы".
Л.Г.Борейко,
Учитель истории СОШ № 130 (г.Уфа)