Структура отчета по учебной ознакомительной практике
Программа учебной ознакомительной практики
По направлению подготовки
«Профессиональное обучение (экономика и управление)»
С учебной ознакомительной практики начинается подготовка специалистов и бакалавров в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Цель и задачи практики
Цель учебной ознакомительной практики – довести до студента условия реализации в ФГБОУ ВПО НГПУ основной образовательной программы (ООП вуза) по специальности 050501.18 Профессиональное обучение (экономика и управление).
Учебная ознакомительная практика включает два этапа:
Первый этап: общий для студентов всех специальностей и направлений подготовки в Университете;
Второй этап: для студента, обучающегося по специальности 050501.18 Профессиональное обучение (экономика и управление).
Задачи первого этапа:
1. знакомство студентов с системой профессионального образования в Российской Федерации, с профессиональными образовательными программами высшего образования и особенностями их реализации в НГПУ, возможностями студента продолжения образования по конкретной образовательной траектории;
2. доведение до студентов структуры государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования третьего поколения;
3. знакомство с историей НГПУ и его конкурентоспособностью в современных условиях
4. доведение до студентов основных принципов организации учебно-воспитательного процесса, научно - исследовательской работы студентов в НГПУ, условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
5. знакомство студентов с основами библиотековедения и библиографии, библиотечными информационными системами.
Задачи второго этапа:
1. доведение до студентов структуры и содержательной части основной образовательной программы университета по конкретной специальности или по направлению подготовки;
2. доведение до студентов государственных требований к профессиональной подготовленности бакалавра и тех видов деятельности, к которым в основном будет готовиться выпускник НГПУ, объектов его профессиональной деятельности;
3. знакомство со структурой и содержанием учебного плана соответствующей специальности или направления подготовки, взаимосвязи дисциплин учебного плана;
4. подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин, в том числе дисциплин специализаций.
Во время учебной практики студент должен выполнить индивидуальное задание, подготовить отчет по практике.
Содержание учебной ознакомительной практики
Тема 1. Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база
Законодательство Российской Федерации в области образования. Система образования в Российской Федерации. Образовательные уровни (образовательные цензы).
Система высшего и послевузовского профессионального образования. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения.
Высшее учебное заведение, его задачи и структура. Организационно-правовые формы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений. Филиалы вуза. Лицензирование, аттестация и аккредитация высшего учебного заведения. Система финансирования государственного вуза. Источники поступления бюджетных и внебюджетных средств. Платные образовательные услуги вуза.
Государственная политика в области образования.
Тема 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: (ФГОС ВО): структура и трудоемкость циклов; общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем; академические свободы вуза в определении содержания высшего профессионального образования.
Учебно - методические объединения по образовательным областям.
Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклам "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" (ГСЭ) и «Общематематические и естественнонаучные дисциплины» (ЕН).
Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД): требования к формированию.
Цикл специальных дисциплин (СД): требования к формированию. Специализация как часть специальности.
Сопряжение направлений подготовки бакалавров и магистров со специальностями соответствующего профиля.
Тема 3. История НГПУ и оценка его конкурентоспособности в современных условиях
История развития НГПУ. Ведущие ученые Университета с момента его основания до наших дней. Деятельность выпускников НГПУ и занимаемые должности. Экскурсия в музей НГПУ.
Рейтинг государственных педагогических вузов РФ.
Структура Университета и функции его основных подразделений. Устав НГПУ. Ученый совет Университета. Ректорат. Зарубежные связи Университета. Материально-техническая база Университета. Социально-бытовые условия жизни студентов.
Учебно-воспитательный процесс. Направления и специальности подготовки специалистов. Подготовка магистров. Движение контингента студентов. Применение системного подхода в подготовке специалистов. Роль выпускающих кафедр в подготовке бакалавров, магистров и специалистов. Внедрение новых форм и методов обучения.
Воспитательные задачи и их реализация в Университете. Права студентов высших учебных заведений. Дисциплинарные взыскания за нарушения студентом обязанностей, предусмотренных Уставом НГПУ и правил его внутреннего распорядка.
Научно-исследовательская и творческая деятельность. Основные научные направления. Фундаментальные и поисковые исследования.
Участие в выполнении международных и государственных научных, научно-методических программ и проектов. Участие студентов в научно-исследовательской работе.
История создания и развития факультета ЕГФ (ИЕСЭН). Характеристика учебной и учебно-методической работы, основные направления научной работы, важнейшие труды преподавателей. Качество подготовки специалистов.
Тема 4. Организация учебного процесса в вузе
Учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик как основа разработки и реализации образовательной программы по направлению подготовки или по специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Примерный учебный план.
Рабочий учебный план и его структура. График учебного процесса. План учебного процесса. Дисциплины специализаций. Ориентация учебного процесса на практическую деятельность.
Основные виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, контрольные работы, консультации, курсовое проектирование (выполнение курсового проекта (курсовая работа)), самостоятельная работа, научно - исследовательская работа, учебные практики, производственно - профессиональные практики, включая преддипломную, выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).
Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента.
Тематика, условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ.
Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий.
Прогрессивные технологии обучения. Виды активных методов обучения. Использование информационных технологий. Дистанционное обучение.
Контроль и оценка знаний студентов. Контроль оценки качества освоения образовательных программ: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация выпускников. Оценка знаний, умений и навыков при текущем контроле успеваемости: балльно-рейтинговая система, компьютеризированное тестирование. Промежуточная аттестация: экзамен и зачет, защита курсовых проектов и курсовых работ, отчетов о прохождении учебных и производственных практик. Формы и порядок их проведения.
Итоговая государственная аттестация: итоговый экзамен по отдельной дисциплине, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки или специальности, защита выпускной квалификационной работы. Оценочные средства для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующих ГОС ВПО.
Утверждение графика учебного процесса на очередной учебный год для всех специальностей и всех форм обучения.
Тема 5. Поиск информации в процессе учебной и научно-исследовательской работы
Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса. Электронный каталог. Методика поиска необходимой информации. Библиографическое описание как элемент библиографической информации. Объект и структура библиографического описания. Источники библиографических сведений. Основные приемы использования правил библиографического описания различных видов изданий, в соответствии с ГОСТ (НГПУ). Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Составление библиографического списка. Методы аннотирования литературных источников.
Тема 6. Государственные требования к профессиональной подготовленности специалиста или бакалавра
Цели обучения по основной образовательной программе университета по конкретному направлению подготовки или по специальности. Формирование вузовского компонента: дисциплины национально - регионального, дисциплины по выбору, устанавливаемые вузом, дисциплины специализации.
Структуры основной образовательной программы, ее содержательная часть и порядок реализации по достижению установленных целей. Перечень специализаций, согласованных с соответствующим Учебно-методическим объединением.
Тема 7. Виды профессиональной деятельности выпускника и требования к уровню его подготовки
Виды деятельности педагога профессионального обучения.
Возможности адаптации педагога профессионального обучения к иным видам деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Требования к формированию цикла специальных дисциплин. Понятие о специализации, как части специальности
Индивидуальное задание
Во время практики предусматривается выполнение индивидуального письменного домашнего задания, включающего два вопроса. Варианты заданий приведены в пункте
Цель выполнения индивидуального задания – активизация восприятия учебного материала, закрепление материалов лекций, поиск и знакомство со специальной литературой.
Вариант задания выбирается студентом в зависимости от номера студенческого билета. Последняя цифра номера задания должна совпадать с последней цифрой студенческого билета. Если предпоследняя цифра билета нечетная, то номер задания выбирается из первого десятка, если предпоследняя цифра четная, то – из второго десятка.
Рабочая программа учебной ознакомительной практики выдается студенту до прохождения практики с тем, чтобы студент мог обратить особое внимание на вопросы, которые он должен осветить при выполнении индивидуального задания.
Для сбора необходимого материала по вопросам индивидуального задания студенту выделяется дополнительное время. В ответах студент использует информацию, полученную во время изучения литературных и электронных источников, виртуального тура по вузу.
Варианты заданий
В рабочей программе учебной ознакомительной практики приводится 20 вариантов заданий, каждое из которых включает два вопроса в соответствии с двумя этапами практики.
Вариант 1
1. Законодательство Российской Федерации в области образования.
2. Виды деятельности педагога профессионального обучения.
Вариант 2
1. По какой системе проводится профессиональное обучение в Российской Федерации?
2. Структуры основной образовательной программы, ее содержательная часть и порядок реализации по достижению установленных целей
Вариант 3
1. Система профессионального образования в РФ.
2. Электронный каталог. Методика поиска необходимой информации.
Вариант 4
1. Охарактеризуйте ступени профессионального образования, сроки и формы его получения.
2. Библиографическое описание как элемент библиографической информации. Объект и структура библиографического описания. Источники библиографических сведений.
Вариант 5
1. Какие возможности предоставляются студентам для продолжения образования по образовательной траектории «Профессиональное обучение (Экономика и управление) »?
2. Учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик как основа разработки и реализации образовательной программы по направлению подготовки или по специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Примерный учебный план.
Вариант 6
1. Начальное, среднее и высшее профессиональное учебное заведение, их задачи и структура. Организационно-правовые формы профессиональных учебных заведений.
2. Рабочий учебный план и его структура. График учебного процесса. План учебного процесса. Дисциплины специализаций.
Вариант 7
1. Виды профессиональных учебных заведений в РФ.
2. Требования к формированию цикла специальных дисциплин. Понятие о специализации, как части специальности
Вариант 8
1. Лицензирование, аттестация и аккредитация профессионального учебного заведения.
2. Возможности адаптации педагога профессионального обучения к иным видам деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Вариант 9
1. Система финансирования государственного профессионального образовательного учреждения. Платные образовательные услуги.
2. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Составление библиографического списка.
Вариант 10
1. Государственная политика в области образования (профессионального образования).
2. Формирование вузовского компонента: дисциплины национально - регионального, дисциплины по выбору, устанавливаемые вузом, дисциплины специализации.
Вариант 11
1. Перечислите направления подготовки и специальности высшего профессионального образования в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО).
2. Методы аннотирования литературных источников.
Вариант 12
1. Структура образовательных циклов по Государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО).
2. Основные виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, контрольные работы, консультации, курсовое проектирование (выполнение курсового проекта (курсовая работа)), самостоятельная работа, научно - исследовательская работа, учебные практики, производственно - профессиональные практики, включая преддипломную, выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации). Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента.
Вариант 13
1. Каков объем учебной нагрузки студента по нормативам ФГОС ВПО?
2. Контроль и оценка знаний студентов. Контроль оценки качества освоения образовательных программ: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация выпускников. Оценка знаний, умений и навыков при текущем контроле успеваемости: балльно-рейтинговая система, компьютеризированное тестирование. Промежуточная аттестация: экзамен и зачет, защита курсовых проектов и курсовых работ, отчетов о прохождении учебных и производственных практик. Формы и порядок их проведения.
Вариант 14
1. Каковы академические свободы вуза в определении содержания высшего образования?
2. История создания и развития факультета ЕГФ (ИЕСЭН).
Вариант 15
1. Понятие об учебно-методическом объединении по образовательным областям. Структура УМО ФГБОУ ВО «НГПУ».
2. Рейтинг государственных педагогических вузов РФ.
Вариант 16
1.Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклам «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (ГСЭ).
2. Структура Университета и функции его основных подразделений. Устав НГПУ. Ученый совет Университета. Ректорат. Зарубежные связи Университета. Материально-техническая база Университета. Социально-бытовые условия жизни студентов.
Вариант 17
1. Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общематематические и естественно-научные дисциплины».
2. Воспитательные задачи и их реализация в Университете. Права студентов высших учебных заведений. Дисциплинарные взыскания за нарушения студентом обязанностей, предусмотренных Уставом НГПУ и правил его внутреннего распорядка.
Вариант 18
1 Требования к формированию цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД).
2. Научно-исследовательская и творческая деятельность вуза. Основные научные направления. Фундаментальные и поисковые исследования.
Вариант 19
1. История развития НГПУ. Ведущие ученые Университета с момента его основания до наших дней. Деятельность выпускников НГПУ и занимаемые должности.
2. Участие в выполнении международных и государственных научных, научно-методических программ и проектов. Участие студентов в научно-исследовательской работе.
Вариант 20
1. Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий.
2. Прогрессивные технологии обучения. Виды активных методов обучения. Использование информационных технологий. Сетевое, электронное и дистанционное обучение в вузе.
Рекомендуемая литература
Нормативные правовые документы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Введен в действие с 1 февраля 2002 года.
2. Об образовании: Федеральный закон от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (в ред. изм. от 20 июля 2004 г. № 68-ФЗ и т.д.).
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1999 года № 125-ФЗ ( в ред. ФЗ от 25 июня 2002 года№71-ФЗ и т.д.).
4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы от 7.02.11
5. Положение о Федеральном агентстве по образованию: утв. постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. №288
6. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографические описания.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, среднего и высшего профессионального образования второго поколения по специальностям и направлениям подготовки.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. №393
9. Методические рекомендации о порядке присвоении дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: письмо Минобразования России от 15 мая 2000 г. №14-55-341/ин/15
10. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003. Дата введения 01.01.2004 г.
11. Устав ФБОУ ВПО НГПУ.
12. Рабочие учебные планы по специальностям и направлениям подготовки для очной, очно - заочной (вечерней), заочной форм обучения
Основная литература
1. Андриенко, Елена Васильевна. Педагогический профессионализм : монография / Е. В. Андриенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 188 с. - Библиогр.: с. 182-186. - Доступна эл. версия. http://lib.nspu.ru/file/library/204208/1d599af0797d7fd9.pdf
2. Громкова, Майя Тимофеевна. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для системы доп. профессионального образования : доп. М-вом образования РФ / М. Т. Громкова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с. : ил., табл. - (Педагогическая школа. XXI век). - Библиогр.: c. 411. - ISBN 5-238-00430-3.
3. Загвязинский, Владимир Ильич Общая педагогика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва : Высшая школа, 2008. - 391 с. : ил. - Доступна эл. версия. - ISBN 978-5-06-004232-0.
4. Методические основы разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: монография / Л. А. Барахтенова, Е. Б. Кузнецова, Е. В. Добровольская [и др.] ; под общ. ред. А. Д. Герасёва ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 148 с.: табл. - Библиогр.: c. 137-140. - ISBN 978-5-85921-809-7.
5. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для пед. вузов : доп. УМО вузов РФ / А. М. Воронин, Е. И. Серкова, М. В. Ретивых и др. ; под ред. В. Д. Симоненко. - Москва : Вентана-Граф, 2007. - 368 с. : табл. - (Педагогическое образование). - Словарь: с. 339-363. - ISBN 978-5-360-00570-4.
Электронные источники
htpp:// www.nspu.ru – сайтНГПУ
htpp:// минобрнауки.рф – сайт Министерства образования РФ
htpp://sinncom.ru – специальный образовательный портал «Инновации в России»
Структура отчета по учебной ознакомительной практике
По результатам учебной ознакомительной практики выполняется отчет, структурными элементами которого являются:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть: развернутые ответы на вопросы индивидуального задания
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Выполненный и оформленный отчет по учебной практике подписывается студентом и представляется руководителю на проверку. Отчет, удовлетворяющий предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению, после исправления замечаний руководителя (если они имеются) допускается к защите.
Форма контроля – зачет.