Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, и о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, "опускаются руки".
В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу (педагогу), занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т.к. психологу доверяют.
Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.
Приложение
ТЕКСТЫ СТИХОВ И ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК
В Приложении представлен примерный материал. В каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений.
Потешки
- Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки, - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. - Кашку поели, бражку попили, - Шу-у-у, полетели - на головку сели! | Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками). Имитируем движения - "едим", "пьем". Взмахи ладонями, затем опускаем их на голову. |
- Большие ноги - Шли по дороге: - Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. - Маленькие ножки - Бежали по дорожке; - Топ-топ-топ, топ-топ-топ! - Топ-топ-топ, топ-топ-топ! | Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом, бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом. |
- Баба сеяла горох - Прыг-скок, прыг-скок! - Обвалился потолок - Прыг-скок, прыг-скок! - Баба шла, шла, шла, - Пирожок нашла, - Села, поела, - Опять пошла. | Прыжки. Прыжки. Ходьба. Имитация движений: наклоняемся, "подбираем пирожок", "едим". Ходьба. |
- Идет коза рогатая, - Идет коза бодатая - За малыми ребятами! - Ножками: топ! топ! - Глазками: хлоп! хлоп! - Кто кашки не ест, - Кто молочка не пьет, - Того забодает, - Забодает, забодает! | Пальцами рук изображаем рога. Постепенно приближаемся к ребенку. Топаем. Подносим руки к глазам и "хлопаем" пальцами-ресницами. Грозим, помахивая указательным пальцем. Имитируем движения "рогами". |
Агния Барто «Игрушки»
Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишку лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. | Роняем мишку. Дергаем мишку за лапку. Жалеем мишку; прижимаем к себе, гладим. |
Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик, - Тише. Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. | Кукла роняет мячик в "реку" - закрыв лицо руками, изображаем плач. Затем жалеем куклу, подаем ей мяч. |
Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | Идем, покачиваясь. Вздыхаем. С испуганным видом останавливаемся, например у края ковра. |
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | Имитируем движения: "причесываем" лошадку, "едем верхом". |
Самолет Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. | Широко расставив руки-"крылья", "летаем" по комнате. |
Слон Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок, Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон. | Изображаем "сон", подложив ладошки под щеку. Укладываем спать мишку. Киваем головой. |
Детские песенки