Наруш письм речи. Мех-змы и проявл п/р. Проф нар п/р. Обслед детей с нар чт и письма. Классиф-я нар-й п/р.

Дислексия — частичное специфическое нарушение про­цесса чтения, обусловленное несформированностью (на­рушением) высших психических функций и проявляюще­еся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия — это частичное специфическое наруше­ние процесса письма.

Механизмы дислексии.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

Дислексия и нарушения пространственных представлений.

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ори­ентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточ­ность в определении формы, величины.

Выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела.

Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком.

Дислексия и нарушения устной речи.

У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов.

Многие авторы считают, что нарушения устной речи и чтения — это результат воздействия единого этиопатогенетического факто­ра

В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а нару­шения чтения и письма выявляются позднее. Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит Несформированность фонематической системы.

На начальных стадиях овладения чтением при недоразви­тии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблю­дается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений.

Если дети плохо различаются звуки на слух, искаженно произносят или за-меняют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги.

Если у ребенка отсутству­ют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происхо­дит с трудом.

Замена слов при чтении может обусловливаться трудностями установления синтаксических связей в предложении. В про­цессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова.

Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия (диф­ференциации фонем), фонематического анализа и синтеза, несформированность лексико-грамматического строя речи. Дис­лексия вызывается в основном недоразвитием языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Симптоматика дислексии.

При д. наблюдаются следующие группы ошибок: 1. Замены и смешения звуков при чтении. 2. Побуквенное чтение. 3. Искажение звуко-слоговой стр-ры слова. 4. Нар поним-я прчитанного. 5. Аграмматизм при чтении.

Симптоматика дисграфии.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повто­ряющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруп­пировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слит­ности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптома­тикой (неврологическими нарушениями, нарушением позна­вательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психи­ческими нарушениями).

Профилактика нар п/р.

Профилактика нарушений чтения и письма должна прово­диться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществ­ляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельно­сти, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Обслед-е детей с нар чт и письма.

Цель обследования — выявление этиологии, симптомати­ки, механизмов нарушений чтения и письма. В процессе об­следования определяется степень выраженности, характер, вид нарушений.

Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма включает следующие разделы.

1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации. 2. Анамнез. 3. Строение органов периферического отдела артикуляци­онного аппарата. 4. Речевая моторика. 5. Слуховая функция. 6. Состояние звукопроизношения. 7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представ­лений. 8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем). 9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи. 10. Особенности динамической стороны речи. 11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, про­странственные представления. 12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудно­сти); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение). 13. Состояние различных видов письма (списывание, пись­мо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии: фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Наиболее обоснованной является классификация дисгра­фии, в основе которой лежит несформированность определен­ных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен­циации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии в исследованиях учёных Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, Е.Ф. Соботович, Л. В„ Лопатина и др.) Особенности лексики

вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стёртой формой дизартрии недостаточно изучен.При зучении особенностей лексики у детей с речевой патологией значимыми являются психолингвистический одход, современные представления о процессе развития лексики, и о различных аспектах ее изучения: о труктуре значения слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в нтогенезе.(Выготский, Леонтьев, Уфимцева, Шахнарович, Черёмухина, Сахарный, Лурия, Карпова).

В процессе усвоения значения слова реб.-дошкольни прежде всего овладевает денотативными признаками емантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности i значении слова начинают осознаваться и понятийные, лексико-семантически признаки.

У дошк-ов со стертой формой дизартрии отмечается: задержка в развитии семантической структуры слова, угклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенности )бобщающих слов.

У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности гакой дифференциации, а у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют.

Выявлен более низкий, по сравнению с нормой, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов(Выготский), объяснение значений слов, на усвоение граммат-ого значения слова, дифференциацию слов, сходных по семантике.

Сравнительные данные ответов детей с нормой и со стёртой дизартрией при объяснении семантики слов свидетельствуют о различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, о их различной структуре.

В процессе определения слова детьми с нормой денотативные признаки использовались лишь в 16,7% случаев, а со стертой дизартрией они имели место в 58 %, т. е. являлись доминирующими (овощи — в земле растут, мебель - сделана из дерева).

При объяснении значения слов дети 6—7 лет со стертой дизартрией преимущественно используют денотативные признаки, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения слова.

Использование понятийных (лексико-семантических) признаков наблюдалось в преобладающем количестве ответом детей с нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого количества детей с речевыми нарушениями.

Дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школе, к усвоению про­граммы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова. Очевидна перестройка логопедической работы в группах дошкольников со стертой формой дизартрии по формированию лексики путем целенаправленного воздействия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и граммат-ого значения.

Наши рекомендации