Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением
2.1 Технологизация дистанционного обучения
Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями .
Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе .
В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования:
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
• внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;
• повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
• системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися .
Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие:
• значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;
• возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;
• реальность получения образования без отрыва от основного места работы;
• способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д.
Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента . Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения .
С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике.
1. Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.
2. Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.
3. Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.
4. Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.
5. Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.
Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую.
Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.
Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов .
Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать:
• разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса;
• создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа;
• обеспечение интерактивности процесса обучения;
• разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д.
Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих:
• творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого;
• используемых при этом педагогических технологий;
• рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки;
• многофункциональности обратной связи;
• эффективности процессуально ориентированного обучения .
Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и других видов образовательной деятельности.
Наступление XXI в. обозначило начало нового периода развития цивилизации этапом становления информационного общества, который характеризуется развертыванием новейших информационно-телекоммуникационных средств, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера . Организационно-технологической основой ин-формационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет сеть Интернет .
Развиваясь с середины 60-х ― начала 70-х гг. ХХ в. в рамках компьютерной программы Национального Научного Фонда США, впитав лучшие научные и компьютерные разработки, обрастая новыми службами и сервисами, сегодня Интернет ― это объединение более 160 тыс. глобальных сетей из 235 стран мира и свыше 20 млн. серверов, соединённых различными каналами связи.
Современная модель дистанционного обучения органично впитывает в себя как традиционные, так и инновационные, в т.ч. компьютерные и интернет-технологии обучения. В России, с её огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах, особенно актуальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и служб Интернета.
Современные учёные выделяют следующие положительные особенности подобного обучения:
• отсутствие временных ограничений ― учебные материалы могут быть получены и изучены в любое удобное время; преподаватель и учащиеся могут контактировать без привязки к строгому расписанию;
• отсутствие пространственных ограничений ― материалы можно получать и отправлять независимо от географического местонахождения;
• синхронное общение ― использование диалоговых форм, требующих одновременного участия в процессе обучения учащегося и преподавателя;
• асинхронное общение ― использование диалоговых форм, не требующих одновременного участия в процессе обучения студента и преподавателя;
• линейная и нелинейная форма обучения ― обучение может быть структурировано как преподавателем, так и студентом; использование как текстовых, так и гипертекстовых форм обучения.
Обеспечение преподавателей и учащихся компьютерными технологиями и интегрирование в Интернет предполагает создание новых возможностей для подготовки и проведения занятий, поэтому полезно будет представить краткий обзор наиболее важных служб Интернета, которые, на наш взгляд, могут использоваться в дистанционном обучении :
World Wide Web (WWW), или Всемирная информационная сеть — «широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам» . Этим же термином, или средой WWW, называют обширную совокупность Web-документов, между которыми существуют гипертекстовые связи.
Проект WWW возник в начале 1989 г. в Европейской Лаборатории физики элементарных частиц в Женеве (European Laboratory for Particle Physics (CERN) in Geneva, Switzerland) и сегодня является одной из самых популярных информационных служб, обеспечивающих доступ к текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации посредством использования технологии гипертекста и взаимодействия с другими приложениями Интернета.
File Transfer Рrotocol (FTР) ― один из основных информационных сервисов Интернета, позволяющий пользователям одного компьютера получать доступ к серверу базы данных другого, обмениваться как отдельными файлами, так и целыми программами. Сегодня в архивах FTР хранятся терабайты различной информации (программные средства, всевозможная документация, различная литература, компьютерные фильмы и др.).
Gopher — распределённая система предоставления доступа к информации, поддерживающая различные типы файлов: текстовые, звуковые, программные и т.д. Вся информация на Gopher-сервере хранится в виде «дерева» данных (или иерархической системы меню), где начальный каталог является вершиной этого «дерева», а все остальные каталоги и файлы представляются элементами меню . В Gopherspace реализована своя система поиска информации ― поисковая машина Veronica с возможностью доступа более чем к 99% от общего числа Gopher-серверов. Сегодня сеть Gopher практически вытеснена WWW, но некоторые серверы, по большей части хранящие научную информацию и учебные материалы, существуют и интенсивно работают (см., например: gopher://gopher.tc.umd.edu/).
E-mail, или электронная почта — средство электронных коммуникаций, обеспечивающее передачу текстовых, графических и др. сообщений независимо от расстояния и позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в асинхронном (продолженном, офлайн) масштабе времени.
UseNet, или система телеконференций — обеспечивает обмен данными между пользователями Интернета по определённым темам и в зависимости от регионального расположения. Сегодня UseNet ― это тысячи news-групп (групп новостей), содержащих статьи на раз-личные темы, и миллионы пользователей и участников новостных рассылок, обменивающихся информацией по разным вопросам.
TelNet (взаимодействие с другим компьютером) — широко применяемая технология, позволяющая работать в режиме «эмуляции удалённого терминала», обеспечивающая возможность работы с удаленным компьютером и использования его ресурсов по стандартным протоколам Интернета. Несмотря на интенсивный перенос многих ресурсов на Web-серверы, большое количество локальных баз данных библиотек американских и европейских университетов, правительственных учреждений и международных организаций имеют сегодня доступ только через TelNet (см., например, базу данных telnet-ресурсов Hytelnet: http://libray.usask.ca/hytelnet/).
Internet Relay Chat (IRC) — позволяет общаться одновременно множеству пользователей в режиме реального времени посредством коротких текстовых сообщений и передавать файлы по IRC-каналам. Сети IRC представляют собой группы серверов, связывающихся между собой по протоколам Интернета, что позволяет осуществлять сеансы передачи данных по всему миру .
IP-телефония, или интернет-телефония — подразумевает организацию обмена аудио- и видеоданными в режиме реального времени и проведение аудио- и видеоконференций с помощью IP-сетей (в т.ч. Интернета), что значительно удешевляет стоимость подобного общения на больших расстояниях.
Если рассматривать дистанционное обучение с точки зрения коммуникаций между преподавателем и учащимся, то можно сформулировать четыре принципа обучения:
1) самообучение — предполагает самомотивацию учащегося в отношении собственного обучения, а также определённый уровень самоорганизации личности;
2) один к одному — предусматривает периодическое общение преподавателя и учащегося один на один в виде индивидуальной консультации;
3) один ко многим — предполагает работу одного преподавателя со множеством учащихся;
4) многие ко многим — предусматривает одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой информацией .
С помощью каждого из этих типов взаимодействия учащегося и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи, а вышеназванные службы и сервисы Интернета в полной мере решают вопросы технического и организационного обеспечения этих принципов.