Психоаналитические подходы к исследованию

Практикумы

1. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии. Психологический практикум. М., 1999.

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 192 с.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: БАХРАХ-М, 2000.

4. Максименко М.Ю. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. - М.: Теревинф, 1998. (ФПП)

5. Перлз Ф. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие /Под общей ред. А.А.Крылова. – СПб.: Изд-во "Питер", 2000. – 560 с. (ФПП)

6. Практикум психологический. Межличностные отношения: Методические рекомендации для заочников /Сост. И.Б.Дерманова, Е.В. Сидоренко. - СПб., 1996. (ФПП)

7. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Изд-во "Институт", Воронеж; НПО "МОДЭК", 1996. – 176 с. (ФПП)

Литература по отдельным вопросам спецкурса

Методологические проблемы педагогической науки. Модели развития личности, проблемы воспитания и образования

1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избр. психол. труды. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1980. С. 9 – 127.

2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. – М., Воронеж, 1996.

3. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. -178 с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

5. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М.: Просвещение, 1986.

6. Краевский В.Е. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М., 1977.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

8. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1982. С. 270 – 652.

9. Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. - Л., 1988.

10. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981.

11. Шварцман К.А Философия и воспитание. М., 1989.

12. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.

Психоаналитические подходы к исследованию

1. Благовещенский Н. Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса – СПб.: Символ-Плюс, 2000. –224 с.

2. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. –М.: ООО "ЦГЛ "РОН", В.Секачев, 2001. –329 с.

3. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика – М.: Изд-во Института Психотерапии, 200. –288 с.

4. Havens L. Participant observation. The psychotherapy schools in action. Jason Aronson inc. 1993.

Понятия: методология, научный метод, теория, методика. Отличие научного исследования от других способов познания. Проблема определения предметной области педагогики.

1. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. Гл. 1, с. 5-22.

2. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. гл. 4. § 1-3.

3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та. 1992. Гл. 1, гл. 2, § 1.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. Гл.1, § 1.

6. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии //Вестник Московского университета. Серия 14. № 2. 1990.

7. Васюкова Е.Е. Понятия, принципы и проблемы психологической науки //Вопросы психологии. № 4. 1993.

8. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психологического познания //Вопросы психологии. № 3. 1973. С. 15-31.

9. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии //Психологический журнал. № 5. 1982.

10. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Проблемы методологии и философии науки //Вопросы философии. № 3. 1980. С.16.

11. Пастернак Б.Л. О предмете и месте психологии //Вопросы философии. № 8. 1988. С. 97.

12. Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики //Сов. Педагогика. № 7. 1988. С. 23-29.

Системный подход в психологии и педагогике

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с. С. 87 -114, 143-154, 381-398.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с. Гл. 2, § 1,2. С. 77-104.

3. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. - Гл. 7, § 1,2.3. С. 180-192.

4. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях //Психол. журнал. № 4. 1995. С. 11-25.

5. Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психол. журнал. № 3. 1994. С. 3-16.

6. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии //Вопросы психологии. № 3. 1977. С. 174.

7. Вульфсон Б.Л. Методологические проблемы сравнительной педагогики //Сов. Педагогика. № 8. 1988. С. 130-136.

8. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Кузьминой Н.В. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.

Проблема соотношения предмета, объекта и методов исследования. Формулирование цели, задач, гипотез и способов доказательства в научных исследованиях.

1. Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Введение в психологию научного труда. С. 50-65, 158-163.

2. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. Гл. 2. С. 22-31; гл. 4. С. 36-55; гл. 6. С. 167-180.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. Гл.2, § 2, 3, 4. С. 68-99.

4. Пятницын Б.Н. Диалектика проблемы доказательства и подтверждения гипотез //Вопросы философии. № 11. 1975. С.93.

5. Никитина А.Г. О соотношении предвидения и гипотезы //Вопросы философии. № 11. 1977. С.105.

6. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. № 2. 1997. С. 9-14.

7. Штульман Э.А. Методологический аппарат исследования //Сов. Педагогика. № 11. 1988. С. 43-48.

8. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. № 2. С. 9 – 14.

Методы исследования, границы их применимости

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА, 1997. гл. 1, С. 26-33; гл. 2, С. 33-55.

2. Методы педагогических исследований /Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

3. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. //Вопросы философии. № 4. 1995. С. 135.

4. Материалы круглого стола. Психология и новые идеалы научности. //Вопросы философии. № 5. 1993. С. 3-42.

5. Никольская А.А. Обсуждение методологических проблем историко-психологических исследований //Вопросы психологии. № 4. 1973. С. 185-188.

6. Бодалев А.А. Современное состояние и перспективы исследований в общей психологии, дефектологии и возрастной физиологии //Вопросы психологии. № 4. 1986. С. 5-13.

7. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя //Вопросы философии. № 7. 1988. С. 93.

8. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики //Сов. Педагогика. № 10. 1985. С. 47-54.

9. Ржецкий Н.Н. Методы теоретических исследований в дидактике //Сов. Педагогика. № 10. 1986. С. 31-38.

10. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования //Педагогика. № 2. 1994. С. 10-15.

11. Кошелева О.Е. Заметки об историко-педагогическом исследовании //Педагогика. № 6. 1991. С. 85-90.

Проблема объективности в психолого-педагогических исследованиях. Проблема оценки эффективности психолого-педагогических исследований и разработок. Степень формализации научного исследования.

1. Смирнов Г.А. Проблема непосредственного знания в истории философии и принципы формализации научных теорий //Вопросы философии. № 9. 1995. С. 54.

2. Внедрение достижений педагогики в практику школы. Гл. 4, с. 77-95.

3. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии. № 3. 1997.С. 112-133.

4. Ронсалес Рей Ф.А. Связь методологии, теории и эмпирического исследования при изучении личности //Психологический журнал. № 6. 1989.

5. Петросян А.Э. Проблема социальной оценки научных исследований //Вопросы философии. № 5. 1987. С.50.

6. Щукина Г.И. Методологические проблемы эффективности дидактических исследований //Сов. Педагогика. № 12. 1985. С. 30-34.

7. Кыверялг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования //Сов. Педагогика. № 5. 1988. С. 35-39.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. //Избр. психол. труды.- М., 1989. С. 435 – 546.

9. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. -144 с.

10. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987.

Наши рекомендации