Решение сложных педагогических ситуаций
Воспитателю (вожатому) не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В таком случае ему нужно искать другие педагогические приемы.
Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда дается легко, особенно когда другой вид не очень для них желателен (например, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в шумные подвижные игры, независимо от возраста. Воспитателю (вожатому) нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать.
Какие же ситуации ожидают воспитателя (вожатого) в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать еще до отъезда? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы (выделим в таблице три возрастных периода: 5—8 лет, 9—11 лет, 12—16 лет).
Прогнозируемые ситуации | Возрастные особенности | Варианты решения |
Младший возраст (5—8 лет) | ||
Слезы | Болезненно пережинают разлуку с семьей | Отвлечь интересными делами, переключить внимание |
Раздражительность, тоска по дому | Чувство страха перед неизвестностью боязнь новой обстановки (новые люди в окружении) | Дать какое-либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в новом коллективе |
Множество вопросов | Любознательность | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько ран, сколько необходимо для понимания |
Быстрая утомляемость | Высокая активность | Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — и игре, труде... |
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи | Отсутствуют навыки самообслуживания, четкого режима дня | Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть |
Неуверенность в себе | Есть робкие и физически слабые | Давать нагрузку с учётом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания |
Привычка есть медленно, всухомятку | Малыши во власти домашних привычек | Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций |
Готовы пробовать все на вкус | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному | Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях... |
Опасность травматизма | Мальчики демонстрируют свою смелость | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности |
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание | Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель | Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени |
Слезы и страхи в темноте | Боязнь темноты | Не оставлять одного в темноте |
Желание играть со сверстниками | Чувство взрослости по отношению к младшим | Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | Слепое подражание взрослым | Стремиться не подавать дурного примера ни в чём |
Постоянные опоздания | Отсутствие чувства времени | Не давать поручений, связанных с учетом времени |
Впечатлительность | Эмоциональная неуравновешенность | Не рассказывать сказки, истории с «плохим конпом» |
Средний возраст (9—11 лет) | ||
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | 1 1оловое созревание | Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения |
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление лексикона взрослых, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия | Внешнее проявление взрослости | I 1роводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло |
Замкнутость, одиночество | Обостренное переживание своих недостатков | Стремился переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры | Стремление к самостоятельности | Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними |
Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости | Неуемная фантазия | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики |
Старший и подростковый возраст (12—16 лет) | ||
Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых | Самоутверждение | Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними |
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимости Чередование плохого и хорошего настроения, уход и себя | Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний | Тактично, целомудренно раскрыть подросткам Kpacoту настоящей любви |
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли | Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение | Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе | Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.) | В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы их было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их |
Проявление чрезмерной самостоятельности | Стремление освободиться от родительской опеки | Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности |
Несбывающиеся мечты подростков | Мечтательность | Поразмышлять вместе с подростками о будущем |