Просмотр фрагмента мультфильма.

- Посмотрите фрагмент из мультфильма «Малыш и Карлсон». Вам необходимо определить всех членов семьи Малыша.

- Назовите всех членов семьи мальчика. (Мама, папа, брат.)

- Что же такое семья?

- Какие родственники бывают?

- Что же такое родословное дерево?

6. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

- Вспомните, какое сейчас время года.

- Что такое пейзаж?

- Какой цвет соответствует лету? Почему?

- Какой цвет соответствует второму периоду осени?

- Что вы знаете об этом периоде?

- Чем он отличается от остальных периодов осени?

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан. Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Ко­гда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голо­дать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современ­ники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, ри­сунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает на­строения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его па­литра дарит нам все разноцветье родной природы.

- Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Каково общее впечатле­ние от пейзажа - грустное или радостное?

- Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

- Какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу?

- Послушайте стихи об осенней поре:

Ходит осень по дорожке, Ходит осень, бродит осень.

Промочила в лужах ножки. Ветер с клена листья сбросил.

Льют дожди, и нет просвета, Под ногами коврик новый,

Затерялось где-то лето. Желто-розовый кленовый.

В. Авдиенко

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном.

А. Плещеев

* * *

Лес, точно терем расписной, Как вышки, елочки темнеют,

Лиловый, золотой, багряный, А между кленами синеют Веселой, пестрою стеной То там, то здесь в листве сквозной

Стоит над светлою поляной. Просветы в небо, что оконца,

Березы светлою резьбой Лес пахнет дубом и сосной,

Блестят в лазури голубой, За лето высох он от солнца.

И. Бунин

- Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

- Прямо ли течет река, или меняет свое направление?

- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

- Что видно на высоком берегу?

- Почему крестьянские домики такие маленькие?

7. Слушание музыки. П. И. Чайковский «Времена года».

- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование ог­ненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осе­ни в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

- Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал музыкальный альбом «Времена года».

Звучит пьеса «Сентябрь. Охота».

- Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

- Названия каких цветов и оттенков можно употребить в речи?

- Какое время года изображено на картине?

- Какое впечатление производит картина на вас?

- Что вы видите на переднем плане? Вдали?

- Какие цвета преобладают в пейзаже?

- Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

Рефлексия.

Вопросы:

- О каком необычном древе вы узнали?

- Что такое семья?

- Какую картину мы рассматривали?

- Какую музыку слушали?

Наши рекомендации