Задания для самостоятельной работы. Составьте опорный конспект по вопросам плана практического занятия

  1. Составьте опорный конспект по вопросам плана практического занятия.
  1. Выделите ключевые идеи, объединяющие мнения авторов в определении понятия „культура”, „культура умственного труда”, „культура учебной деятельности студента”.
  1. Сформулируйте определения следующим понятиям, приведенным в тексте:
  • конспект;
  • потребности;
  • самосовершенствование;
  • самостоятельная работа студента;
  • способности;
  • тезис.
  1. Внимание! Мы начинаем работу по составлению «краткого педагогического словаря». Автором-составителем словаря будете Вы. Постарайтесь формулировать определения кратко, четко, ясно - ведь Вы будете не только автором, но и безусловно активным его пользователем! Включите в свой педагогический словарь определение следующих понятий: культура; культура умственного труда.
  2. В течение одного месяца фиксируйте затраты времени, используя методику анализа времени ( см. Приложение А ). Проанализируйте полученные результаты.
  1. Объективно оцените собственные умения (навчально-організаційні вміння, навчально-інформаційні, навчально-інтелектуальні ) и знания (навчально-комунікативні ), используя методику самооцінки( см. Приложение А ).
  1. Составьте тезисный план Основных правил культуры умственного труда ( см. Приложение Б). Какое количество правил вы включили в свой тезисный план- конспект?

Приложение А

1. Методика “Мотивы выбора профессии “

Инструкция:

Я выбираю свою профессию (назовите профессию, специальность), потому, что она…..

Утверждение Оценка Мотив
Требует общения с разными людьми. 1 2 3 4 5 И
Нравится родителям. 1 2 3 4 5 -
Предполагает высокое чувство ответственности. 1 2 3 4 5 С
Требует переезда на новое место жительства. 1 2 3 4 5 +
Соответствует моим способностям. 1 2 3 4 5 И
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием. 1 2 3 4 5 -
Дает возможность приносить пользу людям. 1 2 3 4 5 С
Способствует умственному и физическому развитию. 1 2 3 4 5 И
Является высокооплачиваемой. 1 2 3 4 5 +
Позволяет работать близко от дома. 1 2 3 4 5 +
Является престижной. 1 2 3 4 5 -
Дает возможности для роста профессионального мастерства. 1 2 3 4 5 С
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. 1 2 3 4 5 -
Позволяет реализовать способности к руководящей работе. 1 2 3 4 5 С
Является привлекательной. 1 2 3 4 5 И
Близка к любимому школьному предмету. 1 2 3 4 5 +
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других. 1 2 3 4 5 С
Избрана моими друзьями. 1 2 3 4 5 -
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы. 1 2 3 4 5 +
Дает большие возможности проявить творчество. 1 2 3 4 5 И
W С = …; И = …; «+» = …; «-» = …;    

С – социальные мотивы; И – индивидуальные мотивы;

«+» - положительные внешние мотивы; «-» - отрицательные внешние мотивы.

Вывод:_________________________________

_______________________________________________________________________________

Методика самооцінки

Вміння   Рівень володіння
не володію володію частково володію добре
1. Навчально-організаційні вміння: а) вмію працювати за алгоритмом; б) вмію самостійно становити алгоритм; в) володію методами самоконтролю; г) вмію оцінювати відповідь студентів. 2. Навчально-інформаційні вміння: а) володію технікою читання відповідно до віку; б) вмію працювати з підручником; в) вмію працювати з додатковою літературою (довідниками, словниками й т.д.); г) вмію читати схеми, графіки, опорні конспекти, карту; д) вмію складати план; е) вмію писати конспект; ж) вмію самостійно оформляти матеріал у графіки, таблиці, опорні конспекти; з) вмію писати тези. 3. Навчально-комунікативні знання: а) володію відповідно до віку усною монологічною мовою; б) вмію вести навчальний діалог; в) вмію викласти логічно свої думки 2-3 пропозиціями; г) володію відповідно до віку письмовою монологічною мовою: - вмію списувати текст - записувати під диктування - писати твори різних жанрів - писати реферат - писати рецензію - писати статтю - писати заяву. 4. Навчально-інтелектуальні вміння: а) вмію аналізувати; б) порівнювати; в) класифікувати; г) узагальнювати; д) абстрагувати; е) синтезувати; ж) виділяти головну думку; з) відповідати на питання; і) самостійно ставити питання; к) виконувати творчі завдання; л) добре креслити; м) використати придбані знання в новій навчальній ситуації.      

Методика анализа времени

Следующие предложения предназначены для того, чтобы помочь вам самостоятельно проводить анализ времени.

1. Выберите то, что вы считаете “типичной” неделей. ( Помогает собрать данные за две недели, чтобы они лучше отражали картину).

2. Необходимо тщательно записывать данные о проведенном времени каждые полдня. Можно делать это и чаще, если у вас хватит самодисциплины.

3. Прилагаемый рабочий лист анализа времени довольно полезен. Используйте его или придумайте собственный.

4. В конце недели проведите анализ данных. Анализ должен дать ответы на конкретные вопросы. Типичные вопросы:

Ø Сколько времени я провел один и с другими?

Ø Сколько времени я провел за планированием? За контролем выполнения?

Ø Сколько времени было проведено с приятелями?

Ø Сколько времени я сам занимался учебной работой?

Ø Сколько времени было проведено со студентами других групп или курсов?

Можно задать и много других вопросов. Нужно предвидеть, какие вопросы потребуют ответов, чтобы лучше отделять свое время

при ведении записей.

5. Планирование для улучшения управления временем. Ваш анализ должен помочь вам определить:

  • те вещи, которыми вам не надо заниматься совсем;
  • те вещи, которые могут с таким же успехом быть сделаны кем-то другим;
  • время других, которое вы у них забираете зря;
  • значительные вещи, которым вам надо уделять больше внимания;
  • в чем вам надо применять больше самодисциплины.

Рабочий лист записи времени

Помечайте все события, которые случились с вами за полдня. Вам также надо указать цель каждого события, людей, в нем участвовавших, место и количество минут.

Дни Утро Вечер
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Информация для размышлений

1.Значение времени. Чтобы почувствовать значение и ценность времени, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.1. Вам хватает времени?

1.2. Если ваш ответ “нет”, то он соответствует признанию абсолютного большинства управляющих.

Парадокс времени гласит: “Мало кто имеет достаточно времени, и все же каждый располагает всем временем, которое у него есть”.

2.Что означает время для вас

Тезисы Лотара и Зайверта:

Ø Время – это не только деньги.

Ø Время – более значимо, чем деньги.

Ø Время – это нечто такое же, как сама жизнь.

Ø Время – необратимо.

Ø Время нельзя накопить.

Ø Время нельзя умножить.

Ø Время нельзя передать.

Ø Время проходит безвозвратно.

3. Как вы обращаетесь со своим временем? Удачные руководители обладают разными чертами характера и качествами. Но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и освобождаются для выполнения истинно профессиональных функций и для досуга.

Если фактор времени не подлежит увеличению и накоплению, то значит, что личного успеха можно добиться лишь путем непрерывного и последовательного использования времени. Беречь время означает осознанно его планировать и оптимально использовать.

Ø Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!

Ø Находите время для работы, это – условие успеха.

Ø Находите время для размышлений, это – источник силы.

Ø Находите время для игры, это – секрет молодости.

Ø Находите время для чтения, это – основа знаний.

Ø Находите время для дружбы, это – условие счастья.

Ø Находите время для мечты, это – путь к звездам.

Ø Находите время для любви, это – истинная радость жизни.

Ø Находите время для веселья, это – музыка души.

Инвентаризация времени. Рабочий стиль, который вы до сих пор практиковали (самоанализ). Проведите инвентаризацию времени за несколько дней, чтобы проанализировать свой стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени. Этот шаг необходим!

Неправильный стиль часто имеет следующие признаки:

  • неизвестно, на что вообще расходуется время;
  • неизвестно, сколько времени требует выполнение тех или иных дел;
  • неизвестны сильные и слабые стороны до сих пор практикуемого рабочего стиля;
  • неизвестно, какие личности или какие другие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность.

Только если вы конкретно определите, сколько времени на что и с кем вы тратите, вы вскроете действительно важные ошибочные моменты своего личного рабочего стиля.

Анализ использования времени. Первый шаг — составление инвентарной описи всех видов деятельности, в которых вы участвуете. Хорошим подспорьем здесь могут служить следующие рабочие таблицы:

  • анализ видов деятельности и расходов времени;
  • листок “дневных помех” (перерывов в работе).

Заполните последовательно и без пропусков эти две анкеты на примере трех (или более) типичных дней на следующей неделе. Будьте, пожалуйста, при этом по возможности честными и самокритичными, даже если у вас возникает впечатление, что результаты будут разочаровывающими. Многие начинают производить “самокорректировку” и тем самым лишь вводят себя в заблуждение.

Только честный анализ, предназначенный исключительно для вашего личного употребления, подскажет вам, как конкретно улучшить свой рабочий стиль.

Анализ видов деятельности и расхода времени

Вид деятельно- сти/занятий Интервал времени (от-до) Продолжи- тельность (мин) А Б В Г
               

Листок “дневных помех”

Помехи интервал времени (от-до) Продолжитель- ность (мин) Телефонные разговоры, посещение при- ятелей , ТV КТО? Памятки, например причины “помех”  
         

Указания по методу записи.

Возьмите в соответствующих условиях целую неделю в составе периода наблюдения; старайтесь проводить немедленную регистрацию, избегайте более поздних записей по памяти (иначе будет утеряна наибольшая польза от вашей инвентаризации времени).

К формуляру “Анализ видов деятельности и расхода времени”:

- ограничивайтесь существенным и фиксируйте все виды деятельности в форме результатов за пятнадцатиминутный отрезок времени;

- поначалу не заполняйте колонки, обозначенные АБВГ. Они понадобятся при заключительном анализе расхода времени.

К формуляру “Дневные помехи”:

- заносите все “помехи” или перерывы в работе, на уроке, которые тормозят или нарушают запланированный или планомерно осуществляемый процесс работы или учения: телефонные разговоры, визиты приятелей, время, потраченное на ожидание и так далее; фиксируйте, что вас отрывает от дел:

Др. - друзья,

Род. - родители,

Тел. - телевизор,

Пр. - прочие.

При заполнении формуляра помните, что записывать надо не только внешние помехи, но и те случаи, когда вы сами нарушаете ход своего трудового процесса (например, во время чтения учебника спонтанно включаете радио или вам внезапно в голову пришло, что вы должны позвонить приятелю).

Оценка результатов анкеты. В центр анализа итогов поставьте либо позитивные, либо негативные аспекты, чтобы получить две исходные сферы, с которыми можно работать.

Анализ сильных сторон:

рассмотрите инвентарную опись своего времени с таких позиций, чтобы выявить сильные стороны и преимущества вашего личного рабочего стиля с целью систематического его развития.

4. Методика „ Изучение мотивов учебной деятельности студентов”

Наши рекомендации