Задания для самостоятельной работы. Составьте опорный конспект по вопросам плана практического занятия
- Составьте опорный конспект по вопросам плана практического занятия.
- Выделите ключевые идеи, объединяющие мнения авторов в определении понятия „культура”, „культура умственного труда”, „культура учебной деятельности студента”.
- Сформулируйте определения следующим понятиям, приведенным в тексте:
- конспект;
- потребности;
- самосовершенствование;
- самостоятельная работа студента;
- способности;
- тезис.
- Внимание! Мы начинаем работу по составлению «краткого педагогического словаря». Автором-составителем словаря будете Вы. Постарайтесь формулировать определения кратко, четко, ясно - ведь Вы будете не только автором, но и безусловно активным его пользователем! Включите в свой педагогический словарь определение следующих понятий: культура; культура умственного труда.
- В течение одного месяца фиксируйте затраты времени, используя методику анализа времени ( см. Приложение А ). Проанализируйте полученные результаты.
- Объективно оцените собственные умения (навчально-організаційні вміння, навчально-інформаційні, навчально-інтелектуальні ) и знания (навчально-комунікативні ), используя методику самооцінки( см. Приложение А ).
- Составьте тезисный план Основных правил культуры умственного труда ( см. Приложение Б). Какое количество правил вы включили в свой тезисный план- конспект?
Приложение А
1. Методика “Мотивы выбора профессии “
Инструкция:
Я выбираю свою профессию (назовите профессию, специальность), потому, что она…..
№ | Утверждение | Оценка | Мотив |
Требует общения с разными людьми. | 1 2 3 4 5 | И | |
Нравится родителям. | 1 2 3 4 5 | - | |
Предполагает высокое чувство ответственности. | 1 2 3 4 5 | С | |
Требует переезда на новое место жительства. | 1 2 3 4 5 | + | |
Соответствует моим способностям. | 1 2 3 4 5 | И | |
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием. | 1 2 3 4 5 | - | |
Дает возможность приносить пользу людям. | 1 2 3 4 5 | С | |
Способствует умственному и физическому развитию. | 1 2 3 4 5 | И | |
Является высокооплачиваемой. | 1 2 3 4 5 | + | |
Позволяет работать близко от дома. | 1 2 3 4 5 | + | |
Является престижной. | 1 2 3 4 5 | - | |
Дает возможности для роста профессионального мастерства. | 1 2 3 4 5 | С | |
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. | 1 2 3 4 5 | - | |
Позволяет реализовать способности к руководящей работе. | 1 2 3 4 5 | С | |
Является привлекательной. | 1 2 3 4 5 | И | |
Близка к любимому школьному предмету. | 1 2 3 4 5 | + | |
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других. | 1 2 3 4 5 | С | |
Избрана моими друзьями. | 1 2 3 4 5 | - | |
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы. | 1 2 3 4 5 | + | |
Дает большие возможности проявить творчество. | 1 2 3 4 5 | И | |
W | С = …; И = …; «+» = …; «-» = …; |
С – социальные мотивы; И – индивидуальные мотивы;
«+» - положительные внешние мотивы; «-» - отрицательные внешние мотивы.
Вывод:_________________________________
_______________________________________________________________________________
Методика самооцінки
Вміння | Рівень володіння | ||
не володію | володію частково | володію добре | |
1. Навчально-організаційні вміння: а) вмію працювати за алгоритмом; б) вмію самостійно становити алгоритм; в) володію методами самоконтролю; г) вмію оцінювати відповідь студентів. 2. Навчально-інформаційні вміння: а) володію технікою читання відповідно до віку; б) вмію працювати з підручником; в) вмію працювати з додатковою літературою (довідниками, словниками й т.д.); г) вмію читати схеми, графіки, опорні конспекти, карту; д) вмію складати план; е) вмію писати конспект; ж) вмію самостійно оформляти матеріал у графіки, таблиці, опорні конспекти; з) вмію писати тези. 3. Навчально-комунікативні знання: а) володію відповідно до віку усною монологічною мовою; б) вмію вести навчальний діалог; в) вмію викласти логічно свої думки 2-3 пропозиціями; г) володію відповідно до віку письмовою монологічною мовою: - вмію списувати текст - записувати під диктування - писати твори різних жанрів - писати реферат - писати рецензію - писати статтю - писати заяву. 4. Навчально-інтелектуальні вміння: а) вмію аналізувати; б) порівнювати; в) класифікувати; г) узагальнювати; д) абстрагувати; е) синтезувати; ж) виділяти головну думку; з) відповідати на питання; і) самостійно ставити питання; к) виконувати творчі завдання; л) добре креслити; м) використати придбані знання в новій навчальній ситуації. |
Методика анализа времени
Следующие предложения предназначены для того, чтобы помочь вам самостоятельно проводить анализ времени.
1. Выберите то, что вы считаете “типичной” неделей. ( Помогает собрать данные за две недели, чтобы они лучше отражали картину).
2. Необходимо тщательно записывать данные о проведенном времени каждые полдня. Можно делать это и чаще, если у вас хватит самодисциплины.
3. Прилагаемый рабочий лист анализа времени довольно полезен. Используйте его или придумайте собственный.
4. В конце недели проведите анализ данных. Анализ должен дать ответы на конкретные вопросы. Типичные вопросы:
Ø Сколько времени я провел один и с другими?
Ø Сколько времени я провел за планированием? За контролем выполнения?
Ø Сколько времени было проведено с приятелями?
Ø Сколько времени я сам занимался учебной работой?
Ø Сколько времени было проведено со студентами других групп или курсов?
Можно задать и много других вопросов. Нужно предвидеть, какие вопросы потребуют ответов, чтобы лучше отделять свое время
при ведении записей.
5. Планирование для улучшения управления временем. Ваш анализ должен помочь вам определить:
- те вещи, которыми вам не надо заниматься совсем;
- те вещи, которые могут с таким же успехом быть сделаны кем-то другим;
- время других, которое вы у них забираете зря;
- значительные вещи, которым вам надо уделять больше внимания;
- в чем вам надо применять больше самодисциплины.
Рабочий лист записи времени
Помечайте все события, которые случились с вами за полдня. Вам также надо указать цель каждого события, людей, в нем участвовавших, место и количество минут.
Дни Утро Вечер |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Информация для размышлений
1.Значение времени. Чтобы почувствовать значение и ценность времени, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1.1. Вам хватает времени?
1.2. Если ваш ответ “нет”, то он соответствует признанию абсолютного большинства управляющих.
Парадокс времени гласит: “Мало кто имеет достаточно времени, и все же каждый располагает всем временем, которое у него есть”.
2.Что означает время для вас
Тезисы Лотара и Зайверта:
Ø Время – это не только деньги.
Ø Время – более значимо, чем деньги.
Ø Время – это нечто такое же, как сама жизнь.
Ø Время – необратимо.
Ø Время нельзя накопить.
Ø Время нельзя умножить.
Ø Время нельзя передать.
Ø Время проходит безвозвратно.
3. Как вы обращаетесь со своим временем? Удачные руководители обладают разными чертами характера и качествами. Но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и освобождаются для выполнения истинно профессиональных функций и для досуга.
Если фактор времени не подлежит увеличению и накоплению, то значит, что личного успеха можно добиться лишь путем непрерывного и последовательного использования времени. Беречь время означает осознанно его планировать и оптимально использовать.
Ø Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!
Ø Находите время для работы, это – условие успеха.
Ø Находите время для размышлений, это – источник силы.
Ø Находите время для игры, это – секрет молодости.
Ø Находите время для чтения, это – основа знаний.
Ø Находите время для дружбы, это – условие счастья.
Ø Находите время для мечты, это – путь к звездам.
Ø Находите время для любви, это – истинная радость жизни.
Ø Находите время для веселья, это – музыка души.
Инвентаризация времени. Рабочий стиль, который вы до сих пор практиковали (самоанализ). Проведите инвентаризацию времени за несколько дней, чтобы проанализировать свой стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени. Этот шаг необходим!
Неправильный стиль часто имеет следующие признаки:
- неизвестно, на что вообще расходуется время;
- неизвестно, сколько времени требует выполнение тех или иных дел;
- неизвестны сильные и слабые стороны до сих пор практикуемого рабочего стиля;
- неизвестно, какие личности или какие другие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность.
Только если вы конкретно определите, сколько времени на что и с кем вы тратите, вы вскроете действительно важные ошибочные моменты своего личного рабочего стиля.
Анализ использования времени. Первый шаг — составление инвентарной описи всех видов деятельности, в которых вы участвуете. Хорошим подспорьем здесь могут служить следующие рабочие таблицы:
- анализ видов деятельности и расходов времени;
- листок “дневных помех” (перерывов в работе).
Заполните последовательно и без пропусков эти две анкеты на примере трех (или более) типичных дней на следующей неделе. Будьте, пожалуйста, при этом по возможности честными и самокритичными, даже если у вас возникает впечатление, что результаты будут разочаровывающими. Многие начинают производить “самокорректировку” и тем самым лишь вводят себя в заблуждение.
Только честный анализ, предназначенный исключительно для вашего личного употребления, подскажет вам, как конкретно улучшить свой рабочий стиль.
Анализ видов деятельности и расхода времени
№ | Вид деятельно- сти/занятий | Интервал времени (от-до) | Продолжи- тельность (мин) | А | Б | В | Г |
Листок “дневных помех”
Помехи интервал времени (от-до) | Продолжитель- ность (мин) | Телефонные разговоры, посещение при- ятелей , ТV | КТО? | Памятки, например причины “помех” |
Указания по методу записи.
Возьмите в соответствующих условиях целую неделю в составе периода наблюдения; старайтесь проводить немедленную регистрацию, избегайте более поздних записей по памяти (иначе будет утеряна наибольшая польза от вашей инвентаризации времени).
К формуляру “Анализ видов деятельности и расхода времени”:
- ограничивайтесь существенным и фиксируйте все виды деятельности в форме результатов за пятнадцатиминутный отрезок времени;
- поначалу не заполняйте колонки, обозначенные АБВГ. Они понадобятся при заключительном анализе расхода времени.
К формуляру “Дневные помехи”:
- заносите все “помехи” или перерывы в работе, на уроке, которые тормозят или нарушают запланированный или планомерно осуществляемый процесс работы или учения: телефонные разговоры, визиты приятелей, время, потраченное на ожидание и так далее; фиксируйте, что вас отрывает от дел:
Др. - друзья,
Род. - родители,
Тел. - телевизор,
Пр. - прочие.
При заполнении формуляра помните, что записывать надо не только внешние помехи, но и те случаи, когда вы сами нарушаете ход своего трудового процесса (например, во время чтения учебника спонтанно включаете радио или вам внезапно в голову пришло, что вы должны позвонить приятелю).
Оценка результатов анкеты. В центр анализа итогов поставьте либо позитивные, либо негативные аспекты, чтобы получить две исходные сферы, с которыми можно работать.
Анализ сильных сторон:
рассмотрите инвентарную опись своего времени с таких позиций, чтобы выявить сильные стороны и преимущества вашего личного рабочего стиля с целью систематического его развития.
4. Методика „ Изучение мотивов учебной деятельности студентов”