Методические рекомендации для подготовки к занятию. Практическое занятие № 1, 2 (4 часа)

Семестр

Практическое занятие № 1, 2 (4 часа)

Тема: Коррекционная педагогика в системе наук о человеке.

Цель: систематизировать знания студентов о теоретических основах коррекционной педагогики

Основные понятия:коррекционная педагогика, воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация дефект, депривация, дезадаптация, девиация, коррекционно-педагогическая деятельность

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Охарактеризуйте объект, предмет, цель и задачи курса коррекционной педагогики.

2. Раскройте сущность основных категорий коррекционной педагогики: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

3. Раскройте взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

4. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития коррекционной педагогики как науки в Западной Европе.

5. Охарактеризуйте этапы становления отечественной дефектологии.

1. Раскройте психолого-педагогическую сущность коррекционной педагогической деятельности, её принципы и содержание в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.

Методические рекомендации для подготовки к занятию.

Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

Термины: коррекционная педагогика, воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, дефект, депривация, дезадаптация, девиация, коррекционно-педагогическая деятельность.

Формы и методы проведения занятия,

виды учебной деятельности студентов:

1. Устный опрос.

2. Терминологический диктант,

3. Проверка выполнения заданий по СРС

Литература для подготовки к занятию

Основная

  1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Астапов В.М.— М.: Пер Сэ, 2012.— 176 c.
  2. Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Из-во Феникс. 2010.
  3. Ридецкая О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ридецкая О.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 352 c.

Дополнительная

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003
  2. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций). Учебное пособие для студентов гуманитарных и педагогических вузов (курс лекций). Изд-во: Секачёв В. 2012 г.
  3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие – М., 2004.
  4. Дементьева И.Ф. Вьюнкова Ю.Н. Вайнер М.Э. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений (под ред. Кумариной Г.Ф.). Из-во Академия.: 2003, 302 с.
  5. ФГОС основного общего образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  6. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  7. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психологическая депривация ребенка: пособие для психологов и педагогов. Изд.-во ВЛАДОС 2010

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. Электронная библиотека
  3. Педагогическая библиотека Infolio
  4. http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
  5. http://www.bibliotekar.ru - БИБЛИОТЕКАРЬ.рy

Задания для СРС

  1. Выписать в «Терминологический словарь» содержание основных категорий коррекционной педагогики: воспитание, обучение, развитие, коррекция, реабилитация, компенсация, адаптация.
  2. Выписать в «Терминологический словарь» содержание следующих терминов: дефект, депривация, девиация, дезадаптация, аномальные дети.
  3. Законспектировать тему: «Задачи коррекционной педагогики».
  4. Источник: Гонеев А.Д Основы коррекционной педагогики – М., 2004 с.7
  5. Законспектировать вопрос «Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний».
  6. Источник: Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики – М.,2004, с.10-13
  7. Проанализировать содержательный аспект. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Федерального Государственного образовательного стандарта и комментарии к нему.

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Тема: Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка.

Цель: расширить и углубить знания студентов о причинах нарушений психического и физического развития, формах нарушений онтогенеза и различных подходах к классификации аномалий развития.

Основные понятия:

дизонтогенез, филогенез, эндогенные и экзогенные причины, умственная отсталость, олигофрения, аменция, деменция, идиотия, имбецильность, дебильность, сенсорные нарушения, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие, инфантилизм, психопатия, детский церебральный паралич.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Дайте понятие «нормы» и «аномалии» в психическом и личностном развитии ребёнка.

2. Охарактеризуйте возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

3. Охарактеризуйте причины и условия деформации личностного развития ребёнка.

4. Охарактеризуйте эндогенные (генетически обусловленные) и экзогенные (средовые) факторы, которые приводят к нарушениям психического и физического развития.

5. Охарактеризуйте различные подходы к классификации детей с проблемами развития.

6. Кратко охарактеризуйте различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида):

а) психологические параметры, влияющие на характер дизонтогенеза,

б) характеристики вариантов дизонтогенеза:

ü общее стойкое недоразвитие,

ü задержанное развитие,

ü повреждённое развитие,

ü дефицитарное развитие,

ü искажённое развитие,

ü дисгармоничное развитие.

Методические рекомендации для подготовки к занятию.

Подготовиться к терминологическому диктанту

Термины: дизонтогенез, филогенез, эндогенные и экзогенные причины, умственная отсталость, олигофрения, аменция, деменция, идиотия, имбецильность, дебильность, сенсорные нарушения, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие, инфантилизм, психопатия, детский церебральный паралич.

Наши рекомендации