Сущность понятия социально-педагогическая деятельность
Центры помощи семье и детям, такие как «Катарсис» не взялись ниоткуда, все началось с создания в России профессиональной социальной службы.
С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост и социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.
Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас) [1 c. 45-51].
В 1991 г. в России появились профессии социального работника, специалиста по социальной работе, социального педагога. Становление их было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики на рыночные механизмы хозяйствования.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в РФ (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства включающая устранение причин препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния и организация индивидуальной помощи людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
С началом либеральных преобразований становилось очевидным, что упредительные меры были явно недостаточными. Уже в проведения реформ власть предприняла ряд социальных мер сдерживающего характера для сохранения социальной стабильности. Так, в марте 1992 г. упорядочили плату за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
В апреле 1992 г. был принят Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», а в мае - Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в которых определялись дополнительные преимущества и льготы, направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей.
С 1июля вводилась новая система выплаты пособий по безработице, которая включала в себя повышенное и обычное пособия.
Становилось очевидным, что продолжение реформ невозможно без создания разветвленной сети специализированных учреждений по оказанию социальной помощи нуждающимся слоям населения, поддержке пенсионеров, инвалидов, вынужденных переселенцев и др. Были активизированы усилия по формированию целостной системы социальной защиты, соответствующей новым реалиям общественной жизни. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.) расширил их льготы, предусмотрел дополнительные меры реабилитации.
В 1995 г. были приняты специальные законы по развитию сферы социального обслуживания. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» были определены категории граждан, которым предоставлялось бесплатное обслуживание. Был также определен перечень основных учреждений соцобслуживания.
Система социальных служб складывалась из государственных институтов помощи. Основными формами их деятельности являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и т.д.
Процесс развития благотворительного дела в нашей стране активизировался после принятия в 1995 г. законов: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Стали появляться новые благотворительные организации, фонды. В начале 2000-х гг.их насчитывалось более 25 тыс.
Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства РФ был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.
Особенности социальной работы как профессионального вида деятельности. Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750г. до н.э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т.д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.
Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации [1 c. 46-67].
Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности. Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, заменить социального работника [1 c.73].
Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.) [2 c. 67].
Но если психолог имеет дело с психикой человека, медик - с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - с его правовым поведением, т.е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной стороны - то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей - к человеку как к ценности. В действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.
Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т.д.
В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума [8 c. 165].