Диагностика нравственно-этической готовности ребенка к школьному обучению

Действие нравственно-этического оценивания Основные критерии оценивания Задачи для предшкольной стадии Задачи для начальной школы
1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) «Раздели игрушки» (норма справедливого распределения) После уроков (норма взаимопомощи)
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными   Опросник Е.Кургановой
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации   Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм   Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) «Невымытая посуда» (учет чувств героев)     «Булочка» (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации
4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения Все задания Все задания
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных суждений Все задания Все задания

Особую сложность в дошкольный период и у первоклассников вызывает осмысление целевого компонента деятельности. В следующей таблице приведены индикаторы сформированности целеполагания, исследовать которые возможно только методом наблюдения.

Диагностика сформированности целеполагания учащихся

Уровень Показатель сформированности Поведенческие индикаторы сформированности
Отсутствие цели Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа
Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Завершающим этапом деятельности являются контрольно-оценочные действия. Необходимость их проведения на каждом уроке, достаточная развернутость во времени, владение разнообразными приемами контроля и организации самоконтроля предполагают осуществление учителем фиксируемых наблюдений по данному учебному действию.

Уровни развития контроля

Уровень Показатель сформированности Дополнительный диагностический признак
Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям
Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Уровни развития оценки

Уровень Показатель Поведенческий индикатор
Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

 принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;

 четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

 целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация педагогов на формирование умения учиться, понимание значения развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения учащихся.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

  Сфера учебных действий Ученик научится под руководством учителя Ученик получит возможность научиться
    Личностные УУД -ориентация на самоанализ и самоконт- роль результата -развитие этических чувств (стыда, вины совести) -установка на здоровый образ жизни -установка на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
    Регулятивные УУД -принимать учебную задачу -планировать свои действия в соответст- вии с поставленной задачей -адекватно воспринимать предложения и оценку учителем -проявлять познавательную инициативу в учебном сотруд- ничестве
    Познавательные УУД -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач -строить сообщения в устной форме -проводить сравнение, сериацию и клас- сификацию по заданным критериям -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
    Коммуникативные УУД -формулировать собственное мнение и позицию -строить понятные для партнера выска- зывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет -использовать речь для регуляции своего действия -задавать вопросы, необходи- мые для организации собст- венной деятельности и сотру-дничества с партнером

Класс

  Сфера учебных действий   Ученик научится под руководством учителя и в коллективной (парной) работе Ученик получит возможность научиться
    Личностные УУД -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятель- ности -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение -установка на здоровый образ жизни -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им   -установка на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках -эмпатия как понимание чувств других людей и сопе- реживание им, выражающих- ся в поступках, направлен- ных на помощь и обеспече- ние благополучия
    Регулятивные УУД -принимать учебную задачу -планировать свои действия в соответст- вии с поставленной задачей -учитывать выделенные учителем ориен тиры действия в новом учебном матери- але в сотрудничестве с учителем -проявлять познавательную инициативу в учебном сотруд ничестве - в сотрудничестве с учите- лем ставить новые учебные задачи
  Познавательные УУД -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений -строить сообщения в устной и письмен- ной форме -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме -строить логическое рассуж- дение, включающее установ- ление причинно-следствен- ных связей
    Коммуникативные УУД -задавать вопросы -контролировать действия партнера -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте ресов -учитывать разные мнения и интересы, обосновывать соб- ственную позицию -осуществлять взаимный контроль и оказывать необхо- димую взаимопомощь

Класс

  Сфера учебных действий   Ученик научится в коллективной (парной) работе и самостоятельно Ученик получит возможность научиться
    Личностные УУД -ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окру- жающих людей -чувство прекрасного и эстетические чув- ства восприятия мировой и художествен- ной культуры -установка на здоровый образ жизни -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им -адекватное понимание при- чин успешности, неуспешно-сти учебной деятельности -устойчивое следование в по ведении моральных норм и этических требований
  Регулятивные УУД -различать способ и результат действия -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату -учитывать установленные правила в пла- нировании и контроле способа решения -преобразовывать практиче- скую задачу в познаватель- ную -самостоятельно адекватно оценивать правильность вы- полнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение и в конце дейст- вия
    Познавательные УУД -ориентироваться на разнообразие спосо- бов решения задач -осуществлять анализ объектов с выделе- нием существенных и несущественных признаков -выделять существенную информацию из сообщений разных видов -осуществлять расширенный поиск информации с исполь- зованием ресурсов библио- тек (Интернет) -осуществлять сравнение, классификацию, самостоя- тельно достраивая и выпол- няя недостающие компонен-ты
    Коммуникативные УУД -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд ничестве -строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи -понимать относительность мнений и подходов к реше- нию проблемы -адекватно использовать речь для планирования и ре- гуляции своей деятельности

Класс

  Сфера учебных действий   Ученик научится в коллективной (парной) работе и самостоятельно Ученик получит возможность научиться
  Личностные УУД -положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние моти- вы -учебно-познавательный интерес к ново- му учебному материалу и способам реше- ния новой задачи -осознания «Я» как члена семьи, гражда- нина России, осознание ответственности человека за общее благополучие -принятие ценности природного мира -выраженной устойчивой учебно-познавательной мо- тивации учения -устойчивого учебно-позна- вательного интереса к новым общим способам решения задач
  Регулятивные УУД -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требования данной задачи -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве -осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
    Познавательные УУД     -осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы -осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ -осуществлять синтез как составление целого из частей -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса объектов на основе выделения сущностной связи -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий -записывать, фиксировать информацию об окружаю- щем мире с помощью инструментов ИКТ  
    Коммуникативные УУД -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности -продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Список литературы

1. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2010

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010

Наши рекомендации