Д. Обследование речевой функции

1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).

2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования арти­куляционной моторики, см. пункт “Г”.)

3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематическо­го слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.

4. Лексический строй речи — количественная и ка­чественная характеристики словаря.

5. Грамматическое оформление речи (типы употреб­ляемых предложений, наличие аграмматизмов, их прояв­ления; сформированность связной речи).

6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в обще­ние, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении те­матики общения), организованность речи.

7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незна­чительно; умеренный; замедлен незначительно (или уло-вочно); замедлен значительно; неровный).

8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немоду­лированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмич­ное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное;

напряженное и пр.

10. Выраженность заикания в различных видах речи:

1) в сопряженной речи;

2) в отраженной речи;

3) в шепотной речи;

4) в автоматизированных рядах;

5) при чтении стихов;

6) при чтении прозы;

7) в вопросно-ответной речи;

8) в рассказе по заданной теме;

9) при пересказе прочитанного;

10) в спонтанной речи.

11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.

12. Локализация судорог:

— дыхательные: инспираторные; экспираторные;

— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;

дрожащий гортанный спазм;

— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.

— сложные лицевые судороги.

13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

14. Наличие эмоционально значимых речевых ситу­аций (подробно перечислить данные ситуации).

15. Наличие речевых уловок: (замены слов; переста­новки слов; эмболофразии; произвольное ограничение ре­чевого общения).

16. Наличие насильственных содружественных дви­жений и их характер.

17. Субъективные ощущения, испытываемые заика­ющимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясня­ются только у подростков и взрослых.)

18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).

19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.

20. Реакция на помощь собеседника: положительная; отрицательная; безразличная.

21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; не­адекватное; сверхценное.

22. Наличие страха речи: избирательно ситуацион­ный; генерализованный и пр.

23. Наличие периодов речи без заикания: регуляр­ность, продолжительность.

24. Влияние эмоционального состояния на проявле­ние заикания.

25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

27. Определение степени выраженности речевых су­дорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяже­лая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.

Заключение

Результаты обследования заикающегося обобщают­ся логопедом в виде психолого-педагогического заклю­чения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;

— тяжесть заикания;

— тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоциональ­ного состояния;

— наличие страха речи;

— течение заикания;

— наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность квали­фицировать клиническую форму заикания: невротичес­кую, неврозоподобную, смешанную.

Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматнческой сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

Пример 2 Ф.И.0, 4 года 1 мес.

В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического пораже­ния ЦНС Заикание появилось постепенно на фоне неко­торой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхатель-но-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

Наши рекомендации