О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.
События развиваются стремительно.
В сказке описаны приключения обыкновенных героев, возведенных авторов в необыкновенные персонажи сказки. По сути, любой типаж сказки – будь то король, министр администратор, заслуженный деятель охоты или фрейлины можно встретить в нашей современной жизни. Не зря говорят, что та книга устарела, которая не перекликается с сегодняшним днем.
Евгений Шварц ведет сказку по пути динамичного развертывания сюжета. Она начинается с «волшебного» диалога между хозяином и хозяйкой, где речь идет, конечно же, о любви.
В жизни самого Евгения Шварца было место этому прекрасному чувству; в браке с Екатериной Ивановной Шварц был безмятежно счастлив.
Шаги…Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!
Сказка становится интригующей. Ведь все это наводит слушателя на мысли о собственной жизни. Шварц пишет очень правдиво. Это подтверждается повсюду в сказке, к примеру, в таком диалоге проказника‑волшебника.
Х о з я й к а. Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Х о з я и н (хохочет). Так ведь это я любя!
Х о з я й к а. Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…
Х о з я и н. Ну что ж тут обидного?
Х о з я й к а. А у курицы усы, как у солдата.
Х о з я и н. Ха‑ха‑ха!
Х о з я й к а. Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?
Х о з я и н. Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все‑таки я волшебник!
Сказка становится приключенческой после того как на авансцене появляются новые персонажи, что приводит к завязке отношений между Медведем и Принцессой.
Х о з я й к а. Тебе трудно, сынок?
М е д в е д ь. Да, хозяйка! Быть настоящим человеком очень нелегко.
Х о з я й к а. Бедный мальчик! (Мужу.) Чего ты хохочешь, бессердечный?
Х о з я и н. Радуюсь! Любуюсь на свою работу. Человек из мертвого камня сделает статую – и гордится потом, если работа удалась. А поди‑ка из живого сделай еще более живое. Вот это работа!
В этой сказке есть все – экспозиция, начало, развитие действия , развязка, эпилог. Все выстроено по композиции; ибо без композиции не существует ни одного литературного произведения.
Х о з я й к а. Ураган, землетрясение, молнии – все это пустяки. Нам с людьми придется дело иметь. Да еще с молодыми. Да еще с влюбленными! Я чувствую – непременно, непременно случится то, чего мы совсем не ждем!
То есть чудо, задуманное Шварцем.
Больше всего меня удивил эпизод, где Король рассказывает о своей дочке и о том, как она его поразила.
К о р о л ь. Вот то‑то и есть! За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь. А войдешь на половину принцессы – там музыка, разговоры о хороших людях, о поэзии, вечный праздник. Ну и рухнула эта стена из‑за чистого пустяка. Помню как сейчас – дело было в субботу. Сижу я, работаю, проверяю донесения министров друг на дружку. Дочка сидит возле, вышивает мне шарф к именинам… Все тихо, мирно, птички поют. Вдруг церемониймейстер входит, докладывает: тетя приехала. Герцогиня. А я ее терпеть не мог. Визгливая баба. Я и говорю церемониймейстеру: скажи ей, что меня дома нет. Пустяк?
Х о з я и н. Пустяк.
К о р о л ь. Это для нас с вами пустяк, потому что мы люди как люди. А бедная дочь моя, которую я вырастил как в теплице, упала в обморок!
Х о з я и н. Ну да?
К о р о л ь. Честное слово. Ее, видите ли, поразило, что папа – ее папа! – может сказать неправду. Стала она скучать, задумываться, томиться, а я растерялся.
Конфликт между такими разными людьми (двором, министрами Короля), охотник, борющийся за свою славу (Что может быть утомительнее?) и… на их фоне Принцесса. Чистая и непорочная. Сразу начинаются приключения, появляется Он (Медведь).
Сцена знакомства очень романтична.
Медведь, заходит в сад, распахивает дверь. За дверью девушка с букетом в руках.
Простите, я, кажется, толкнул вас, милая девушка?