Старших подростков на этапе окончания средней школы

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

(для учащихся 9 класса)

Ход проведения: учащимся предлагается выбрать 2 варианта продолжения предложения, наиболее подходящих к ним.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для.

а) получения образования;

б) поступления в ВУЗ;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б)успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

в) доставлять пользу людям;

г) обучение.

5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное на уроке - это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснение учителем нового материала,

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9. Мне нравится делать уроки...

а) когда ничто меня не отвлекает;

б) когда они несложные;

в) когда остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) когда я хорошо понимаю тему;

д) когда нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

д) желание получать знания;

е) общение.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем,

12. Хорошие отметки – это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б)трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо; е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

16. Ошибившись при выполнении задания, я

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.

Обработка результатов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков (для 7 класса). Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего.

Таблица 8

Номера предложений и баллы, им соответствующие     Варианты ответов   Показатели мотивации  
а   б   в   г   д   е      
            -    
          •* * <   -      
                 
          -   -      
            -    
            Г      
               
                 
                 

Таблица 9

Уровень мотивации   Показатели мотивации   Сумма баллов итогового уровня мотивации  
I II III
26-28 22-25 18-21 15-17 до 14 24-27 20-23 15-19 9-14 до 8 22-25 17-21 13-16 7-12 до 6 70-80 57-69 44-56 29-43 до 28

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7 классов.

Таблица 10 Выявление основных мотивов у школьников 9 классов

Варианты ответов   Номера предложений  
     
а)   И   П    
б)   П   И   п  
в)   У   в   И  
г)   с   в   п  
д)   о     в  
е)   П '   У   У  

Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.

Таблица 11

Номера предложений и баллы, им соответствующие     Варианты ответов Показатели мотивации  
а   б   в   г   д   е  
  +5   -5   +5   -5   +5   -5    
  -5   +5   -5   +5   -5   +5      
  +5   -5   +5   -5   +5   -5      
  -5   +5   -5   +5   -5   +5    
  +5   -5   +5   -5   -5   +5 .      
  -5   +5   -5   +5   -5   +5      
  +5.   -5.   -5   +5   -5   +5    
  +5   -5   +5   -5   +5   -5      
  -5   +5   -5   +5   -5   +5      

(Диагностика представлена из сборника: Лукьянова, М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. - М,: ТЦ «Сфера», 2004.)

Наши рекомендации