Тест Д. Голланда по определению типа личности
Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий «поэт или психолог» вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «плюс».
а) инженер-техник б) инженер- контролер | а) вязальщик б) санитарный врач | а) повар б) наборщик | а) фотограф б) заведующий магазином |
а) чертежник б) дизайнер | а) философ б) психиатр | а) ученый-химик б) бухгалтер | а) редактор научного журнала б) адвокат |
а) лингвист б) переводчик художественной литературы | а) педиатр б) статистик | а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза | а) спортивный врач б) фельетонист |
а) нотариус б) снабженец | а) перфоратор б) карикатурист | а) политический деятель б) писатель | а) садовник б) метеоролог |
а) водитель троллейбуса б) медсестра | а) инженер-электрик б) секретарь- машинистка | а) маляр б) художник по металлу | а) биолог б) главный врач |
а) телеоператор б) режиссер | а) гидролог б) ревизор | а) зоолог б) зоотехник | а) математик б) архитектор |
а) работник ИДН б) счетовод | а) учитель б) командир дружинников | а) воспитатель б) художник по керамике | а) экономист б) заведующий отделом |
Окончание теста
а) завхоз б) директор | а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике | а) наладчик б) механик | ||
а) корректор б) критик | ||||
а) агроном б) председатель колхоза | а) закройщик- модельер б) декоратор | а) археолог б) эксперт | а) работник музея б) консультант | |
а) ученый б) актер | а) логопед 6) стенографист | а) врач б) дипломат | а) главный бухгалтер б) директор | |
а) поэт б) психолог | а) архивариус б) скульптор | |||
Ключ к тесту Д. Голланда
(лист ответов учащихся)
РЕАЛИС-ТИЧЕС- КИЙ ТИП | ИНТЕЛ-ЛЕКТУАЛЬ- НЫЙ ТИП | СОЦИАЛЬ- НЫЙ ТИП | КОНВЕН- ЦИАЛЬ- НЫЙ ТИП | ПРЕДПРИ- ИМЧИВЫЙ ТИП | АРТИСТИ- ЧЕСКИЙ ТИП |
1а | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
2а | 6а | 6б | 7б | 9б | |
3а | 7а | 10а | 10б | 12б | |
4а | 8а | 11а | 13а | 14б | |
5а | 9а | 12а | 14а | 15а | 15б |
16а | 16б | 17б | 18б | 23б | 19б |
17а | 20а | 20б | 22б | 26б | 21б |
18а | 22а | 25а | 25б | 28б | 24б |
19а | 23а | 26а | 28а | 30а | 27б |
21а | 24а | 27а | 29а | 33б | 29б |
31а | 31б | 36б | 32б | 35б | 30б |
32а | 35а | 38а | 38б | 37б | 37а |
33а | 36а | 39а | 40а | 39б | 41а |
34а | 37а | 41б | 42а | 40б | 42б |
S = | S = | S = | S = | S = | S = |
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60-х — начале 70-х годов.
Анкета 1
1. В какой среде ты считаешь возможным применить способности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышленность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строительство, транспорт, работа по обучению других)?
2. Твое любимое занятие в свободное время.
3. Какая профессия тебя привлекает и почему?
4. Какое дело у тебя получается лучше всего?
5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?
6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела?
Анкета 2
Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание:
1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразительность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения.
2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих сверстников, в чем отстаешь от них?
3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность; раздражительность, нетерпеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделывать плохо выполненную работу.
4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни).
5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестандартность мышления; умение быть простым, доступным в общении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высокая результативность труда, его качество, полная самоотдача в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.
6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: отсутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные результаты, возможность творчества, возможности развивать способности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая общественная значимость, разнообразие в содержании работы, свободное время, возможность самому регулировать рабочее время.
7. Какой учебный предмет является твоим любимым и почему?
Люблю__________________ (предмет), потому что он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт: знание этого предмета пригодится для будущей профессии.
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.
В первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов учащихся может быть использован опросник ДЦО.
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.
Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.
Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статисты, экономисты.
Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.
Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.
Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДЦО» знак плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (++), а если очень нравится — три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (— —), а если очень не нравится — три минуса (— — — ).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов. ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»[2]
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1-а Ухаживать за животными | 1-б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2-а Помогать больным людям, лечить их | 2-б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3-а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3-б Следить за состоянием, развитием растений |
4-а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) | 4-б Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать) |
5-а Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5-б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6-а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6-б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7-а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7-б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8-а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | 8-б Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов |
9-а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9-б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10-а Лечить животных | 10-б Выполнять вычисления, расчеты |
11-а Выводить новые сорта растений | 11-б Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания и т.п. |
12-а Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12-б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13-а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13-б Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14-а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14-б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15-а Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15-б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16-а Делать лабораторные анализы в больнице | 16-б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17-а Красить или расписывать помещение, поверхность изделий | 17-б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18-а Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т.п.) | 18-б Играть на сцене, участие в концертах |
19-а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19-б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20-а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20-б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Существует модифицированный вариант данного опросника — опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопросы и дает возможность анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.